Предыдущая публикация
Чаталхёюк, расположенный в южной Турции 9 тысяч лет назад, является одним из первых городов человечества. В этом городе дома и склады стояли настолько плотно, что улицы заменялись крышами.
Чаталхёюк стал центром первобытной торговли, где менялись товарами без денег и где хоронили усопших под полами домов. Однако 7 тысяч лет назад Чаталхёюк был заброшен, а его народ исчез, руины занес песок, и через тысячу лет никто уже и не помнил о первом городе людей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Предполагается, что поселение функционировало примерно с 7400 года до нашей эры. В нем могло проживать до 8-10 тысяч человек. Таким образом, это был крупнейший протогородской центр эпохи неолита. Таким образом, даже по меркам Средневековья, на заре человеческой цивилизации Чаталхёюк был настоящим мегаполисом. Исследователей и сегодня впечатляет облик этого замечательного древнего города.
Дома в Чаталхёюке тесно примыкали друг к другу. В них не было ни дверей, ни окон. Доступ к ним осуществлялся по лестнице сверху, через крышу. И именно на крышах проходила столичная жизнь этого неолитического центра. Здесь не было ни улиц, ни городских укр...ЕщёМир узнал об одном из древнейших городов в истории человечества только в конце 50-х годов прошлого века. Именно тогда британские учёные под руководством Джеймса Маллеарта при раскопках в Анатолии (Турция) обнаружили остатки городской инфраструктуры VII тысячелетия до нашей эры. Однако это было ещё не все. Последующие работы показали масштаб находки.
Предполагается, что поселение функционировало примерно с 7400 года до нашей эры. В нем могло проживать до 8-10 тысяч человек. Таким образом, это был крупнейший протогородской центр эпохи неолита. Таким образом, даже по меркам Средневековья, на заре человеческой цивилизации Чаталхёюк был настоящим мегаполисом. Исследователей и сегодня впечатляет облик этого замечательного древнего города.
Дома в Чаталхёюке тесно примыкали друг к другу. В них не было ни дверей, ни окон. Доступ к ним осуществлялся по лестнице сверху, через крышу. И именно на крышах проходила столичная жизнь этого неолитического центра. Здесь не было ни улиц, ни городских укреплений, ничего, что в нашем представлении формирует облик любого «стандартного» города.
Весь город был построен из строительного материала, который не был дефицитом - высушенной грязи. Средняя площадь глинобитного дома составляла 25 квадратных метров, поэтому о роскоши не могло быть и речи, тем более что в нем жили до 8 человек. Кроме того, в каждом маленьком хозяйстве была плита, очаг и зернохранилище, которое представляло собой отдельное помещение. Только представьте, настолько тесной была повседневная жизнь.
Город без улиц был похож на одно большое здание. Здесь также не было кладбища. В этом не было необходимости. Фактически, умерших хоронили в их собственных домах - под полом, в позе эмбриона, иногда с небольшим количеством предметов. Таким образом, они постоянно "присутствовали" в пространстве, где люди жили, спали и вели свою повседневную жизнь.
По мнению исследователей, факт близости умерших и захоронений их последующих поколений (в некоторых помещениях были найдены даже десятки останков) представлял собой строительный блок, объединяющий сообщество, подчёркивающий их общее происхождение - существование многопоколенной "семьи".
Возможно, по гигиеническим или эпидемиологическим причинам (о которых они знали?), разлагающиеся тела не прятали под полом - только скелеты. Перед окончательным захоронением трупы выставляли на съедение стервятникам. Птицы "отчищали" тела от мяса, оставляя только кости.
Некоторых, особо почитаемых умерших хоронили вне дома. В очень важных для общины помещениях, которые выполняли функцию святилищ. Впрочем, от обычных домов святилища отличаются не размером, не тем, как в них входят, а лишь богатым убранством внутри. Помещения внутри святилищ состояли из самых разнообразных фресок - от типично-декоративных, до картин с изображением животных, сцен из жизни и символических мотивов. Популярным "украшением" священных мест были большие, глиняные бычьи головы, к которым крепились настоящие рога. На некоторых фресках также изображены стервятники, летающие над телами. Птицы, вероятно, были символом смерти.