27 апреля народному артисту России исполнится 55 лет. Этот юбилей он встретит на сцене концертного зала «Live Арена», где даст большой сольный концерт «55». А после отправится с юбилейным туром по нашей необъятной стране.
— В день своего 55-летия вы дадите концерт в «Live Арена», чем он будет для вас особенным? Какой подарок готовите своим поклонникам?
— Да, 55 лет — со мной в жизни происходит впервые, поэтому тут ощущения немного другие. Для меня это значительно отличается от того, что было в 50. Мы хотим отобрать лучшие песни, тем более я давно не давал в Москве сольных концертов, то пандемия, то другие события. Сейчас, конечно, у меня есть повод сделать сольный концерт, в котором будут звучать и хиты, и неожиданные дуэты, и песни, которые люди любят и ждут от меня, которые давно не исполнял. Я думаю сделать программу, которая будет отвечать интересам людей разных возрастов. Пока такие задачи. Сейчас идет подготовка, чтобы концерт получился, не повторился по художественной части, а по эмоциональной был не хуже, чем все остальные.
— Можно сказать, вы сами себе подарок готовите на юбилей?
— Это не подарок даже, а больше ответственность перед зрителями, потому что концерт в день рождения делаешь не для себя, а для людей. Поскольку эти песни ждут и хотят услышать, то их надо спеть так, чтобы они оставили след в душе человека. Поэтому с моей стороны на сцене будет максимальная отдача, ну и со стороны зрителя хотелось бы взаимность.
— Какие самые необычные подарки вы получали в своей жизни?
— Очень много всего было. Мой фан-клуб всегда меня удивляет, эти люди со мной уже почти 20 лет. Они к каждому празднику — и моим, и нашим семейным, делают то кубики с фотографиями, то гитару из конфет, то икону, вручную вышитую бисером… В общем, подарили много таких вещей, на которые ты смотришь и понимаешь, какой труд за этим стоит, сколько человек уделил времени, чтобы создать и потом подарить ту же икону. В каждом подарке человеческая душа, что для меня очень ценно.
— На что вы сами любите тратить деньги, так, чтобы в удовольствие?
— С годами понимаешь одну простую вещь, что дарить гораздо лучше, чем принимать. К любому подарку человек остывает буквально через час-два. И дети, например, намного больше радуются подаренной вещи, которую они сами себе выбрали и о которой мечтали (пусть даже это будет какая-то смешная кружка за 500 рублей), чем той, которую им просто куплю я, пусть она и будет намного дороже. Я вспоминаю свое детство, у меня примерно так же было. Самыми дорогими для меня были велосипед, кобура и пистолет, о которых я мечтал и которые мне папа привез в подарок. Те счастливые эмоции остались со мной на всю жизнь. Так что если мы можем кого-то порадовать даже мелочью, то это и есть счастье.
— Вы устраиваете подведение итогов накануне важных дат?
— Стараюсь не то что подводить итоги, а анализирую, что делать дальше. Я понимаю, как все устроено, что все в руках божьих, поэтому что-то планировать бессмысленно. Мы предполагаем, бог располагает — это я усвоил уже давно, с этим живу и принцип мой по жизни простой: «Делай, что должно, и будь, что будет». Делать надо максимально то, что ты можешь, а остальное оценят люди, как бог управит, как распорядится. Это не пессимистический настрой, а правильное отношение, хотя волноваться нужно любому человеку, когда он готовит какое-то большое событие. Кто-то из известных людей мне говорил: «Когда пропадет волнение, ты перестанешь быть артистом». Я волнуюсь, когда выхожу на сцену, это нормально, первые 2-3 песни так должно быть. Без волнения не может быть ничего, потому что сцена — это ответственность, в зале сидят люди, которые смотрят на тебя и думают: «Так, что он нам сегодня покажет, чем одарит?». И раз люди пришли за эмоциями, то ты должен им их дать. Я артистов называю служителями сцены, и люди в зале — не они для меня, а я для них. Я вышел и должен для них работать, должен дать им то, за чем они пришли. Поэтому хочется, чтобы получилось на высшем уровне.
— А как к возрасту относитесь? Значат ли для вас что-то эти цифры?
— Я не скажу, что стал мудрее, хотя, наверное, начинаешь задумываться, ценить те вещи, на которые раньше не обращал внимания. Стал замечать фальшь, ненужность каких-то пустых встреч, разговоров, глупого времяпрепровождения. Ценность времени в том, что его хочется максимально использовать для своих родных, близких, людей, к которым ты выходишь на сцену. Хочется сделать всего максимально больше. Потому что в молодости думаешь, что вся жизнь впереди и время как будто тянется, а сейчас не хватает времени в сутках. Ценность и вкус самой жизни начинаешь чувствовать, я так вам скажу.
— Поделитесь секретом, как вам удается не только не стареть, а с годами выглядеть моложе?
— Я просто все время занимаюсь собой, что-то делаю, хотя, когда я весил 103 килограмма — моим поклонникам и зрителям все в основном нравилось. Ну, кто-то, конечно, не одобрял, и когда был бритый, кому-то нравилось, кому-то нет. Отрастил бороду — так же мнения разделились. Публичный человек — он всегда на виду, и это постоянный предмет обсуждения, я от этого никуда не прячусь, понимаю, что это удел людей, которые выходят на сцену, мы привлекаем внимание, во что одеты, как выглядим. Я пытаюсь все время менять себя: в творчестве, во внешнем виде. У меня нет стилистов, я сам всем этим занимаюсь. Мне нравится, сегодня что-то увидел, представил себе в голове. Захотел похудеть — похудел, минус 17 килограммов за последнее время.
— Как вам это удалось?
— Вся информация есть в доступе. Но когда про это читаешь — одно, а когда начинаешь пробовать на себе — сложнее. Мы все знаем про интервальное голодание 16 на 8 часов, но выдержать его поначалу очень сложно. Потом организм привыкает. Убрать хлеб, а я его люблю, сложно. Убрать сладкое, которое я тоже люблю. Перестал есть колбасу, какие-то неправильные вещи, пытаюсь, по крайней мере. Потому что в дороге едешь, ну кто что тебе будет там готовить, взял бутерброд какой-то, поел и забыл. У меня такое отношение к еде — не я для еды, а она для меня. Еда для того, чтобы жить.
— То есть вы не истязаете себя спортом?
— Спорт обязателен, каждый день. Если я не схожу на спорт, начинаю потом себя ругать. Да, тяжело вставать, не хочется, но надо. И вот из всех этих факторов складывается внешнее преображение Стаса Михайлова. Многим не давало покоя, что я отпустил другую бороду. Был случай, когда женщина в первом ряду остановила концерт, начала кричать: «Это не Михайлов!». Я позвал ее на сцену, она поднялась, подергала за бороду и улыбнулась, поняла, что она не приклеенная, было видно, что ей стало неловко.
— Вы помните свой первый сольный концерт, как это было?
— В 2002-2003 году в ДК имени И. Газа в Питере. Зал был на 350 человек, так что назвать его большим сложно. Но для меня это было событие, первый мой публичный выход на сцену. До этого были выступления на каких-то конкурсах, а вот сольный концерт впервые. Это были мои пробные шаги.
— Вы уже тогда почувствовали, что стали знаменитым?
— Нет, у меня не было такого, чтобы в один день проснуться знаменитым. Когда в молодости начал заниматься музыкой после армии, я хотел быть известным, толком не понимая, зачем. Просто чувствовал, что мне нужна была сцена, думал: умею петь, стану известным! А тогда было такое время, что только зарождалась клубная жизнь после перестройки, развозили мы свои кассеты по студиям, но никто их не слушал, выбрасывали в ведро, тут же и наверняка. Не было такой коммуникации, как есть сейчас, — телевидение, радио, Ютуб. Вот человек выложил ролик на Ютуб и сегодня же стал известным, в то время этого не было, был только один телевизор, в который попасть было практически невозможно. Поэтому на достижение цели уходили годы жизни. Я даже стал задумываться, что, может, не тем занимаюсь. Но бог открывает человеку калитку тогда, когда он считает нужным, а не когда ты думаешь, что готов. И тут ты начинаешь понимать, что сцена — это больше испытание, ответственность, ты туда выходишь не красоваться. Потом ты осознаешь, какая появляется усталость от бесконечных гастролей, у меня туры были по 143 концерта за год. И так на протяжении 13 лет не прекращалась гастрольная деятельность. Ты начинаешь осознавать ответственность, когда проезжаешь всю страну от края до края, а потом и другие страны, Германию, Америку. Ты понимаешь, что люди слушают тебя, и ты не имеешь права их разочаровывать. И тут начинается самое серьезное. Выпустив альбом, ты обязан сделать следующий альбом не хуже, и ничего не делать специально, все должно быть творчески и по-настоящему.
— Родители всегда в вас верили, поддерживали?
— Они хотели мне помочь, но не знали, как. Мама и папа всегда были рядом, они мои самые близкие люди, которые, когда мне нечего было есть, отправляли мне посылки с едой.
— Многие музыканты вашего поколения были зависимы, кто от пьянства, кто от наркомании, но вас эта чаша миновала, как думаете, почему?
— Если любая страсть или привычка начнет обладать мною, я себя буду ненавидеть за это. Я считаю, что жизнь и благополучие близких намного важнее, чем быть подверженным какой-то страсти. Алкоголь мог попробовать, выпивал, но сейчас я не люблю это состояние, люблю управлять ситуацией.
— Насколько часто у вас сейчас получается проводить время с семьей?
— Из-за пандемии мы долго были с семьей. Я тогда болел очень сильно, первый попал с ковидом. Конечно, мы стали проводить вместе гораздо больше времени, и когда привыкаешь и видишь, как быстро растут на глазах твои дети, то начинаешь понимать, что упустил многие моменты, я и не заметил, как выросли старшие дети. А вот младшая Маша теперь всегда со мной рядом, наблюдаю, как она меняется каждый день, какие у нее интересы. Понимаю, что у меня уже большие дети, это немного останавливает и напоминает о возрасте.
— Вы тревожный папа?
— Да, тревожный, это точно. Всегда в состоянии опасения, чтобы не случилось чего, укрыть их, чтобы бог дал сил быть рядом в любой трудный момент жизни. Хочется, чтобы они не падали, там, где падал сам. Но в то же время я понимаю, что их жизнь — это самостоятельный путь.
— У вас есть разница в воспитании старших и младших?
— Да, мне кажется, что младшие больше обласканы вниманием, заботой. Наверное, потому что и мы моложе были, в 27 лет чему ты можешь научить, а когда тебе уже 55, ты начинаешь по-другому смотреть на многие вещи. Хочется, чтобы дети выросли полноценными, красивыми, гармоничными людьми. То есть, чтобы понятие «человек» никуда не стерлось и не ушло в небытие, то, что пытаются навязать в Европе, свои взгляды на половое воспитание и прочее. Я, может быть, консервативен в некоторых взглядах, но в плане воспитания девочек считаю нужно быть консервативным, я хочу, чтобы они были счастливы, чтобы состоялись как матери, жены.
— А музыкой вы смогли своих детей увлечь?
— Младшая проявила себя, начала заниматься музыкой. Но я не педалирую этот вопрос, потому что не хочу делать ничего специально. Музыка должна быть в душе, ты должен сам подходить к инструменту, брать его и хотеть что-то делать. А когда из-под палки, я не знаю ни одного случая, чтобы это принесло какой-то результат. Да и толкать в эту сферу не хочу, очень сложный путь, вряд ли они его выдержат, у меня самого ушло почти 20 лет жизни, чтобы я стал известным, чтобы приняли люди. Для меня важнее, чтобы они знали языки, могли коммуницировать в обществе, в чем-то себя проявили, что будет интересно им, и состоялись, если это творчество, как творческие личности. Не будут творческими, пусть состоятся как личности, как люди.
— Старшему сыну Никите 22 года, какую профессию он выбрал?
— Сейчас он определяется, ищет себя. Закончил юридический, но не знаю, будет ли он работать по специальности. Говорю ему: «Ты подскажи, а я тебя подтолкну». С музыкой он никак не связан.
— А дочь Даша, которой 18 лет?
— Даша учится в Высшей школе экономики. Но она себя проявляет в музыке, причем ничего у меня не спрашивает, не просит. Я только спустя время узнал, что у нее на Ютубе даже есть свой канал, где она делает кавера, поет. В музыкальном плане она похожа на меня, делает все на интуитивном уровне, а не то, что выучила ноты, и сидит четко по ним барабанит. Я тоже нот не знаю, играю все на слух, как слышу и чувствую. Даше больше нравится техническая часть, не петь на сцене, а самой создавать музыку. Мне кажется, ее история будет режиссерская, как-то связана со звуком.
— А Иванна пела у вас, насколько помню.
— Она пела в детстве, сейчас повзрослела и ей больше нравится рисовать, в ней проявляются дизайнерские темы, любит обустраивать пространство, красоту наводить. Младшая Маша увлечена всем — спорт, танцы, музыка. И причем все сама, без нашего влияния. Мне нравится, что их не надо толкать, в детях есть интерес к жизни, желание проявлять себя. Вот Маша взяла и пошла на танцы, занимается в «Тодесе» у Аллы Духовой. Причем я давно знаю Аллу, но никогда ее не просил: «Сделайте из моего ребенка лучшего танцора», это глупо. Она должна сама себя проявить.
— Готовы ли вы к внукам уже?
— Так внуки есть, у Андрея родилась недавно девочка, он в счастливом браке. Ева пока не замужем, в поиске. Она больше настроена на работу, карьеру, сейчас заканчивает магистратуру и будет искать себя. Она тоже на распутье: пойти в журналистику или пойти по творческому пути.
— С супругой вы вместе уже почти 20 лет, а помните, чем она вас покорила изначально?
— Я уже говорил раньше — Инна стала единственной девушкой, которая поверила в меня, когда я еще не был Стасом Михайловым. Вот это для меня было самым важным, основным показателем, потому что она поверила в человека, который из себя тогда не представлял ничего.
— А секрет крепкого счастливого брака в чем?
— Мы, наверное, в нужном возрасте встретились, когда нам было не по 15 лет, у меня был за спиной определенный опыт, у нее тоже. Мы встретились, и притирка была очень долгой. Как говорят: «Твой человек тот, с которым ты смотришь в одну сторону», это очень важно. Миллионы на планете существуют, а встречается один, с которым ты живешь всю жизнь. Кто-то называет это химией, а я называю — промысел божий. Это и есть та гармония, которую мы можем искать всю жизнь и не найти. Секрет брака в том, что надо смотреть в одну сторону. И у нас с Инной нет глупых понятий ревности. Ревновать женщину — самая большая глупость. Ей надо доверять. В нашей семье мы знаем друг про друга все, нам хорошо вместе. Наверное, подарив нам встречу 20 лет назад, после тех сложных испытаний, что у нас были, Господь дал нам возможность любить и быть счастливыми.
— Часто на пороге юбилея многие артисты начинают думать о том, куда двигаться дальше...
— Пока мы с вами живы, ходим под этим небом, проснулись, руки, ноги есть и слава богу, надо двигаться вперед. Каждый день что-то приносит, надо благодарить Бога и говорить спасибо за все. А то, что сотворим, сделаем, напишем, споем, построим, это опять же промысел божий — делай, что должно, и будь, что будет. Вся наша жизнь, взлеты и падения, и так будет всегда, пока ты жив. Надо понимать, что после падения нужно встать и пойти дальше, для этого нам даны мозги и с нами всегда Бог.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4