Второй класс метафор, подходящих для всех симптомов и проблем, — это так называемые метафоры изменения.
П. Вацлавик пишет о двух представлениях о причинности, существующих в науке. Первое — это представление о линейной причинности, которое пришло из классического естествознания девятнадцатого столетия, если быть более точным — из физики.
В прошлом была причина, которая породила следствие. Если следствие — это проблема или симптом, и оно нас не устраивает, единственное, что можно сделать в этой логике, — это вернуться во времени назад, обнаружить причину и что-то с ней сделать. В такой логике работает психоанализ. (Возможно, я что-то пропустил, но психоанализ предлагает найти причину, при этом не предлагая что-то (что?) с ней сделать. Он предлагает получить облегчение "от осознания" — H.B.)
В кибернетике возникло представление о «циркулярной» (то есть круговой) причинности.
Была причина, которая породила следствие. Которое подкрепило причину. Которая усилила следствие. Которое ещё больше закрепило причину... и так далее. В кибернетике это называется положительной обратной связью. Положительная — не в том смысле, что она хорошая, а в том смысле, что идёт эффект взаимного подкрепления и закрепления. (Так всё и работает в человеке.
Если следствие — это симптом или проблема, то получаем го, что в обыденной речи называется «порочный круг».
Если следствие нас не устраивает, то надо разорвать порочный круг. А разрывать его можно в разных местах. Неважно где.
Отсюда следует очень важный вывод: не обязательно знать причину симптома или проблемы для того, чтобы эффективно с ней работать.
А что значит «разорвать порочный круг»? Это значит — ввести изменение.
Эриксон говорил: «Изменение работает по механизму снежного кома». Маленькое изменение начинает раскручиваться и влечёт за собой большое, и болезненный, патологический паттерн разваливается.
В детстве М. Эриксон из-за своей дислексии никак не мог правильно произнести английское слово «government» — «правительство». У него всё время получалось «govement».
Молодая учительница — мисс Уолш — применила необычный способ. У них в классе был ученик с фамилией La Verne. Учительница попросила Милтона написать на доске: govLaVernement. Он написал. Предложила прочитать — он прочитал.
«А теперь, — сказала учительница, — убери лишнее La».
И Милтон прочитал трудное слово.
Много позже он говорил: «Этой молодой учительнице, мисс Уолш, я обязан одной из своих основных техник: вводить в патологический паттерн неадекватный элемент, который взрывает его изнутри».
Решение любой проблемы, избавление от любого симптома предполагает изменение. Основная задача терапевтической работы заключается в том, чтобы помочь человеку осуществить изменение. Это можно сделать либо с помощью терапевтического предписания, либо с помощью метафоры изменения.
Метафора изменения — это описание любого процесса, включающего в себя изменение. Это может быть природный процесс, это могут быть изменения в науке, технике, медицине и т. д.
Как работает метафора изменения? Выше говорилось о том, что метафора — это как бы образец для бессознательного; на его языке — языке образов и символов — ему говорят: «Вот, что надо сделать». Предъявляя метафору изменения, бессознательному как бы говорят: «Надо осуществить изменение». Какое изменение? Где и в чём? За счёт каких ресурсов? Ему лучше знать. Такое и там, какое и где это сейчас необходимо для того, чтобы проблема была решена.
Есть несколько общеизвестных и общеупотребительных метафор изменения. Например — рост дерева.
Дерево
Однажды маленькое семечко попало в землю, набухло и проросло. И у него появился корешок, который устремился вниз, и росток, который устремился вверх. Корешок ветвился, разрастался, укреплялся в земле и извлекал из земли всё необходимое для роста и развития. А росток пророс и превратился в стебель, затем в ствол, и на нём выросли ветки, а на ветках листья, и листья извлекали из воздуха, из света, из воды всё необходимое для роста и развития. Сок корней питает рост ствола, ветвей и листьев, а сок листьев питает рост ветвей, ствола и корней. И всё это тихо, гармонично, в полном соответствии с законами природы.
И дерево растёт в окружении других деревьев, более высоких, чем оно... и постепенно оно сравнялось в росте со многими из них и даже стало выше некоторых из них...
Летом дерево покрыто свежей зелёной листвой, а потом приходит осень... изменяются цвета, краски, оттенки... и листья начинают опадать... и иногда бывает так спокойно... видеть, как кружится в воздухе и ложится на землю осенний лист...
Приходит поздняя осень... и опадают все листья...
И может быть иногда дереву бывает грустно или одиноко...
Приходит зима... и выпадает снег... и укрывает ветви дерева... и может показаться, что дерево спит... глубоким сном...
Но приходит весна... и вновь пригревает солнце... и тает снег... и распускаются почки... и дерево вновь покрывается свежей зелёной листвой... и оно стало старше на один год. И оно стало ещё сильнее, ещё увереннее... оно ещё крепче стоит на своих собственных ногах... https://www.b17.ru/osipa/ https://www.b17.ru/training.php?id=27076 #Омск
#психологомск
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев