Босая девушка смущённо отворачивается от весёлой компании и сосредоточенно водит пальцем по краю белёной печки. Кажется, ей ни до кого нет дела, но это впечатление обманчиво. Картина «Сваты» написана Николаем Пимоненко в 1882-м году.
Бородатые мужички с перевязанными через плечо светлыми рушниками прибыли с важным поручением. Им доверили сосватать чернобровую скромницу и, судя по всему, традиционный обряд прошёл благополучно. Говорливая мать невесты усадила дорогих гостей в красном углу под образами и поднесла чарочку.
Миска из-под закуски уже опустела, а значит, посиделки за столом затянулись. Пока первый сват ведёт приятную беседу и поднимает очередную рюмку за успешное предприятие, второй пристально смотрит на девицу. В его добром спокойном взгляде читается одобрение.
По старой малороссийской традиции посланцев неугодного жениха даже не пускали на порог хаты. В знак отказа им прямо на улицу выносили большую тыкву. Если же предложение принималось благосклонно, то посетителей приглашали в горницу и угощали, чем Бог послал. Во время трапезы виновница будущего торжества выказывала радость тем, что отдирала с печи край побелки.
Сегодня полотно хранится в Краевом художественном музее Краснодара.
Нет комментариев