К строительству церкви в с.Байдеряково были готовы к 1879 году. В подготовке материалов и по сбору денег на строительство церкви оказывал помощь крестьянин села Байдеряково Акимов Михаил Степанович. Он был в селе первым грамотным человеком (1836 года рождения). Михаил Степанович окончил Костычевскую церковно-приходскую школу, умер в возрасте 85 лет от роду в 1921 году.
Акимов Михаил Степанович сам участвовал в строительстве церкви. С ним вместе в организации строительства церкви работал Селиванов Федот. Он также окончил Костычевскую церковно-приходскую школу. В строительстве церкви участвовали почти все крестьяне села Байдеряково.
Строительство церкви в Байдеряково было закончено в 1880 году, а осенью того же года церковь была освещена. На тот момент в селе было около 160 крестьянских дворов. Церковь стояла на краю села (на том месте теперь стоит Дом культуры).
В музее хранится исторический документ — фотокопия акта инспекторской проверки школы С-Петербургским Комитетом Грамотности при Императорском Вольном Экономическом Обществе от 17 января 1895 года за №34422.
В этом документе сказано, что в селении Байдеряково Троицкой волости Сызранского уезда Симбирской губернии 11 февраля 1885 года было открыто церковно-приходское училище (по старому стилю). До 1894 года занятия с детьми проводились в церковной сторожке. Учили детей священники.
В 1894 году было построено первое здание училища. Возведено оно на общественные средства, небольшую часть из которого выплатило Сызранское отделение Симбирского Епархиального училищного Совета. Училище было одноклассным, трехгодичным. Учились в нем девочки и мальчики в возрасте от 8 до 12 лет.
На день инспекторской проверки 17 января 1895 года в училище было 30 учащихся, из них 5 девочек. Многие из них не заканчивали училище и отчислялись по причине неуспеваемости и «неисправной» посещаемости.
Основной причиной этому была полевая работа. Особое внимание уделялось изучению закона божьего и церковно-славянской грамоты.
Из рассказов старейших жителей села установлено, что первой учительницей была Клавдия Егоровна (фамилию никто не помнит). Она приехала из Сызрани в 1894 году, ей было тогда 18 лет. Работала она в училище 2 года, затем вышла
замуж и уехала из села.
Следующие 2 года работала учительницей дочь священника Лебединская Валентина Александровна. Александр Лебединский был первым священником
байдеряковской церкви. Валентина Александровна окончила гимназию.
С 1898 года по 1904 год учителем работал Каштанов Федор Степанович, чуваш по национальности. Приехал он из села Елаур (ныне Ульяновская область).
В 1902 году одноклассное трехгодичное училище было реорганизовано в одноклассное училище с четырехгодичным обучением.
В 1909 году было принято решение Министерства народных училищ о строительстве в селе Байдеряково каменного здания для двухклассного четырехлетнего училища, но староста села Г.Е.Акимов выделить транспорт для перевозки кирпича из Сызрани отказался. После этого на эти средства
было построено здание школы в с. Троекуровка недалеко от Сызрани.
Село по форме расположения напоминало неправильную дугу и со всех сторон было окружено изгородью, чтобы скот сельчан не смог пройти на поля.
В три ряда расположились крестьянские дома вдоль реки Уса. Многие
дома перекосились или вросли в землю, окошечки были плетневые.
До революции в селе было 228 дворов. Кое-где виднелись дома с тесовыми крышами. Это были дома середняков, а более богатые свои дома крыли железом. У них дома были большие, светлые. Их было всего семь домов:
Дорофеева Герасима Николаевича, Романова Тимофея Васильевича, Фуражкина Ермолая Ивановича, Буянова Ивана Павловича, Фролова Кузьмы Степановича, Торгашкина Егора Яковлевича, Кожина Василия Ефремовича.
Церковь в то время была уже в середине села на старом месте. Посреди
села росли несколько вязей. Сады были у Дорофеева Герасима Николаевича и Русскова Егора. Рядом с селом расположились луга с лесом из ольхи, ветлы, ивы, черемухи и других деревьев.
С запада, на косогорье, были расположены поля, разделенные на мелкие части — «паи», а далее на горизонте виднелись леса.
К 1914 году в селе грамотные и малограмотные были всего 50-60 человек. Из числа поступивших в сельское училище в 1909 году окончили его в 1913 году Портнова Татьяна Григорьевна, Русскова Анисия Сергеевна, Исаева Марфа
Матвеевна, Назарова Ксения Федоровна, Харьков Яков Степанович.
Они могли говорить по-русски. Всякую переписку вели «писари» — их в селе было четыре человека, они могли писать по-русски, могли писать заявления, письма, различные справки и жалобы. Это: Назаров Сергей Фадеевич,
Львов Степан Федотович, Русское Иван Петрович, Волков Спиридон Никифорович.
Женщины долгие зимние ночи сидели и пряли кудель для холста. Бедные люди по ночам сидели с лучинками, лампы со стеклом было только у богатых. В маленьких однокомнатных избушках дети спали на полу, на палатях или на печке. В избах содержали телят и ягнят.
Обстановка в избе была слишком бедна: вдоль стен стояли длинные деревянные скамейки, стол, стул и табуретка. Жители села, как мужчины, так и женщины одевались во все холстяное. Женщины носили чисто национальное одеяние — сурбаны, монисты.
Байдеряковские мужики носили синие холстяные штаны и рубашки, а малячкинские — красные. Поэтому их называли красноштанниками., байдеряковцев — синештанниками.
Ноги обували в лапти с портянками. Лапти носили зимой и летом. Зимой одевались в полушубки или сахман-пальто из домашнего грубого сукна. Валенки и сапоги были доступны только для богатых. Некоторые изнашивали за всю жизнь одну пару сапог или валенок. Сапоги и валенки носили только
по праздникам. Были такие, которые до церкви шли в лаптях, а у ограды церкви переобувались в сапоги. После моления в церкви выходили и переобувались снова в лапти. Сапоги носили на плечах. Так берегли свои сапоги и
валенки Назаров Михаил Григорьевич и Фуражкин Корнил.
В пищу употребляли картофель, чечевицу, пшено, ржаной хлеб. Пшеничный хлеб ели только по праздникам. Сахар и сладости давали только грудным детям на жовку. Ели салму, пӑтӑ (национальную кашу), суп, нимӗр (завариху), кӗсел. Иногда пекли крупные пироги — хуплу (большой круглый пирог с мясом и картофелем), пашалу (лепешку), çӳхӳ.
Осенью, после загона скота, делали шӑрттан (шырттан) - домашнюю национальную колбасу, тултармӑш (из ливера с пшенной кашей). Иногда готовили студень — холодец. Ели деревянными ложками из большого деревянного блюда.
До первой мировой войны (1914 г.) в селе имелось 250 лошадей, более 260 коров с молодняком и до 1000 овец. Некоторые бедняки лошадей и коров не имели. Но зато богатые держали по 3-4 лошадей и коров. Они имели в своем
хозяйстве наемных работников и батраков. Бедняки работали у него только за то, чтобы прокормиться и одеваться.
В селе было два частных магазина, бакалейник, которые принадлежали Кожину Василию Ефимовичу и Леонтьеву Андрияну Антоновичу. Кроме них молочные ларьки были у Курносова Матвея Ивановича, Дорофеева Герасима Николаевича и Малышева Ивана Никитовича. Дорофеев Герасим Николаевич
еще имел ветряную мельницу в селе Малячкино.
В селе Байдеряково ветряная мельница принадлежала Русскову Егору Петровичу. Были и водяные мельницы на реке Уса и роднике по
оврагу Большая Горшечная. Водяную мельницу на реке Уса построил Козлов Иван Сергеевич из села Новодевичье в 1912 году с помощью жителей села. Потом он ее арендовал у сельского общества. Далее эту мельницу арендовали братья — Григорий и Тимофей (фамилия была забыта) из с. Смолькино.
Накануне революции 1917 года эту мельницу арендовал Симоничев Сергей Макарович из села Муранка. После революции мельницу передавали в
руки сельсовета и заведующим мельницей поставили Захарова Матвея Андреевича. Водяная мельница на реке Уса имела два водяных колеса, при помощи которых работали два камня для помола зерна и обтерки проса.
После революции на мельницу поставили специальные приспособления для обработки (толчения) конопли (кудели). В 1947 году мельницу перенесли
на берег р. Уса и поставили движок.
Мельница в овраге Большая Горшечная принадлежала Русскову Егору Петровичу. Она имела один камень для помола зерна и один маленький камень для обтирки проса. После революции эту мельницу разломали (1926 г.) из-за непригодности.Ветряную мельницу тоже разобрали в 1926 году.
Граждане села имели всего 1500 десятин земли. Из них более плодородные земли в размере 500 десятин арендовал Русское Егор Петрович со своими сыновьями.Кроме них по 15 десятин арендовали у удельного ведомства Львов Степан Федорович, Фролов Кузьма Степанович и Торгашкин Яков Андреевич. Они имели дома с надворными постройками и свои земли они загораживали жердями.
В двух километрах к западу от села находилась деревня Владимировка, переселенцы из д.Бударки — 17 семей (дворов). Им принадлежало 85 десятин земли. Остальные земли 870 десятин распределялась между остальными гражданами села на 40 или 48 паев.
Землю давали только гражданам мужского пола, которые попади в перепись населения, а те, которые рождались после переписи землю получали только
после следующей переписи. В среднем каждому двору приходилось лишь по 3-4 десятины земли. Были семьи по 10-12 человек, но земли имели лишь 2-3 десятины.
За землю крестьяне должны были платить налог деньгами и зерном (в удельные амбары). Землю обрабатывали деревянной сохой, сеяли вручную под деревянную борону. Поэтому получали низкий урожай зерна. Если засуха, то бедняки и часть середняков голодали.
Урожай хлеба снимали серпами, молотили цепами, веяли деревянными лопатами, кидая вверх. Поля имели трехпольный севооборот: На одном поле сеяли озимые (рожь), на втором яровые (ячмень, пшеницу, просо, чечевицу, подсолнечник), а третье поле лежало под паром. На нем до августа пасли скот. А потом в августе пахали и сеяли рожь. В это время скот пасли на лугах или по
жнивью.
Для обмолота зерна каждая семья имела ток, которые находились там, где теперь четвертый, верхний, ряд домов.
После образования колхозов тока были уничтожены и образовалась однобокая улица.
В селе во всех делах руководящую роль занимали богачи. Без их согласия никакие решения не принимала община. Во время первой мировой войны расслоение крестьянства, начатое после отмены крепостного права, шло быстро: более зажиточные середняки богатели, а бедные совсем разорялись.
У многих семей мужчины были на фронте, многие были убиты и ранены. По селу ходили много нищих, просили подаяние— эти были разорившиеся бедняки или многодетные, безземельные вдовы, у которых мужья погибли на фронтах
мировой войны. Некоторые разорившиеся семьи уходили в другие места, даже несколько семей уехало в Сибирь.
В начале марта 1917 года до села дошел слух о свержении царя (27 февраля). Этот слух многих бедных радовал, а богатые впали в смятение и не знали, чем это кончится. Они надеялись вместо свергнутого поставят нового, лучшего. образовалось временное правительство.
В октябре 1917 года свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Рабочий класс в союзе с крестьянством под руководством партии большевиков захватили власть в свои руки. Декреты о мире, о земле с быстротой распространились по всей России. Они дошли и до села Байдеряково.
Вслед за установлением Советской власти в Сызрани прошли бурные собрания. Такие собрания прошли и в селе Байдеряково. Здесь тоже образовали Советы. На собрании был снят прежний староста села Малышев Андрей Егорович, вместо него избрали председателем сельского Совета Русскова Андрея Петровича, а секретарем сельского Совета —
Назарова Фадея Корниловича.
Жителей села волновали земельный вопрос, так как многие страдали от малоземелья. Поэтому декрет о земле расшевелил всех жителей села. Богатые не хотели отдавать свои земли. Было решено отобрать у них все наделы и земли распределить на каждого жителя села мужского пола. Для раздела
земли была создана комиссия, куда вошли Романов Петр Васильевич,
Фуражкин Ермолай Иванович и Назаров Фадей Корнилович.
Весной 1918 года была распределена земля по-новому.
В конце мая 1918 года войска мятежного чехословацкого корпуса развернули наступление на Самару. Несмотря на самоотверженную борьбу рабочих и крестьян, войскам интервентов удалось 8 июня 1918 года захватить Самару, через несколько дней белочехи заняли Сызрань.
Власть переходит в руки белочехов и внутренней контрреволюции. Они рыскали по селам, отбирали лошадей и мобилизовали людей для белой армии. В селе Байдеряково Ворожейкин Егор Филиппович призывал людей сопротивляться и не давать лошадей, за что был схвачен белочехами и расстрелян.
Осенью 1918 года после изгнания белочехов, в селе создан комбет (комитет бедноты), куда вошли Мартынов Василий Кузьмич, Селиванов Филипп Григорьевич и другие жители села. Молодая Советская Республика нуждалась в хлебе. Были организованы продотряды, которые отбирали хлеб у граждан
для Красной Армии и голодающих городов.
Но богатые и середняки сопротивлялись, они прятали хлеб. Так зимой 1919
года несколько человек из продотряда во главе с их командиром Федором Варламовым ворвались на мельницу. Они начали отнимать хлеб (зерно) у крестьян. Завязалась драка. Федор Варламов и его товарищи начали угрожать крестьянам пистолетами. Крестьяне тоже были вооружены. Один из крестьян взял свое ружье и выстрелил. Варламов упал. Так продотрядовцы вместо
хлеба увезли мертвое тело своего командира. Варламова похоронили
в Сызрани в кузнецком саду.
Весной 1920 года всю землю снова перераспределили. На этот раз ее получали и женщины по едокам. Первым коммунистом села стал Мартынов Василий
Кузьмич. Затем в ряды ВКП(б) вступил Селиванов Филипп Григорьевич. Первый после гражданской войны активно участвовал в строительстве новой жизни на селе. Первыми комсомольцами были Леонтьев Иван и Захаров Алексей.
После Великой Октябрьской социалистической революции церковно-приходское училище было реорганизовано в начальную четырехклассную школу. До революции обучение велось на русском языке, теперь учащиеся получили возможность обучаться на родном языке. В это время заведующим
школой работал Иванов Александр Иванович.
Он развернул в селе борьбу против несправедливостей, против самогоноварения. Богатые хотели избавиться от Иванова. Они нашли лжесвидетелей, на него завели дело и отдали под суд. В защиту А.Иванова вступила газета «Красный Октябрь» (№ 133 от 20 августа 1927 года). Учитель был оправдан. Иванов Александр Иванович работал в Байдеряковской
школе до лета 1933 года.
Полученную землю крестьянам-беднякам обрабатывать было не под силу. Поэтому они стали объединяться для обработки земли. Они объединились в «десятидворки» по совместной обработке земли. Такое первое земельное общество было организовано в 1926 году. Потом организовалось второе, а затем — третье.
В 1927 году образовалось четвертое машинное товарищество. Оно получило название «Уса». Это товарищество "Уса" стало самостоятельным колхозом.
Первый период коллективизации в Байдеряково начался весной 1929 года.
Сначала вступили в колхоз 14 хозяйств. В это время в селе образовался еще один колхоз — «Факел». Первым его председателем был Гноринский, который прибыл из Москвы в числе двадцатипятитысячников.
Для того, чтобы создать колхоз, нужен был неделимый фонд. Этот фонд создавали за счет обобществления лошадей, пахотного инвентаря, сбруи, плугов, борон, сох. Собирали семена на посев по дворам. Материальное положение было тяжелым. Не хватало лошадей, инвентаря. На весенний сев, а потом на уборку урожая выезжали даже на личных коровах.
Здесь самыми активными были Фуражкина Матрена Егоровна, Русскова Ирина
Евграфовна, Кожина Прасковья Кузьминична. Кроме общественного инвентаря в неделимый фонд вошло конфискованное у «кулаков» имущество.
В доме Кошкина Власа Андреевича находилось правление колхоза. Члены правления в поле работали вместе со всеми. Работали все коллективно. Было общее питание.
К осени 1929 года в колхоз вступило около 70 % дворов крестьян. 1929 год был неурожайным. Поэтому многие вышли из колхоза. Обрабатывать землю стало нечем. Троицкая МТС обслуживала плохо. Не хватало техники. Первый колхоз распался.
В 1931 году снова организовался колхоз, который стал называться «Свобода». Председателем этого колхоза был избран Чуркин, двадцатипятитысячник из села Троицкое (Чуркин погиб на фронте Великой Отечественной войны). После
Чуркина председателем колхоза стал Юдин.
Колхоз стал восстанавливаться. Оказывало помощь колхозу и государство. Для этой цели была создана специальная организация «райколхозсоюз». Стали поступать новые машины. В колхозе было четыре бригады. Каждая бригада получала по две конные сеялки, по две лобогрейки и одной сноповязалки.
Но хлеб еще молотили вручную, т.е. цепами. Большую часть урожая собирали серпами.
Из байдеряковцев первым получил среднее образование Назаров Михаил Васильевич, участник гражданской войны. Вернулся после гражданской войны и поступил в Сызранский педтехникум. После окончания его в 1925 году
приезжает в родное село и начинает работать учителем в школе.
В 1937 году четырехклассная начальная школа преобразуется в семилетнюю школу. Занятия проводились в нескольких разрозненных мелких зданиях. Первым директором семилетней школы был Рехинкин Илья Николаевич. Работал на этой должности до 1939 года.
Из женщин села Байдеряково первой получила высшее образование Ухтверова Елена Федотовна (Назарова). После окончания байдеряковской начальной школы она поступила в Шигонскую школу крестьянской молодежи (ШКМ), а потом училась на рабфаке. В 1935 году Елена Федотовна поступила в
Куйбышевский педагогический институт и окончила его в 1939 году. До самого ухода на пенсию она работала в родной школе.
Весть о нападении Германии на нашу Родину дошла до байдеряковцев в этот же день — 22 июня 1941 года. Начались проводы на фронт, трудные дни расставания с родными, близкими, односельчанами. Около 400 байдеряковцев было призвано на фронт.
В мае 1945 года победоносно завершилась Великая Отечественная
война. Многие вернулись домой, в родной колхоз. Около 200 человек сложили головы на полях сражений, а среди вернувшихся многие были инвалидами.
В 1945 году оба колхоза объединились в один под названием «Свобода».
С 1 сентября 1955 года Байдеряковская семилетняя школа преобразуется в среднюю.
После Рехинкина Ильи Николаевича с 1939 года директором школы был Львов Евдоким Степанович. В октябре 1941 года он ушел на фронт. С октября 1941 года директором школы стал Захаров Кирилл Егорович.
До войны председателем колхоза в одном был Вровко, в другом — Ревякин. После Ревякина председателем были:
Львов Кирилл Степанович, Терентьев Михаил Иванович, Акимов Федор Сергеевич, Буянов Леонтий Никифорович, Чернов Александр Иванович, Федоров Петр Андреевич.
Председателями Байдеряковского сельского Совета были:
Русское Андрей Петрович, Петров Михаил (во время НЭПа), Русское Андрей Петрович (1926-1927), Леонтьев Алексей, Глухов Матвей Кириллович, Кокшин Иван Григорьевич, Назаров Григорий Петрович, Поликарпов Данил Антонович,
Корнилов Иван Михайлович, Акимов Федор Григорьевич, Назаров Семен Васильевич, Леонтьев Иван Алексеевич, Захаров Степан Федорович, Ярусов Михаил Иванович, Епифанов Григорий Степанович, Ухтверова Елена Федотовна, Маланьин Никита Алексеевич, Потапов Дмитрий Максимович,
Русское Алексей Павлович, Мосолкин Иван Степанович.
В 1950-е годы разрозненные здания школы были сведены в одно место и построено одно здание школы. С 1947 до 1951 года директором школы был Аверьянов Иван Андреевич. С 1 сентября 1951 года до 1 сентября 1953
года — Савин Иван Нестерович, с 1 сентября 1953 года — Федотов Николай Семенович. Он работал директором школы до 28 июля 1958 года. С 1 сентября 1958 года директором Байдеряковской средней школы был Леонтьев Александр Егорович.
В 1974 году построено современное типовое здание школы.
В августе 1980 года директором школы был назначен Гельмель Виктор Иосифович. По итогам 1983—1984 учебного года школа в районе заняла первое место. Ей также присвоено звание «Школа образцового содержания».
В 1957 году после очередного укрупнения колхозов и совхозов село Байдеряково стало вторым отделением колхоза «Суринский».
В 1989 году село Байдеряково выходит из совхоза. Здесь образуется свой сельский Совет. Председателем Байдеряковского сельского Совета был избран Львов Лев Петрович. С 1995 года главой сельской администрации (в место сельсовета) стала Львова Людмила Михайловна.
#история
Комментарии 17
А по другим селам есть что-либо подобное?
Вы о Шигонах?
Спасибо авторам!
"В селе было два частных магазина, бакалейник, которые принадлежали Кожину Василию Ефимовичу и Леонтьеву Андрияну Антоновичу"
Семья Леонтьева Андрияна, жена (Русскова Вера Петрова) и сын(Леонтьев Николай Андрианович) на фото
"В селе было два частных магазина, бакалейник, которые принадлежали Кожину Василию Ефимовичу и Леонтьеву Андрияну Антоновичу"
Семья Леонтьева Андрияна, жена (Русскова Вера Петрова) и сын(Леонтьев Николай Андрианович) на фото