Истребитель И-16. На таком самолете воевал в Испании Владимир Бобров
Тогда не существовало единой системы учета боевых результатов, поэтому данные разных источников о количестве побед отличаются. Основными противниками наших летчиков в тех воздушных боях были устаревшие истребители ФИАТ и Хейнкель, однако 13 июня 1938 года Владимир Бобров сбил в бою новейший немецкий истребитель Мессершмитт Ме-109. Эта победа была подтверждена наземными частями республиканской армии.
После возвращения Владимиру Боброву присвоено звание капитан, 22 февраля 1939 года он награжден орденом Красного Знамени.
Вот тут нужно первый раз задать вопрос - почему один из самых результативных советских летчиков - истребителей в Испании Владимир Бобров не получил звания Герой Советского Союза, когда Золотые Звезды получали многие летчики, имевшие гораздо более скромные результаты. Внятного ответа нет.
Можно задать еще один вопрос - почему большинство награжденных за Испанию летчиков - истребителей при этом имели головокружительный рост званий и должностей по возвращении в СССР. После старшего лейтенанта получали майора, а то и полковника (звание подполковник появилось позднее), рост должностей был еще стремительней. У Владимира Боброва ничего похожего не было.
С августа по сентябрь 1939 года Владимир Бобров был командиром звена 4-го истребительного авиационного полка Западного военного округа, затем командовал звеном в 10-м истребительном авиационном полку, там же с октября 1939 года по декабрь 1940 года служил помощником командира эскадрильи. В составе этого полка участвовал в Советско - Финской войне, совершил 48 боевых вылетов. С декабря 1940 года по июнь 1941 года был слушателем Липецких высших авиационных курсов командиров. После окончания курсов был назначен командиром эскадрильи 237-го истребительного авиационного полка Прибалтийского военного округа.
Великая Отечественная война застала Владимира Боброва на Западной границе. Его 237-й истребительный авиационный полк был одним из первых в Советских ВВС, вооруженный новейшими истребителями Як-1. 22 июня 1941 года в 4 часа 30 минут командир эскадрильи Владимир Бобров поднял по тревоге свой истребитель в воздух, и через 10 минут на самолете Як-1 одержал свою первую победу в этой войне - сбил немецкий бомбардировщик Хейнкель Не-111. В одном из последующих вылетов его истребитель был подбит, Владимир Бобров был ранен, обожжен и попал в госпиталь.
Осенью 1941 года в боях под Москвой Владимир Бобров одержал в воздушном бою победу довольно редким способом - сбил Мессершмитт Ме-109 залпом подкрыльевых РС. Вот как вспоминал об этом участник этого боя летчик - истребитель Герой Советского Союза А. Я Баклан: «... Появилось в полку и еще одно новшество - реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями» Яков «. Как - то летели мы в паре с комэском... и повстречали тоже пару Ме-109. Мы имели преимущество, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и надо же: попал точно по» Мессеру «. Тот, конечно, сразу развалился на куски».
С апреля по октябрь 1942 года Бобров командовал 521-м истребительным авиационным полком. С ноября по декабрь 1942 года командовал 21-м истребительным авиационным полком, а с 19 декабря 1942 года по февраль 1943 года 161-м истребительным авиационным полком. Во время воздушного боя 23 января 1943 года был сбит и получил ранение, некоторое время не летал. 4 апреля 1943 года майор В. И. Бобров был назначен командиром 27-го истребительного авиационного полка, где воевали такие выдающиеся асы, как Николай Гулаев, Федор Архипенко, Евгений Мариинский и многие другие.
Говоря о Владимире Боброве как о командире истребительного авиационного полка, стоит отметить одну его особенность - он был, как говорят летчики, летающий «батя». В ходе боев многие командиры полков сами на задания вылетали весьма редко, в основном находясь на командном пункте и управляя боем с земли. Бобров часто сам водил полк в атаку, поэтому и имел значительное количество сбитых самолетов противника.
Летчики 27-го истребительного авиационного полка особенно отличились в битве на Курской Дуге, за период с 5 июля по 5 августа 1943 года сбили в воздушных боях 88 самолетов противника (19 из них - 5 июля). 6 июля 1943 года, прикрывая наземные войска, сражавшиеся на Курской Дуге, 10 советских истребителей, возглавляемых командиром 27-го истребительного авиационного полка В. И. Бобровым, вступили в бой с 27 бомбардировщиками Ju-87 и 12 истребителями Ме-109. Каждый наш летчик в этом бою сбил по вражескому самолету. Выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на свой аэродром.
За успехи в воздушных боях 8 октября 1943 года 27-му истребительному авиационному полку было присвоено звание 129-го Гвардейского. Несомненно, в этом большая заслуга командира полка Владимира Боброва. В честь этого торжественного события, 20 октября Владимир Бобров сбил в одном бою сразу 2 пикировщика Ju-87.
По февраль 1944 года Владимир Бобров командовал полком, участвовал в боях за освобождение Украины, воевал на 2-м Украинском фронте. Затем был отстранен от занимаемой должности и назначен инспектором - летчиком по технике пилотирования 190-й истребительной авиационной дивизии. Личная неприязнь и конфликты с некоторыми крупными военными чинами долгое время преследовали Боброва.
В начале 1944 года он без достаточных оснований был снят с командования полка и с апреля по май 1944 года находился в резерве отдела кадров 5-й Воздушной армии, в мае 1944 года он был исключен из членов ВКП (б) с весьма неприятной формулировкой «за недостойное поведение в быту и нарушение партийной этики». Лишь в марте 1945 года, за большие боевые успехи, его восстановили в партии с сохранением прежнего стажа. Выручил Боброва А. И. Покрышкин - пригласил Боброва в 9-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию.
С мая по сентябрь 1944 года Владимир Бобров командовал эскадрильей в 104-м Гвардейском истребительном авиационном полку, затем до конца войны был командиром этого полка. Воевал в Крыму и Молдавии, участвовал в Ясско - Кишиневской и Сандомирской операции, освобождал Польшу. Участвовал в боях над Германией и Чехословакией. Его ведомым долгое время был Михаил Девятаев, сбивший 9 самолетов противника и улетевший из плена на немецком бомбардировщике He-111. А. И. Покрышкин, первый Трижды Герой Советского Союза, сам в свое время по надуманной причине, из-за личной неприязни, был отстранен от полетов, исключен из партии и едва не угодил под трибунал.
Владимир Иванович Бобров показал себя не только грамотным командиром, но и умелым и бесстрашным воздушным бойцом. Несколько раз он сбивал в бою по два вражеских самолета, а в сентябре 1944 года в паре с Павлом Крюковым они сбили в одном бою по три бомбардировщика Хейнкель Не-111. Большую часть своих побед Владимир Бобров одержал на истребителе Р-39 «Аэрокобра», которым он владел в совершенстве.
Комментарии 9