Александр Птушко – лауреат Сталинской премии, обладатель призов Каннского, Венецианского и других фестивалей, кавалер двух орденов Красного Знамени и ордена «Знак Почёта». В 1969 году был удостоен звания Народный артист СССР.
На ряду с работой в кино Птушко занимал различные руководящие посты на студиях «Мосфильм» и «Союзмультфильм», преподавал во ВГИКе, выпустил несколько книг по анимации, теории и практике трюковых и комбинированных съёмок.
Многие не знают, что в 30-х годах Александр Птушко, ещё будучи малоизвестным режиссёром в СССР, получил приглашение переехать в США и работать на знаменитой киностудии «Уолт Дисней». Причём суммы озвученных гонораров, которые американцы были готовы платить 35-летнему советскому режиссёру, были соизмеримы с годовыми бюджетами «Мосфильма» в начале 30-х годов.
Причиной такой заинтересованности стал первый полнометражный фильм Александра Птушко «Новый Гулливер», который вышел на экраны в 1935 году и поразил весь мир своей необычностью и мастерским совмещением различных киножанров.
Это был первый в мире полнометражный художественный фильм, который совмещал объёмную кукольную мультипликацию с классическим игровым кино. Причём комбинирование съёмок было сделано так мастерски, что многие десятилетия, вплоть до появления в кино компьютерных технологий, фильм 1935 года служил учебным пособием в институтах кинематографии многих стран мира, включая СССР и США.
В съёмках этой картины было задействовано около двух тысяч кукол, и впервые при озвучивании мультперсонажей была применена технология изменения частоты прохождения звука в момент записи актёров на роли кукол-лилипутов. Изменяя частоты, Птушко изменял тембр речи актёра, доводя его до предельно высокого, почти пискливого звучания, добиваясь характерного «кукольного» голоса персонажей. Это было необычно и создавало особый эффект в сценах с диалогами актёра-Гулливера с куклами-лилипутами в его кинокартине «Новый Гулливер».. Но самое главное - был мастерски применён метод транспарантных комбинированных съёмок, который в те годы использовался лишь в качестве экспериментов.
После мировой премьеры Чарли Чаплин направил Александру Птушко личное письмо, в котором выразил своё восхищение фильмом и называл советского режиссёра «гением мирового кинематографа».
Никто на Западе даже не стал обращать внимание на то, что сам фильм имел остросатирическую основу, и клеймил капиталистический образ жизни, пропагандируя коммунистические идеи.
Александр Птушко, который в начале 30-х годов занимался исключительно мультипликацией, после «Нового Гулливера» всерьёз увлёкся детским игровым кино. Позже он писал, что любой, самый красивый и талантливо нарисованный персонаж никогда не сможет заменить на экране живые человеческие эмоции.
Он снимал мультфильмы ещё три года, но в 1939 году окончательно перешёл в игровое кино, сосредоточившись на сюжетах сказок и легенд.
Но мультипликаторы не захотели отпускать своего талантливого сценариста и режиссёра. Ему было отказано в призыве на фронт по причине плохого зрения, а в 1944 году инвалиду по зрению (миопия второй степени) предложили возглавить студию «Союзмультфильм». Он согласился на эту хлопотную должность при условии, что ему и дальше позволят в качестве кинорежиссёра снимать художественные фильмы.
После войны он начал снимать игровые фильмы, экранизируя былины, народные сказки, произведения русской литературы.
В 1946 году на экраны страны вышел один из самых успешных фильмов Александра Птушко - «Каменный цветок». За этот фильм режиссёр получил приз Каннского кинофестиваля и почти сразу после этого Сталинскую премию.
Потом был целый ряд фильмов, которые навсегда вошли в Золотой фонд не только советского, но и мирового кинематографа.
В 1967 году на него опять вышли американские продюсеры и предложили в его распоряжение любую из киностудий, входящих в корпорацию Уолта Диснея. Например, ему было предложено возглавить одну из крупнейших киностудий мира - «20th Century Studios».
За огромные гонорары ему предлагалось стать художественным руководителем и заниматься только творчеством, избавив его от хлопотной административно-хозяйственной деятельности.
Американцы, зная, что в СССР советские граждане не могли сами решать подобные вопросы, направили письмо-предложение не только самому Птушко, но и министру культуры СССР. Они просили отпустить Александра Лукича Птушко если не насовсем, то хотя бы отдать его в «аренду» на несколько лет за хорошую плату в бюджет нашей страны.
И говорят, что Фурцева даже задумалась о возможности такой сделки. Но сам Птушко категорически отказался, сказав, что его съёмочная площадка – это Россия.
В итоге американцам пришлось довольствоваться только его фильмами. Причём за право проката картин Александра Птушко они платили нашей стране валюту тоже в немалых суммах.
В 1960 году в Великобритании вышел продублированный американцами фильм «Илья Муромец» под названием «Былинный герой и чудище». А в США этот фильм вышел под названием «Меч и Дракон». Правда, американцы его немного изменили, добавив стереозвук и несколько новых красочных эпизодов с массовыми съёмками.
В начале 60-х годов этот фильм вошёл в Книгу рекордов Гиннеса как первый в мире широкоэкранный фильм с объёмным стереофоническим звуком.
В 1962 году в США вышел фильм «Садко» под названием «Волшебное путешествие Синдбада». А в 1964 году, там же в США, вышла сильно сокращенная версия фильма «Сампо» под названием «День, когда Земля замёрзла».
Александр Птушко был автором и соавтором сценариев, режиссёром комбинированных съёмок не только своих фильмов, например, «Дети капитана Гранта», «Вий». Он не только конструировал, но также собственноручно собирал куклы и всевозможные механизмы. По инициативе кинорежиссёра работали цеха по производству бутафории, термостат для вулканизации латексной пены в крупных размерах в Химках. С 1960 по 1963 год был художественным руководителем Творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов при киностудии «Мосфильм».
На Западе Птушко называют «советским Уолтом Диснеем. Ряд критиков сравнивали его с итальянским режиссёром Марио Бава, также известным своими работами в кинофантастике, в том числе вольной экранизацией «Вия».
Даже будучи смертельно больным (у Птушко было тяжелое заболевание почек) он продолжал работать с тем же усердием, как и в прежние годы. Последний фильм «Руслан и Людмила» стал достойным украшением его фильмографии и вышел на экраны страны за три месяца до смерти режиссёра. Говорят, что в день смерти в больнице он продолжал работать над сценарием своего нового фильма «Слово о полку Игореве» и мечтал экранизировать "Тараса Бульбу".
https://dzen.ru/a/ZD2WpZiDtg7PtYG4 Предлагаем подборку фильмов Александра Птушко:
1. «Золотой ключик» (1939 г.)
https://www.youtube.com/watch?v=GDX60jnlvHs2. «Каменный цветок» (1946 г.)
https://www.youtube.com/watch?v=SryZ-Qsu7dw3. «Садко» (1952 г.)
https://www.youtube.com/watch?v=zedi4fgeMeI4. «Илья Муромец» (1956 г.)
https://www.youtube.com/watch?v=uopfqauEz64&t=1s5. «Алые паруса» (1961 г.)
https://www.youtube.com/watch?v=5YzwW4hxrx46. «Сказка о потерянном времени» (1964 г.)
https://www.youtube.com/watch?v=rmyF-XTrHeU&t=1s7. «Сказка о царе Салтане» (1966 г.)
https://www.youtube.com/watch?v=f0Sfwa9VqT88. «Руслан и Людмила» (1971-72 гг.)
https://www.youtube.com/watch?v=Vzx1Ul0rHQUЖелаем разумного просмотра с пользой для дела!
Нет комментариев