Утраченные сокровища Империи: самые красивые тиары Романовых (и где они сейчас)
Иван Николаевич Крамской (1837—1887).Портрет императрицы Марии Федоровны(фрагмент).1881.Государственный Эрмитаж.
Классическая русская тиара представляет собой гибкие ободки, из которых будто рассеиваются бриллиантовые «лучи». На Западе такой вид тиар иногда называют франж.Главная прелесть таких украшений в их универсальности: русские тиары создавались таким образом, чтобы их можно было носить и самостоятельно, и надевать как ожерелье. Считается, что такие тиары вошли в моду при дворе Николая I.Сегодня убранства, выполненные по образу и подобию tiare russe, можно найти практически во всех монархиях мира – от монакской и до японской.
В начале XIX века в Россию из Европы пришла мода на тиары «lovers knot» (узелки любви), в которых бриллианты сочетались с каплевидными жемчужинами. У супруги Николая II Александры Федоровны таких тиар было две - Большая бриллиантовая тиара и Жемчужная тиара.
Николай Корнилиевич Бодаревский(1850-1921).Портрет императрицы Александры Фёдоровны, 1907, холст, масло
Государственный Эрмитаж
Большая бриллиантовая тиара с жемчугом (1831 или 1833 гг., фото 1922 г.)
После проведенной в 1922 году инвентаризации следы этой тиары теряются, скорее всего, она была разобрана и продана по частям.
В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно. При малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень композиции – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата.
Лауриц Туксен.Венчание императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны" (1894).Фрагмент.
На западе ее еще любят называть «русской подвенечной тиарой», и неспроста – именно в ней выходили замуж несколько поколений императорских невест, начиная со второй половины 19 века.14 (26) ноября 1884 г. в церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце венчались император НИКОЛАЙ II и великая княгиня АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА (урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская).
Диадема Марии Федоровны
Изначально эта тиара изготавливалась совсем не как подвенечное украшение. Ее условным годом «рождения» считают 1800 год, создателем – Якова Дюваля, а первой владелицей – Марию Федоровну, супругу императора Павла I. Как пишет в одной из своих книг искусствовед Лилия Кузнецова, изначально диадема также была украшена свисающими у висков нитями – на манер древнерусских рясн. Чистейшие бриллианты разного калибра и огранки были привезены из Индии и Бразилии, а их совокупный вес составлял около 1000 карат!
Одна из любимейших диадем императрицы Марии Федоровны - диадема с колосьями. Изготовили ее ювелиры братья Дюваль уже после смерти Павла I. В основе композиции – изящные колоски, витиевато сплетенные со стебельками льна.
Оригинальная диадема с колосьями - фото сделано в 1927 году специально для аукциона.
Вся тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре красовался огромный, 37-каратный, лейкосапфир – прозрачный, с едва различимым золотистым оттенком.
Спустя сто лет, при описи драгоценностей императорской семьи, большевики решили, что диадема «Колосья», высоко ценившаяся в императорской семье, не представляет собой ни исторической, ни художественной ценности и выставили ее на торги. После того, как диадему продали на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году, сведений о ней больше не появлялось.
В 1980 году ювелиры В. Николаев и Г. Алексахин на основании фотографии этой диадемы, сделанной для торгов, смогли создать ее копию под названием «Русское поле».
Диадема "Русское поле", Москва, 1980
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты.
Диадема "Русское поле" - одно из лучших произведений «Алмазного фонда». Выполнена по мотивам рисунков XIX в. Золотые колосья ржи, платиновые коробочки льна, усыпанные мельчайшими бриллиантами и закрепленные подвижно, тянутся к солнцу. «Солнце» - крупный, золотистый бриллиант массой 35,52 кар.
Лучистая тиара Елизаветы Алексеевны
В начале 19-го столетия была явлена свету еще одна царственная тиара Романовых, названная Лучистой диадемой Елизаветы Алексеевны. Созданная в лучших традициях модного по тем временам стиля ампир. Оказывается, лучистый головной убор, искрящийся солнечным драгоценным блеском.Первой владелицей этой тиары была Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I.Никаких сведений о судьбе лучистой тиары после революции не имеется.
Портрет Марии Павловны работы Кустодиева
В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Федоровне в честь их восшествия на Российский престол. Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Федоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урожденной принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской. Одним из близких друзей княгини был агент британской разведки Альберт (Берти) Стопфорд.
С его помощью летом 1917 драгоценности удалось тайно вывезти из советской России во Францию, где они и воссоединились с княгиней.
Для поддержания достойной жизни в эмиграции Мария Павловна вынуждена продать часть драгоценностей, среди которых была и сапфировая тиара. И новой владелицей шедевра ювелирного искусства стала королева Румынии Мария Мисси.В старости королева Мария подарила Тиару своей дочери Илеане.Несмотря на многочисленные сложности и лишения Илеана сохранила семейную ценность, тиара сопровождала ее во всех путешествиях и переездах после изгнания из Румынии. В возрасте 81 года посетила Румынию в 1990 году. До самой смерти служила в монастыре в качестве игуменьи. А сапфировая тиара все-таки ушла с молотка в США еще в 1950 году, покупатель неизвестен.
Бриллиантово-жемчужный "очельник" - малая русская императорская диадема, изготовленная К.Болином в 1842 году.
После революции, в 1927 году через аукцион Christie's диадема была продана компании "Холмс и Ко.", которая позже перепродала ее 9-му герцогу Мальборо для его второй жены, Глэдис (1881-1977). В 1978 году диадема ушла с аукциона в Лондоне и позже попала в коллекцию Имельды Маркос. После свержения ее мужа, Фердинанда Маркоса, драгоценности Имельды были конфискованы и находятся в Центральном банке Филиппин. Правительство Филлипин регулярно пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион, но пока продать их не удается.
Копия тиары Болина, изготовленная ювелирами Николаевым и Алексахиным. В настоящее время хранится в Алмазном фонде. Именно она и носит название "Русская красавица"
Великолепное убранство, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, – это очередное творение мастерской Болина. Его придворным ювелирам в 1874 году заказал великий князь Владимир Александрович – сын императора Александра II – для своей невесты Марии Павловны в качестве подарка на свадьбу. По имени великого князя теперь и называют тиару – Владимирской.
Владимирская тиара в ее оригинальном виде - с жемчужными подвесками
После смерти Марии Павловны украшения отошли ее дочерям. Тиара досталась младшей Елене – на тот момент уже супруге греческого принца Николая. Елена продаст Владимирскую тиару королеве Марии Текской.
В мастерской Garrard & Сo жемчужины сделают съемными, а в качестве альтернативы для них подберут каплевидные изумруды – так называемые, «Кембриджские камни». После смерти Марии Текской тиара отойдет ее внучке – королеве Елизавете II, которая и носит ее до сих пор и с жемчужинами, и с изумрудами, и даже «пустой».
Владимирская тиара с "Кембриджскими камнями" - изумрудами
Яков Яковлевич Вебер. «Портрет Александры Фёдоровны».1914. Копия «Портрета императрицы Александры Фёдоровны» Ф.-А. фон Каульбаха 1903 года.Александровский дворец,Пушкин
Эту великолепную тиару, сапфирово-бриллиантовый рисунок которой часто любят сравнивать с праздничным фейерверком и с традиционными геральдическими лилиями, создали в другой ювелирной фирме при дворе Романовых – Кехли, названной по фамилии ее основателя.
По ней же теперь называют и эту тиару, изготовленную специально для последней императрицы России – Александры Федоровны. Диадема была частью большой парюры, однако после Революции продали все на аукционе в 1920-х годах.
Франсуа Фламенг (1856-1923).Императрица Мария Федоровна в Жемчужной диадеме.
По своей форме это убранство напоминает, скорее, корону, чем тиару, а самым впечатляющим элементом в нем по праву считаются массивные продолговатые жемчужины. Это убранство входило в состав драгоценной парюры, судьба которой после Революции пока остается загадкой.
Жемчужная диадема Марии Федоровны
Судьба тиар российской императорской фамилии, как, впрочем, и других украшений Романовых, сложилась незавидно – если не сказать трагически. Некоторым образцам русского ювелирного искусства повезло: одни попали в частные руки практически невредимыми, другие нашли для себя новых хозяек голубых кровей (например, британскую королеву Елизавету II), а на одну из них даже может взглянуть любой желающий, оказавшийся на выставке Алмазного фонда.
Комментарии 76
Спасибо.