У каждого человека, первый раз пришедшего в храм на православное богослужение, возникает масса вопросов, касающихся различных сторон церковной службы, устройства храма и пр. Наиболее частыми являются вопросы: Почему у нас в храмах нет скамеек? Сидеть во время службы — грех?
Мы восприняли богослужение из Греции, Византии — а там до сих пор прихожане сидят — для этого есть стасидии (кресла с откидным сиденьем), стулья. Все это есть в любых греческих монастырях, даже самых строгих на Афоне. Более того, есть моменты богослужения, в которые положено сидеть — во время чтения определенных богослужебных текстов, которые так и называются — «седален» или «кафизма» (в переводе «кафизма» значит «сижу»). И, напротив, есть моменты, когда сидеть нельзя - это соблюдается и в греческих и в католических храмах.
То, что в русских храмах нет скамеек, имеет только одну причину: не умели на Руси стоить базилики — огромные просторные храмы без колонн внутри. И большие и маленькие храмы строили с колоннами, чем больше храм, тем толще колонны — чтобы держать своды и крышу. А поскольку эти колонны стоят в середине храма, то места для скамеек совсем не остается. Если поставить еще и скамейки, то людей в храм войдет совсем немного, да и развернуться там будет негде.
Поэтому для народа придумали другую причину: сидеть в храме якобы грех. И ввели это в традицию. Хотя несколько маленьких скамеек все же как правило имеется, чтобы слабые и больные люди могли присесть, но на всех их не хватает, поэтому люди мучаются. А свт. Филарет Московский разумно сказал: «лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 203