Предыдущая публикация
На своeм свадебнoм пирy в Кpемле Марина с вилкoй шoкиpoвала рyсскоe бояpство и духовенство. В дaльнейшем вилкa стала пoвoдoм для недoвoльства прoтивникoв Лжeдмитрия. Oни аргумeнтировали это следующим образом: рaз цapь с царицeй eдят не руĸами, a ĸаĸой-то рогатиной, значит, они не руccкие и не монарxи, а порождение дьявoла.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Дичь, птицу и рыбу полагалось разделывать руками. Правда, в отличие от Европы русские в застолье жирных рук не вытирали о волосы. Предпочитая пользоваться рушниками. А уж если мясо подавалось, то его разрезали на ломти ножом.
В мае 1606 года в Москве состоялось венчание дочери сандомирского воеводы Марины Юрьевны Мнишек и Дмитрия Ивановича, московского царя, точнее самозванца, который себя выдавал за младшего сына Ивана Грозного.
Свадьба шокировала и народ, и представителей боярского сословия. Новоявленная царица на пиру пользовалась странным предметом, похожим на обыкновенные крестьянские вилы. Дело принимало крамольную окраску.
С этой самой вилки в руках Марины Мнишек и пошло убеждение, что раз едят цари при помощи дьявольского орудия - трезубца, то и сами они не...ЕщёА вплоть до 17-го века русские люди использовали за столом просто ложку и нож. Не случайно традиционные блюда нашей кухни это различные похлебки, щи, каша, студень и прочее, что можно зачерпывать из миски при помощи ложки.
Дичь, птицу и рыбу полагалось разделывать руками. Правда, в отличие от Европы русские в застолье жирных рук не вытирали о волосы. Предпочитая пользоваться рушниками. А уж если мясо подавалось, то его разрезали на ломти ножом.
В мае 1606 года в Москве состоялось венчание дочери сандомирского воеводы Марины Юрьевны Мнишек и Дмитрия Ивановича, московского царя, точнее самозванца, который себя выдавал за младшего сына Ивана Грозного.
Свадьба шокировала и народ, и представителей боярского сословия. Новоявленная царица на пиру пользовалась странным предметом, похожим на обыкновенные крестьянские вилы. Дело принимало крамольную окраску.
С этой самой вилки в руках Марины Мнишек и пошло убеждение, что раз едят цари при помощи дьявольского орудия - трезубца, то и сами они не иначе, как приспешники самого Сатаны.
Лжедмитрия, как известно казнили, Марину выслали, правда вскоре она сбежала по дороге, став женой второго самозванца. А про вилку бояре не забыли.
Но еще больше века называли этот прибор "рогатиной" или "вильцами". Название "вилка" вошло в обиход только в 18-м веке. При дворе окончательно она вошла в обиход в Петровскую эпоху.
А вот консервативный простой люд сопротивлялся гораздо дольше, прекрасно обходясь при приеме пищи ложкой и тем же ножом. Крестьянство и беднота считали вилку неудобной и ненужной, даже поговорка появилась: "Ложкой, что неводом, вилкой - что удою".
Окончательно к употреблению вилки за столом Россию приучила лишь советская власть, рьяно боровшаяся с "кухонным рабством женщин" и внедрившая систему общепита с неизменными алюминиевыми вилками и ложками.