Оказывается наши предки также интересовались историей села Ильина Гора и всего ильиногорского засурья. Собирали материал, записывали: легенды, народные предания, фольклор, рассказы старожилов об истории своих селений, своей жизни. Так что же они писали, какие темы обсуждали? Записи прошлого столетия наших предков.
О селение «Пряслово» и его переименование в «Ильину Гору». Засурское селение Пряслово носило такое название с древнейших времён задолго до восстания Емельяна Пугачёва (1773-1775гг.) Об этом говорят приведённые исторические факты, передаваемые сказы из поколения в поколение. Слово «Прясло» - старинное славянское название «жерди», а также изгороди из жердей, которыми обносились селения в старину. Точное или хотя бы приблизительное образование селения Пряслово не известно, это может быть и ХV век, или после падения Казанского ханства и заселения Присурья во второй половине ХVI века, но до восстания Степана Разина, селение уже существовало. Каким образом произошло переименовани...ЕщёОказывается наши предки также интересовались историей села Ильина Гора и всего ильиногорского засурья. Собирали материал, записывали: легенды, народные предания, фольклор, рассказы старожилов об истории своих селений, своей жизни. Так что же они писали, какие темы обсуждали? Записи прошлого столетия наших предков.
О селение «Пряслово» и его переименование в «Ильину Гору». Засурское селение Пряслово носило такое название с древнейших времён задолго до восстания Емельяна Пугачёва (1773-1775гг.) Об этом говорят приведённые исторические факты, передаваемые сказы из поколения в поколение. Слово «Прясло» - старинное славянское название «жерди», а также изгороди из жердей, которыми обносились селения в старину. Точное или хотя бы приблизительное образование селения Пряслово не известно, это может быть и ХV век, или после падения Казанского ханства и заселения Присурья во второй половине ХVI века, но до восстания Степана Разина, селение уже существовало. Каким образом произошло переименование села Пряслова в Ильину Гору. Поводом и причиной к изменению в названии села из Пряслова в Ильину Гору могло служить обстоятельство, в котором повествует устное народное предание в селе от жителей Пряслова XVII века до поколения обитателей Ильиной Горы, проживающего в нём ХХ столетия. Содержание предания рассказывает, что с давних времён, ещё до народного восстания Степана Тимофеевича Разина, на правом берегу Суры, напротив Курмыша, у места паромной переправы появилась новоявленная икона «Ильи пророка». Она наплывом пришла сверху, ночью пристала к берегу у паромной переправы. Утром икона была обнаружена. К месту новоявленной иконы собрались толпы народа окрестных селений и из Курмыша. Монахи Благовещенского монастыря (он находился на месте современного Выселка – 2), с монахами Курмышского монастырей решили новоявленную икону Ильи пророка доставить и поместить в какую-либо церковь в Курмыше, но икона того не желала. Извлечь икону из воды и поднять её никто не мог, икона не повиновалась. Когда же было решено доставить икону в церковь села Пряслово, то новоявленная икона легко поддалась и была установлена в прясловской церкви. С того времени прясловская церковь и весь её приход носил имя «Святого пророка Ильи». В состав церковного прихода входили села Засурья, но и соседних чувашских селений: Мочей, Испуханы, Тарханы, Урумово, Пандиково, Хирлу-касса, Сундырь и другие, население которых обращались миссионерами-монахами в христианскую веру (члены религиозной организации, которые ставят перед собой задачу обратить неверующих в определенную религию). С появлением «новоявленной» иконы Ильи пророка в прясловской церкви и её огромного прихода, значение церкви среди верующих значительно возросло, пророк Илья был одним из первых святых, которых стали почитать на Руси. Он ведал вопросами ниспослания на землю дождей, града, грозы и молнии, а изображение на иконах в качестве наездника, мчавшегося на колеснице в упряжке тройки белых коней по небесной тверди.
Всё сельское хозяйство целиком зависело от воли и капризов Ильи пророка, а поэтому он больше всего почитался среди сельского населения. В честь Ильи пророка в Пряслове и других деревнях был установлен ежегодный престольный праздник Ильин день на 20 июля по старому стилю и 2 августа по новому стилю, а само селение несколько лет спустя стало называться вместо Пряслова – Ильиной Горой («Ильина» произошло от слова Илья пророк, а «Гора», потому что село стоит на горе). В правдоподобность народного предания можно верить и считать его достоверным, за исключением небылиц придуманных монахами с церковниками по поводу новоявленной иконы Ильи пророка. В давние времена и ещё после революции икона Ильи пророка разносилась на сотни вёрст из ильиногорской церкви по разным селениям, особенно засушливые и неурожайные годы, а сама церковь извлекала из этого доходы в виде подаяний за икону Ильи пророка. Таковы сказанья, а идут они от дедов, от прадедов.
Действительно, когда появилось село можно только предполагать. Курмыш был основан в 1372 году и был самым первым городом в этом крае, но это была крепость на Суре - границе русских земель. С другой стороны Суры жили мордва, чуваши, черемисы. Казань ведь была завоёвана только в 1552 году, через 180 лет.
В 1375 году один из отрядов Мамая проник за Суру и произвел большое опустошение. Через два года здесь, в пределах Нижегородской губернии, около р. Пьяны произошла известная несчастная битва русских с татарами и мордвой. Желая оградить свое княжество от набегов татар, князь Борис Константинович не ограничился построением города, а старался ещё колонизировать Присурье русским населением. В 1393 году, жалуя Спасскому и Благовещенскому нижегородским монастырям рыбныя ловли и бобровые гоны от Курмыша по Суре, он разрешал им водворять поселян, которым давал льготы в платеже пошлин и запрещал курмышским наместникам вмешиваться в суд и расправу этих монастырских селений.
Во времена Борисовы Сура была границей Золотой Орды и Нижегородского княжества. Термин " город" не имел нынешнего смысла. Это было место огороженное частоколом и кое - где рвом. Сторожок на границе Семёновской степи.Серьёзного военного значения как крепость не имел. Был уязвим при нападении со всех сторон.
Пряслово ? Мне не попадалось такое название, хотя сёла и деревни Курмышского уезда я в литературе штудировал неоднократно. Раньше практиковались двойные названия. Многие сёла имели такие...
Курмыш - тоже не 1372 год.На пустом месте ничего не возникает. Археологические раскопки показывают курмышскую историю раньше Правда, чуть в стороне, пониже по Суре.
Конечно, были поселения и раньше - чувашские, мордовские. В 1822 году село было русским и жили там предки коренных семей села - Глебовы, Ляпаевы, Орловы, Осиповы, Глуховы и другие.
Колонизация края началась при Боголюбском или чуть раньше.При нём частично переселились киевляне, племена муромы,мери,веси.Постепенно между речье Оки, Волги, Суры заполнялось народом, смешиваясь с эрзей, чувашами, марийцами.Так что не факт, что Глебовы- Ляпаевы чистокровно русские. Сейчас модно вычислять происхождение по гапло группам. Попытайтесь и вы. А вообще есть поговорка :" Русского поскреби и увидишь татарина ".
Сурский рубеж. Поехали смотреть ретро технику времён ВОВ. Посмотрели реконструкцию боевых действий.Моя группа в ВК 👉 https://vk.com/villagerlifeЯндекс Дзен ...
1 июля 2023 года в рамках Всероссийского фестиваля поисковых отрядов и военно-исторических клубов «На Сурском рубеже» история оживет вновь. В Ядринском муниципальном округе бл...
Управление Главы Чувашской Республики по молодежной политике
Комментарии 53
Так что же они писали, какие темы обсуждали? Записи прошлого столетия наших предков.
О селение «Пряслово» и его переименование в «Ильину Гору».
Засурское селение Пряслово носило такое название с древнейших времён задолго до восстания Емельяна Пугачёва
(1773-1775гг.) Об этом говорят приведённые исторические факты, передаваемые сказы из поколения в поколение.
Слово «Прясло» - старинное славянское название «жерди», а также изгороди из жердей, которыми обносились селения в старину.
Точное или хотя бы приблизительное образование селения Пряслово не известно, это может быть и ХV век, или после падения Казанского ханства и заселения Присурья во второй половине ХVI века, но до восстания Степана Разина, селение уже существовало.
Каким образом произошло переименовани...ЕщёОказывается наши предки также интересовались историей села Ильина Гора и всего ильиногорского засурья. Собирали материал, записывали: легенды, народные предания, фольклор, рассказы старожилов об истории своих селений, своей жизни.
Так что же они писали, какие темы обсуждали? Записи прошлого столетия наших предков.
О селение «Пряслово» и его переименование в «Ильину Гору».
Засурское селение Пряслово носило такое название с древнейших времён задолго до восстания Емельяна Пугачёва
(1773-1775гг.) Об этом говорят приведённые исторические факты, передаваемые сказы из поколения в поколение.
Слово «Прясло» - старинное славянское название «жерди», а также изгороди из жердей, которыми обносились селения в старину.
Точное или хотя бы приблизительное образование селения Пряслово не известно, это может быть и ХV век, или после падения Казанского ханства и заселения Присурья во второй половине ХVI века, но до восстания Степана Разина, селение уже существовало.
Каким образом произошло переименование села Пряслова в Ильину Гору.
Поводом и причиной к изменению в названии села из Пряслова в Ильину Гору могло служить обстоятельство, в котором повествует устное народное предание в селе от
жителей Пряслова XVII века до поколения обитателей Ильиной Горы, проживающего в нём ХХ столетия.
Содержание предания рассказывает, что с давних времён, ещё до народного восстания Степана Тимофеевича Разина, на правом берегу Суры, напротив Курмыша, у места паромной переправы появилась новоявленная икона «Ильи пророка».
Она наплывом пришла сверху, ночью пристала к берегу у паромной переправы. Утром икона была обнаружена. К месту новоявленной иконы собрались толпы народа окрестных селений и из Курмыша.
Монахи Благовещенского монастыря (он находился на месте современного Выселка – 2), с монахами Курмышского монастырей решили новоявленную икону Ильи пророка
доставить и поместить в какую-либо церковь в Курмыше, но икона того не желала.
Извлечь икону из воды и поднять её никто не мог, икона не повиновалась. Когда же было решено доставить икону в церковь села Пряслово, то новоявленная икона легко поддалась и была установлена в прясловской церкви.
С того времени прясловская церковь и весь её приход носил имя «Святого пророка Ильи».
В состав церковного прихода входили села Засурья, но и соседних чувашских селений: Мочей, Испуханы, Тарханы, Урумово, Пандиково, Хирлу-касса, Сундырь и другие, население которых обращались миссионерами-монахами в христианскую веру (члены религиозной организации, которые ставят перед собой задачу обратить неверующих в определенную религию).
С появлением «новоявленной» иконы Ильи пророка в прясловской церкви и её огромного прихода, значение церкви среди верующих значительно возросло, пророк Илья был одним из первых святых, которых стали почитать на Руси. Он ведал вопросами ниспослания на землю дождей, града, грозы и молнии, а изображение на иконах в качестве наездника, мчавшегося на колеснице в упряжке тройки белых коней по небесной тверди.
произошло от слова Илья пророк, а «Гора», потому что село стоит на горе).
В правдоподобность народного предания можно верить и считать его достоверным, за исключением небылиц придуманных монахами с церковниками по поводу
новоявленной иконы Ильи пророка.
В давние времена и ещё после революции икона Ильи пророка разносилась на сотни вёрст из ильиногорской церкви по разным селениям, особенно засушливые и неурожайные годы, а сама церковь извлекала из этого доходы в виде подаяний за икону Ильи пророка.
Таковы сказанья, а идут они от дедов, от прадедов.
известная несчастная битва русских с татарами и мордвой. Желая оградить свое княжество от набегов татар, князь Борис
Константинович не ограничился построением города, а старался ещё колонизировать Присурье русским населением. В 1393 году, жалуя Спасскому и Благовещенскому нижегородским монастырям рыбныя ловли и бобровые гоны от Курмыша по Суре, он разрешал им водворять поселян, которым давал льготы в платеже пошлин и запрещал
курмышским наместникам вмешиваться в суд и расправу этих монастырских селений.