Selle all peetakse tavaliselt silmas umbes 19. sajandi keskpaigast tuntud Eesti maarahva argi- ja peoroogasid.
Eesti köögi varasem kihistus on üsna sarnane teiste Põhja-Euroopa maadega. Selle määrasid ära kohalik kliima, maaharimistehnoloogia ning ühiskondlikud suhted.
Alates põlluharimise levikust olid tähtsaimaks toiduseks kujunenud mitmesugused teraviljatoidud: puder, rokk, kört, leem jt. Tähtsaimaks kujunes aga hapendatud tainast tume rukkileib. Leib muutus kogu toidu ja elatise sümboliks, muudel toitudel oli vaid leivakõrvase staatus. Musta leiba hinnatakse Eestis tänini. Lisaks leivale küpsetati hapendamata odrajahutainast karaskit, uuemal ajal ka nisujahust sepikut ja pühade puhul valget saia.
Eestile omane teraviljatoit on ka kama – keedetud, kuivatatud ja jahvatatud segaviljast jäme jahu, mida tavaliselt söödi hapupiimaga (uuemal ajal süüakse kama ka keefiri või jogurtiga). Lõuna- ja Ida-Eestis oli tuntud hapendatud kaerapuder – kiisel või kile. Puder, tavaliselt odrajahust, -tangudest või -kruupidest, oli taluperes armastatud toit, millel oli ka teatud rituaalne tähendus. Toitvuse poolest olid hinnatud ka põldoa- ja hernesupp.
Aedviljadest olid ammu tuntud kapsas, naeris ja kaalikas. Viimaseid söödi tihti tuhas küpsetatult, kapsast värskelt või hapendatult. Kartul muutus tavaliseks toiduks 19. sajandi lõpupoole ja sai eestlase toidulaual pea asendamatuks, kujutades endast tihti päeva tugevaima söögikorra põhilist osa. Tänapäeval kutsutakse Eestit sageli "kartulivabariigiks" Ladina-Ameerika "banaanivabariikide" eeskujul, ehkki kartul jõudis siia suhteliselt hilja.
Munatoidud olid Eesti talurahva toidusedelis haruldased, munapuder ja keedetud munad olid pühapäevaroad. Piimatoodetest tarvitati rõõska ja haput piima, võid ja kohupiima. Lisaks hapupiimale tarvitati joogiks kalja, pühade puhul õlut.
Liha polnud talurahva laual kuigi sagedane toiduaine. Loomi tapeti sügisel, kohe tarvitati ära rupskid, liha säilitati soolatult ja suitsutatult. Seapeast ja -jalgadest keedeti pidurooga – sülti, mis sellise valmistusviisiga on maailmas ainulaadne ja mida eestlased tänini söövad. Pühaderoaks olid ka vorstid, mille tangupudrust täidisele lisati vaid veidi liha; tänini on püsinud komme süüa jõuluks verivorsti. Lihaga keedeti ka kapsasuppi, suitsuliha lisati näiteks herne- ja oasuppi.
Осмысление количества и качества приоритетных знаний для поддержания жизни- пище и традициям ее потребления, проблема интегрирования этих знаний в систему представлений этноязыкового коллектива с его специфическим мироощущением и мировосприятием.
Эстонская кухня (эст. Eesti köök) — традиции приготовления пищи и национальные блюда эстонцев. Под национальными блюдами часто подразумевают, в первую очередь, типичные блюда крестьянской кухни до середины XIX века. Однако и в более поздние времена некоторые блюда стали традиционными и широко распространёнными; кухни других народов приспосабливались к местным традициям. В разных климатических условиях человек нуждается в разной пище. Наши предки постоянно работали на открытом воздухе и в большом количестве употребляли жирную пищу и сало. Эстонцы следуют природным ритмам: осенью и зимой более медлительны и предпочитают уединенный образ жизни, летом же более энергичны и общительны. Темные зимние вечера и приход холодов также влияют на кулинарные предпочтения эстонцев. Кода дни становятся короче, а воздух морознее, на столе появляются квашеная капуста, кровяная колбаса, густые супы, тушенные мясо и овощи. Летом кухня богата разнообразием овощей, зелени и ягод.
Лучшим временем посетить Эстонию и отведать местной кухни, можно назвать конец лета, когда природа особенно щедра, хотя вкусные блюда готовят в Эстонии круглый год.
Меню ресторанов в старом городе в Таллинне: итальянское, мексиканское, испанское, французское. Но традиционные эстонские kohvik по-прежнему популярны. Невозможно пройти мимо кафе, из которых доносится аромат свежего кофе и свежей выпечки. Любимые кафе в старом городе Peppersack, Reval, Elisabette.В харчевне Kuldse Notsu Kõrts все блюда традиционной эстонской кухни готовятся из свежих местных продуктов, поставляемых хуторянами. Блюда готовят по рецептам, передаваемым из поколения в поколение. Свиная рулька с хрустящей корочкой, горчицей, квашеной капустой и запеченным картофелем пользуются неизменной популярностью. Пребывающий долгое время на чужбине эстонец начинает испытывать тоску по кислому ржаному хлебу и квашеной капусте. Холодец, сваренный из свинины и телятины и щедро приправленный специями, давно превратился в одно из основных блюд национальной кухни. Своеобразным культурным феноменом можно считать знаменитую «Таллиннскую» кильку, которую готовят 12-ти различными способами. Салака становится менее популярной. Рыба горячего копчения считается деликатесом, копченный или маринованный угорь, жареные миноги, шпроты, все это продается теперь и в супермаркете «RIMI”.Эстонцы привыкли добывать пищу собственным трудом, и пища, полученная иначе, и не ценилась. В старину эстонцы вообще не собирали грибы, а ягоды очень выборочно: землянику, бруснику, чернику, клюкву. Рябина и черемуха считались ядовитыми.
Столетие назад эстонская кухня носила более крестьянский характер, а блюда из разных волостей сохраняют местные отличия, и по сей день. Живущие на островных и прибрежных каменистых почвах эстонцы питались в основном салакой, вяленой, соленой и копченой. На более зажиточных хуторах держали скот. Овец резали на Михайлов день 29 сентября ( michklipäev) на Мартов день 10 ноября ( mardipäev) на столе появлялся гусь и на Катеринин день 25 ноября ( kadripäev) подавали курицу. Перед Рождеством, закалывали свинью, сала и мяса хватало надолго.
Еще четыре поколения назад эстонские семьи предпочитали домашние трапезы, собираясь все вместе за одним столом. Обеды и ужины проходили в торжественной обстановке. Существовало множество старинных традиций, следовать которым считалось неукоснительным, чтобы не навлечь неприятностей. Но времена меняются, сейчас
Лингвокультурные закономерности представлений о пище и традициях ее потребления «ПИЩА» - мировая и национально кулинарная культура, и это также интересно, как и классические произведения искусства, живопись, архитектура, музыка в их психологическом и социальном контексте.
Еда, как универсальное понятие, существует во всех этнокультурных обществах, конкретизируется специфическим образом, приобретая национальные характеристики. Информация о пище и культуре питания предполагает информацию об источниках жизни человека, а также осмысление ценностей материального мира по признаку «съедобное» и «несъедобное». Пища оказывается тем основанием, на котором выстраивается мировосприятие человеческой жизнедеятельности.
Интерес к еде и к кулинарному искусству в последнее время возрос, во многих странах находит отражение в языке. Названия блюд, наименования продуктов, и продуктов кулинарной деятельности включают в себя разные смыслы, мирно сосуществующие в языке. Блюдо, как результат кулинарной деятельности – это не только продукт, предназначенный для еды, но и сюжет, сценарий, привязанный к человеку и особенностям его опыта и возможностей, которые выведены за рамки мира природы и вовлечены в мир разных систем и ценностей. Употребление брусники и в десерте и с мясными блюдами демонстрируют несовпадение целей природы и людей. В разных социумах разные нормы. Эстонцы готовят молочный овощной суп, с капустой, морковкой, картошкой, морковкой и горошком, что непонятно, например испанцу, французу или итальянцу.
Когда две хозяйки готовят суп по одному и тому же рецепту, это еще не значит, что суп получится одинаковым. Ведь у каждого свой вкус. Так и у каждого народа свое, это объясняется и природными условиями и климатом, и взаимоотношением человека с природой, отношением к труду и особенностей трудовых навыков. Салака, запеченная в молоке с яйцом, и морковь, тушенная со сливками уже десерт. Пища и пищевые предпочтения, связанны с социальными условиями и традициями, несут в себе социальную информацию, которая имеет свое отражение и в языке.
Употребление пищи, как культурный феномен, представляет собой стремление к разнообразию во всех его ценностных аспектах, что развивает потребность в осмыслении этого мира. Потребность в еде, проистекает из потребностей жизни. Среди общекультурных ценностей выделяются особые нормы поведения за столом, а также специфика общения во время приема пищи.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1