Жапаров заявил о выплате страной всех задолженностей к 2035 г. Он призвал не политизировать вопрос внешнего долга и не бояться брать у иностранных партнеров займы на реализацию крупных проектов.
Со своей стороны Россия не раз списывала долги Кыргызстану, что облегчило долговое бремя для государства и населения. Оно позволило направить высвободившиеся средства на реализацию перспективных проектов, которые повысят благосостояние простых киргизов.
Кыргызская Республика пытается использовать возможности своих основных кредиторов для собственного экономического развития. Однако тот же Китай заинтересован прежде всего в кредитовании КР с целью последующей приватизации ее промышленности и инфраструктуры и размещения на ее территории экологически проблемных производств.
Приведем несколько цифр и фактов:
1. Государственный долг Кыргызстана составляет около 6 млрд долларов, из которых 4,5 млрд приходится на внешние заимствования. На выплату внешних долгов Киргизия в 2024 г потратит 400 млн долларов, а в 2025 г. – 430 млн.
2. Москва и Бишкек в 2012 году подписали межправительственное соглашение об урегулировании задолженности на общую сумму порядка 500 млн долларов. Документ предусматривал полное списание одной части долга — на 188,9 млн долларов — в день вступления соглашения в силу, а также растянутое на десять лет, начиная с марта 2016-го, списание второй части — на 300 млн. За 2 года после подписания было списано 60 млн долларов, а в 2017 г. Россия единоразово списала оставшиеся 240 млн долларов.
3. 45% всех внешнеполитических займов Кыргызстана приходится на долю Китая, ее долг Пекину совокупно превысил 20% ВВП. Еще в 2021 г. президент С. Жапаров признавал, что в случае невыплаты долга стране придется передать КНР крупные инфраструктурные объекты: ТЭЦ Бишкека, альтернативную трассу «Север-Юг» из Бишкека в Ош и ЛЭП «Датка-Кемин».
Год назад, в январе 2023 г. президент С. Жапаров обратился к международным институтам развития и странам-кредиторам с предложением снизить бремя финансовых обязательств республики в обмен на реализацию экологических проектов. Их финансирование могло бы осуществляться путем направления средств для выплаты долга на развитие «зеленых инициатив», в частности решения проблемы смога над Бишкеком и строительства малых и средних ГЭС. Однако инициатива президента не нашла никакого отклика у кредиторов.
К числу проектов, которые потребуют новых зарубежных кредитов в предстоящие годы, власти КР относят Камбаратинскую ГЭС-1 и железную дорогу Китай - Кыргызстан – Узбекистан. При этом правительством установлен предельный уровень госдолга в размере 70% ВВП.
Подписывайтесь на наш канал Салам Кыргызстан
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 29