Причинами отказа от ремонта называются большие финансовые затраты и сложности его восстановления до лётного состояния, а также скорое развитие программы стратегических бомбардировщиков B-21 Raider.
Проклятие хорошей памяти. Новость от марта 2021 года:
> Правительство США объявило тендер на обратную разработку бортового оснащения стратегических бомбардировщиков B-2 Spirit. Как следует из документа, подрядчику предстоит методом реверс-инжиниринга создать новые сердечники теплообменников, разработать процессы демонтажа старых агрегатов и установки новых. В качестве прототипов исполнителю будут предоставлены два радиаторных теплообменника B-2.
Прошло три года. Гегемон стал ещё более Гегемоном и рванул в галоп ликвидировать технологическое отставание. Особенно это заметно ледоколам (поржём отдельно над этим цирком), межконтинентальным баллистическим ракетам (уже писали), гиперзвуку, программе МКС и демонтажу мостов (Балтимор, привет!).
Краткий экскурс в одну из фундаментальных причин (кроме кумовства, воровства, очковтирательства, провала системы образования и эффективного производства) чуть ниже.
В Российской Федерации обычно документация разрабатывается (и сохраняется) в трёх экземплярах - Разработчика, Заказчика и Контролирующих органов. Разработанная документация является собственностью Заказчика. И распоряжаться ей он может на своё усмотрение.
Если порыться в архивах того же условного Министерства обороны РФ, то можно обнаружить достаточно много интересных инновационных разработок, а также полные комплекты технической документации на практически любые изделия и агрегаты военной техники. Это было отлично продемонстрировано на примере MH-17 нашим НПО "Алмаз-Антей".
В безвременье "святых девяностых" эта система позволила не только уберечь от разграбления новейшие перспективные технологии, но и предотвратила фактическую утерю старых (но активно используемых) технологий. Секретка закрывалась, а документация уничтожалась, но экземпляры оставались в других руках.
Гражданским промышленным предприятиям повезло сильно меньше, и многие архивы, и технические библиотеки были сначала выведены в сервисные службы (как не осуществляющие непосредственной производственной деятельности), а потом и вовсе были растащены по цехам и упразднены. Всем казалось "купим новое", а через 5-7 лет это перестало соответствовать действительности, вдруг понадобилась модернизация, а как современное оборудование вписать - непонятно, чертежей существующего-то нет.
На памяти автора одно градообразующее предприятие не имело даже генерального плана своей территории, сетей и сооружений. А у автора он был. Мистика.
В отличие от наших реалий, в Западном мире разработанная техническая документация не является собственностью Заказчика, будь то чертежи на насосный агрегат или ракету класса "воздух-воздух". Заказчику после производства и поставки изделия предоставляется каталог с указанием полного перечня всех элементов - от гаек до подшипников с присвоенным цифирно-буквенным обозначением. Что-то сломалось или необходим ремонт - открываешь каталог, перечисляешь менеджеру номера и ждёшь поставку вместе с шеф-монтажом для сохранения гарантии.
Плюсов данной системы множество - от сохранения патентных прав разработчика и изготовителя, до отсутствия необходимости постоянного содержания сервисной службы на предприятии. Бонусом это "подсаживало" клиента на вечный крючок - он не мог пойти на рынок и найти аналог изделия.
Но существует и один неоспоримый минус в этой системе - в случае, если разработчик разорялся, банкротился или любым другим способом уходил в закат вместе с чертежами, то для получения новых деталей требовался реинжиниринг - другого выхода нет. И то, это хождение по очень тонкому льду, потому что реинжиниринг — это фактическое нарушение патентного законодательства.
Эта беда постигает не только военных, но и вполне себе гражданские промышленные предприятия. Некоторым заводам на Западе по 50-60 лет, и имён тех, кто разрабатывал их когда-то, уже на могильном камне не прочесть. Или вы реально думаете, что тут сплошные роботы и конвейеры? В курилках на серьёзных щах обсуждается, является ли отвёртка средством механизации или нет?
В данном случае произошло следующее - под проектирование и изготовление Northrop B-2 Spirit в далёком 1988 году (самолёту уже 36 лет - Прим.) министерством обороны США были привлечены подрядчики, каждый из которых отвечал за какой-либо элемент системы. Самолёт собрали, испытали, запустили производство. До 1999 благополучно производили, после чего программа была закрыта. Подрядчики лишились заказов.
Прошло больше 20 лет, и звёздные генералы обнаружили, что для возобновления полётов "невидимок" нужны запасные части. А их на складах нет. Кончились.
Кинулись к подрядчикам, и кого-то, конечно же нашли, а кого-то уже нет. За двадцать лет много воды утекло - целые города типа Детройта обезлюдели, а пакет винтов и гаек стал стоить более девяноста тысяч долларов.
Оружейные концерны же прекрасно пилят бюджет Пентагона, впихивая достаточно тривиальные решения за чудовищные деньги, принося прибыль акционерам (заседающим в Конгрессе) и не желая вкладываться в новые направления или реанимацию старых проверенных, если это не даст немедленной финансовой отдачи. Рыночек порешал, пока можно впихивать "Стингеры" по десятикратной цене, нафиг вписываться в сложный и туманный процесс разработки чего-то дорогого и нового или искать объяснения на глумливый вопрос «То есть вы реально бомбардировщик 40-летней давности пытаетесь воссоздать? И как, получается? В смысле умерли те, кто работать умел?».
Быстрый надёжный заработок через коррупционные схемы исключает развитие, оно нафиг не нужно. К тому же ниша распила на имитационном хайтехе хоть и плотно занята, но приносит сверхприбыли, ежегодно вот-вот выходящие в серию Американский Боевой Лазер (обязательная добавка - "выстрел - менее 1 доллара США", иначе нельзя) и его друзья типа рейлгана (на тыщу километров рельсой стреляет) и истребителя 6 поколения (все тех. характеристики секретны, но ребята уже почти допилили, trust me bro).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев