Расстройство игрового поведения ассоциируется с зависимостью от психоактивных веществ, а эта сфера очень стигматизирована в нашем обществе.
Ассоциация «наркомания-игромания» вызывает у родителей панику и политику нулевой терпимости к увлечению своих детей, паталогизации и стигматизации игр. Это, в свою очередь, может разрушительно влиять на отношения. Когда родители превращают в болезнь то, что приносит настоящее удовольствие подростку, конфликт неизбежен.
Расстройство игрового поведения, как наиболее видимое проявление, может заслонять другие, более существенные трудности подростка: высокую тревожность, депрессию, трудность социальных контактов и др. А, возможно, увлечение играми может быть спонтанно найденным средством исцеления, компенсации этих трудностей.
В этой ситуации сосредоточенность на устранении игр из жизни подростка может выглядеть как лишение его одной из немногих опор, удовольствий. Именно в игре многие подростки ощущают свою компетентность, получают признание, чувствуют себя успешными, достигают целей, получают удовольствие и многое другое.
Очень понятна при этом обеспокоенность родителей. Чрезмерное увлечение играми может значимо влиять на здоровье (ухудшение зрения, сокращение физической активности, осанка), на успешность в учебе, сокращение других интересов. А попытки ограничения, а иногда – даже обсуждения, могут значимо портить отношения.
Мне важно обозначить, что эти опасения вполне обоснованы. Видеоигры ужасно увлекательная штука. Когда-то я и сам было готов играть сутками в Героев магии и меча, или Warcraft II: интерактивность, успех в выполнении миссии, переход на новый уровень сложности, графика, которая сейчас достигла небывалых высот, - все это вместе определяет уникальность видеоигр в мире развлечений. На это работает целая индустрия.
Что же делать? К сожалению, или к счастью, у меня нет универсального рецепта. Есть некоторые ориентиры, которые, как мне кажется, полезно удерживать во внимании.
1. Важно разобраться в том, какое место видеоигры занимают в жизни подростка. Само по себе время, проводимое за компьютером, не определят значение, которое они играют. Возможно, это попытка подростка быть в тренде, или способ поддерживать отношения с друзьями, с которыми он играет по сети. А, может, это способ справляться с тревогой или депрессивным состоянием. Или, это увлечение, которое станет основой будущей профессии? Действительно ли страдают важные для подростка сферы жизни, или это родители считают их важными? Есть ли в опыте подростка альтернатива видеоиграм?
2. Интересно узнавать, какие игры выбирает подросток и что именно увлекает его в игре. Есть большая разница между шутерами, стратегиями, РПГ и симуляторами! Для кого-то – это возможность чувствовать себя успешным, для других – влиять на события, создавать свои миры. Или тренировать навыки стратегического планирования, когда удается реализовать свой хитрый план. Игра – это тоже часть жизни, и в ней воплощаются ценности человека. Очень важно, даже подвергая сомнению ценность видеоигр, признавать те ценности, которые в них воплощаются.
3. Часто проблему зависимости от игр обозначают родители, а подросток видит это как попытку лишить его удовольствия. Родители начинают контролировать, подростки – сопротивляться. Начинается борьба, в которой у родителей возникает искушение злоупотребить властью. Не удивительно, что игра приобретает для подростка еще одно значение – она становится одним из проявлений его свободы! Нет сомнений, что у родителей больше власти для ограничений, контроля, давления. Но помогает ли это выстроить хорошие отношения? Принесет ли победа счастье подростку (ради которого все и делается обычно), и самим родителям? Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь выйти из борьбы и перейти к отношениям сотрудничества. Для начала хорошо бы не вступить в эту борьбу на чьей-то стороне!
4. Часто возникает искушение начать говорить о чрезмерном увлечении играми как о болезни. Тем более родители могут активно нас к этому приглашать. Принимая эту позицию, мы рискуем включиться в борьбу на стороне родителей и обесценить важные для подростка вещи, признав это симптомами болезни. Но если сам подросток обозначает сложность с контролем времени игры, мне кажется, мы можем обратиться к зависимости как к метафоре, которая может оказаться полезной для пересмотра его отношений с игрой.
5. Часто говоря о проблеме чрезмерного увлечения играми, мы делаем акцент на индивидуальной ответственности, и оставляем за кадром восхитительную проработку игр с точки зрения их увлекательности. Подростки часами выполняют труднейшие задания, требующие внимания и сосредоточенности, множества повторений, изучают язык игры, а иногда и английский заодно, удерживают в памяти большие объемы информации и т.д. Все это обеспечивается сочетанием трудности и награды, возможностью перехода на новые уровни, возможностью получать обратную связь и контролировать свой прогресс, и множеством других хорошо продуманных механизмов. Как всего этого не хватает в организации процесса учебы! А, может, что-то из механики игры было бы полезно применять и в повседневной жизни. Мне кажется, в нашем мире сильно переоценена роль сознательного усилия, преодоления, и недооценено удовольствие как мотивация, в том числе, для сложных вещей. Кому-то удается найти удовольствие в учебе или работе, но даже это часто обесценивается: ему/ей просто все легко дается, ему/ей повезло! Давайте учиться у видеоигр сочетанию продуктивности и удовольствия!
6. Часто возникает искушение просто все объяснить и родителям и подросткам, особенно когда уже есть множество объяснений эффектов видеоигр, их влияния и на человека, и на его отношения. Иногда, это действительно оказывается полезным, когда сам подросток нас спрашивает, например, о том, почему так сложно бывает прекратить игру, когда вроде, он сам хотел ограничить ее по времени. Но в большинстве случаев полезней оказывается пригласить его к совместному исследованию его личного опыта, сравнению разных ситуаций, определению своих предпочтений, обнаружению конфликта ценностей и поиск способов его решения.
7. Переход от практики контроля и борьбы к отношениям сотрудничества не так прост. В основе сотрудничества лежат взаимоуважение и договоренности, люди становятся партнерами в достижении общих целей. Но часто родители называют договоренностями ультиматумы, которые содержат требования и санкции. Наверно, есть ситуации, когда ультиматумы полезны. По крайней мере они придают больше ясности и предсказуемости. Но есть два «но»: во-первых, ставя ультиматум родитель полностью принимает на себя контроль за его выполнение и за последующие санкции, а в подростковом возрасте контролировать все сложнее. Во-вторых, важно помнить, что это не приглашение к сотрудничеству, а продолжение борьбы за власть, а баланс сил неизбежно будет меняться в пользу подростков. Ну и еще одно, мне самому ближе идея сотрудничества и партнерства, даже в тех случаях, когда у одного из участников меньше возможностей и опыта. Любой договор, в отличии от ультиматума, начинается с прояснения интересов сторон, поиска того, что объединяет людей, ради чего они готовы прилагать усилия и принимать на себя обязательства. Это может быть договоренность о взаимном уважении, об общем занятии, которое приносит удовольствие всем членам семьи, о взаимной поддержке. Чаще всего в обсуждении и родители, и подростки, говорят о том, что хотели бы, чтобы в семье было больше любви, уважения и доверия, и здорово, если договор будет об этом напоминать.
8. И еще, мне кажется важным не просто ограничение видеоигр, даже если сам подросток увидел негативные эффекты от них и готов заключать договоренности. Важно помочь ему найти альтернативы, которые помогут ему получать удовольствие от жизни и воплощать те ценности, которые до этого воплощались в играх. Это не всегда просто, когда уже сложились привычные способы получать удовольствие, справляться с тревогой, скукой и плохим настроением. Это не просто и для многих взрослых. Мы можем поддержать подростка в этих поисках, обращаясь к его личному прошлому опыту, иногда – уместно предложить свой опыт, а чаще – приглашать к экспериментам и пробам нового.
Возможно, вы тоже встречались с проблемой чрезмерного увлечения видеоиграми, на своем опыте или опыте своих близких. Буду благодарен, если вы напишите мне о ваших размышлениях, находках, сомнениях.
Текст Вячеслав Москвичев - Семейный консультант, нарративный практик.
#игры #игроваязависимость #подростки #воспитаниеподростков #психологияподростков #игромания #научнаяпсихология #научпсих #научпсихподростки #научпсихигроваязависиомость
Нет комментариев