К.Тенишевой
(Вступительная статья к каталогу выставки «Княгиня М.К.Тенишева в зеркале Серебряного века») Окончание.
Начало революционных событий.
Закрытие школы и мастерских в Талашкине. Переезд в Смоленск.
Отъезд и вывоз коллекций в Париж.
1906 год – парижская выставка старого и нового русского искусства, организованная С.Дягилевым. Решение Тенишевой сделать свою выставку, чтобы познакомить парижан с традиционным и современным искусством России.
1907 год – с 10 мая по 10 октября коллекции Тенишевой выставляются в четырех залах Лувра, в отделении прикладного искусства. Впервые зарубежная публика получает возможность широкого знакомства с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Парижский журнал «Декоративное искусство» писал по этому поводу: из коллекций старинного русского искусства «три особенно заслуживают внимания. Это музей Александра Ш в Петербурге (Русский музей), Исторический музей в Москве и музей княгини Тенишевой», находившийся в то время в Париже». Ей и Барщевскому, помогавшему организовать выставку, вручены французские награды, в том числе – «знаки отличия по народному образованию».
4 декабря в выставочном зале на рю Комартен Тенишева представляет современное русское искусство, где, помимо произведений Талашкинских художественных мастерских, были показаны работы художников Рериха и Билибина, архитектора Щусева, скульптора К.К.Рауша фон Траубенберга. Скульптура последнего «Илья Муромец» так понравилась Родену, что тот посоветовал высечь ее в скале.
В том же году Тенишева показывает свои эмали на парижской выставке Национального общества изящных искусств.
1908 год – по просьбе директора парижского театра Опера Комик Тенишева принимает участие в подготовке оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», заказывает эскизы костюмов Малютину и Рериху и сама работает над их изготовлением.
Парижский период жизни отмечен также ее активным эмальерным творчеством.
По возвращении в Россию Тенишева начинает предпринимать попытки передать свой музей государству.
1909 год – Тенишева ведет переписку с в.к. Георгием Михайловичем о передаче своего музея Русскому музею в качестве филиала. Комиссия Русского музея не поддерживает условия передачи, выдвинутые Тенишевой.
В Смоленске Тенишева финансирует раскопки Смядыни – древнейшего участка города, где стоял княжеский дворец, и с ХП века сохранилась церковь Михаила Архангела. Руководитель раскопок – И.Ф.Барщевский.
1910 год – трагическая гибель художника Бекетова, тяжело переживавшаяся Тенишевой. Художественные мастерские окончательно прекращают работу.
1 октября открывается Смоленский филиал Московского археологического института. В преподавательский состав входят А.И.Успенский, Р.Ф.Брандт, В.А.Городцов. Тенишева финансирует институт, собирает библиотеку, устанавливает стипендии.
Рерих заканчивает работу над эскизами росписей и мозаики церкви Святого Духа.
В Ковшарах, недалеко от Талашкина, Рерих предпринимает удачные раскопки славянского кургана, многочисленные находки поступают в тенишевскую коллекцию.
1911 год – 30 мая состоялась торжественная передача тенишевского историко-этнографического музея Московскому археологическому институту. В Совет музея входят Святополк-Четвертинская, Успенский, Рерих, Клетнова. Тенишева становится пожизненным председателем, а Барщевский – главным хранителем.
14 июня Тенишевой присваивается звание Почетной гражданки Смоленска, улица, на которой находится музей, переименовывается в Тенишевскую.
Над каталогом тенишевского музея работают Н.П.Кондаков, В.К.Клейн, В.И.Троицкий, А.И.Успенский и другие ученые Археологического института.
Рерих с семьей приезжает в Талашкино для работы над росписями церкви Святого Духа. Его помощники – художники Н.А.Тырса и П.С.Наумов.
В июле Талашкино посещает И.Стравинский, где совместно с Рерихом начинает работу над балетом «Весна священная». Стравинский позже вспоминал: «Рерих был хорошо знаком с княгиней, и ему хотелось, чтобы я ознакомился с ее русской этнографической коллекцией (…) Княгиня Тенишева предоставила в мое распоряжение домик для гостей, где мне услуживали горничные в красивой белой форме с красными поясами и в черных сапожках. Я занялся работой с Рерихом, и через несколько дней план сценического действия и названия танцев были придуманы. Пока мы жили там, Рерих сделал также эскизы своих знаменитых задников, половецких по духу, и эскизы костюмов по подлинным образцам из коллекции княгини». В настоящее время в коллекции Смоленского музея хранятся мордовские костюмы из Тенишевского собрания, ставшие источником для рериховских эскизов. Накануне премьеры Рерих так объяснял Дягилеву замысел балета: «Я хотел дать картины радости Земли и торжества Неба в славянском понимании (…). Я люблю древность, высокую в ее радости и глубокую в ее помыслах».
1912 год – тенишевский музей посещает император Николай П, прибывший в Смоленск в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года. Археологическому институту пожаловано право именоваться Императорским.
Тенишева избрана членом учрежденного 1 января Общества защиты и сохранения памятников искусства.
В Смоленске открывается Кустарная и сельскохозяйственная выставка, объединяющая центральные районы России. Тенишева назначается главой Кустарного отдела, строит павильон на свои деньги, финансирует награды.
Путешествие по Италии с Рябушинскими, В.С.Зыбиной (племянницей Тенишева), Святополк-Четвертинской.
1914 год – 14 августа объявлена война. Рерих, присутствовавший на установке мозаики на фасаде фленовской церкви, спешно уезжает к семье. Работы в церкви прекратились. Ее внутреннее убранство так и осталось незаконченным.
В Смоленске Тенишева открывает лазарет для раненых. Работает в нем и сама. Для перевозки раненых передает в лазарет свой автомобиль, шофером становится В.А.Лидин. 20 ноября лазарет Тенишевой посещает Николай II. Тенишева вспоминала: «Оставшись им очень доволен, он благодарил меня, милостиво обласкал и наградил медалями моих раненых».
После закрытия частных лазаретов Тенишева покидает Россию. В парижской мастерской работает над эмалями, участвует в выставках.
1915 год – переезжает в Москву для работы над диссертацией, посвященной искусству эмалей
1916 год – 1 мая защищает диссертацию с вручением золотой медали. Получает приглашение занять в Археологическом институте кафедру по истории эмали.
Но в воздухе уже весит предчувствие ужасных перемен. Военные невзгоды, невозможность спокойной творческой жизни вносят разлад в душу Тенишевой. «Какая щемящая тоска! Тяжелое разочарование мало-помалу охватило меня, и я не в силах справиться с собой. С каждым днем это чувство растет, с каждым часом что-то отрывается, до боли терзая душу. Чувствую нашу гибель, мы падаем куда-то в пропасть, мы завязли в такую пучину, где умирает все – и лучшие чувства, и надежды на будущее…». Тенишева и ее близкие - в Талашкине. Жизнь замерла, превратившись в выживание. «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злосчастного года. Что-то нам сулит 1917 год?».
У нас нет возможности создать хронологию двух последних лет Тенишевой, прожитых в России. Но судьба многих представителей дворянства и интеллигенции была удивительно схожей. Юг России был наводнен людьми, ожидавшими окончания страшных событий и возможности возвращения к привычной жизни. Где-то здесь была и Тенишева. Рядом с ней – Святополк-Четвертинская, Лиза Грабкина и Лидин. Василий Александрович Лидин, «маленький человек на большие дела», как он сам себя называл, верный друг на долгие годы, безусловно, помог выжить им и во время отъезда из России, и в период эмиграции. Дни прощания с родиной ярко и эмоционально описаны в воспоминаниях Тэффи:
«Сейчас вернуться в Петербург трудно, поезжайте пока за границу, - посоветовали мне. – К весне вернетесь на родину».
Чудесное слово – весна. Чудесное слово – родина…
Весна – воскресение жизни. Весной вернусь.
…
Дрожит пароход, бьет винтом белую пену, стелет по берегу черный дым. И тихо-тихо отходит земля.
Не надо смотреть на нее. Надо смотреть вперед, в синий широкой свободный простор…
Но голова сама поворачивается, и широко раскрываются глаза и смотрят, смотрят…
И все молчат. Только с нижней палубы доносится женский плач, упорный, долгий, с причитаниями… Страшный, черный, бесслезный плач. Последний. По всей России, по всей России…
Дрожит пароход, стелет черный дым.
Глазами, широко, до холода в них, раскрытыми, смотрю. И не отойду. Нарушила свой запрет и оглянулась. И вот, как жена Лота, застыла, остолбенела навеки и веки видеть буду, как тихо-тихо уходит от меня моя земля».
1919 – 1928 – Тенишева с близкими поселяется во Франции. Удивительна натура Тенишевой. Что бы ни случилось, какие бы невзгоды ни пытались ее сломать, она снова и снова возрождалась к активной, наполненной жизни. Двухэтажная вилла, окруженная садом, в городке Вокрессон под Парижем постепенно превратилась в «Малое Талашкино». Мария Клавдиевна снова берется за эмали. Сюда часто приезжают гости – Рерих с семьей, Билибин, В.В.Тенишев – сын князя, Рябушинские и многие другие.
В эмиграции возобновляются отношения с некоторыми художниками, с которыми Тенишева долго не общалась. Среди них – Д.Стеллецкий. Из его письма к Тенишевой от 1 февраля 1922 года (Фонд «Кустодия») мы узнаём о готовившейся в то время выставке: «Я выставляю две статуэтки (…) и отдам их отливать гипсовику для глиняного завода. (…) Начал писать ширмы, представляющие охоту на кабана. И ширма, и статуэтки в строгом моем иконописном духе. (…) Я думаю, что кроме этих трех вещей я не буду в состоянии дать еще что-нибудь для Вашей выставки. Это мне очень жаль, но до марта всего один месяц!. (…) Крепко целую Ваши руки, многоуважаемая и искренне всегда мною любимая княгиня Мария Клавдиевна». Сведений об этой выставке нами не найдено, но в частной парижской коллекции обнаружены те самые парные гипсовые золоченые скульптуры - «Нимфы полей», о которых пишет Стеллецкий.
Понимая, что настало время подводить итоги той части жизни, которая уже прожита, и живущая, несомненно, своими воспоминаниями, Тенишева ведет переписку с бывшими соотечественниками, оказавшимися в эмиграции. Мария Клавдиевна собирала материалы для своей книги. Такой вывод можно сделать, прочитав неопубликованное письмо Ю.П.Паренсовой, родной тети С.Дягилева, посланное из Софии (Фонд «Кустодия»). Юлия Павловна сообщает, что послала Тенишевой семейные фотографии. «Вы так чутки, что сумеете отобрать то, что покажется неинтересным современнику. (…) Многое, что казалось смешно и остроумно при известной обстановке и молодости, через «полвека» может утратить свой аромат. (…) Я уверена, что Вас умилит карточка Сережиной матери». В этом же письме она сообщает ценные сведения об обстоятельствах рождения С.Дягилева: родился он «не в Перми, а Селищенских, бывших Аракчеевских казармах (Новгородская губ). В них помещался тогда учебный эскадрон и брат туда переехал» (…). Мать Дягилева умирала, в соседней комнате «я увидела крошечного плачущего Сережу на руках рыдающей няни Дуни, верной спутницы его жизни, столь похожей на портрет Бакста…».
Земной путь княгини Марии Клавдиевны Тенишевой закончился 14 апреля 1928 года. На кладбище Сель-Сен-Клу каменное надгробие на ее могиле выполнено по эскизу И.Я.Билибина. Позже под этой плитой будут покоиться и ее близкие - Лиза Грабкина, Святополк-Четвертинская и Лидин.
Оплакивавшие Тенишеву Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, Василий Александрович Лидин и Елизавета Грабкина сохранили в доме все, как было при ее жизни. В статье, написанной к 10-летию ее кончины, Л.Львов так будет описывать дом в «Малом Талашкине»: «Вот комната, где жила и трудились, и где умерла сама княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. В ней все остается по сей день без перемены. В полной неприкосновенности сохраняется тот вид этой комнаты, какой был при жизни ее хозяйки. На стенах все те же любимые ею картины, и среди них – «Колокола» Якунчиковой-Вебер… Крестьянские «кустарные» вышивки, домотканые материи, кружева… в том самом виде, как и в последние дни жизни княгини, ее рабочий столик, за которым она работала над своими эмалями. Сами эмали на полочках и шкафчиках на стене… Старинное царское эмалевое яйцо… Крест, украшенный эмалями кн.Тенишевой (…) И тут же талашкинская резная мебель, ее резное кресло оттуда… По стенкам резные барельефы… Тут же на столе посмертное издание «Впечатлений моей жизни», написанных в подпарижском затишье незадолго до смерти княгиней Тенишевой. И та же атмосфера художественно-интимного уюта царит и в других комнатах подпарижского Талашкина. На стенах много портретов – среди них много бережно сохраненных кн. Е.К.Святополк-Четвертинской портретов – и писаных, и старых фотографий, с самой княгиней Тенишевой. Вглядитесь в них, и перед вами пройдут главные этапы этой замечательной русской женщины… Но вот еще один, особенно привлекательный уголок в гостиной, где на стенах развешаны маленькие акварели наших русских художников. Врубель со своей «Жемчужиной» и с миниатюрными эскизами панно… Сказки Пушкина в акварелях Сергея Малютина… Ранний, очень давний К.А.Коровин, Якунчикова, Рерих, Стеллецкий…».
В Малом Талашкине, в комнате княгини висела еще одна работа, с которой она не расставалась. Это неоконченный портрет Тенишевой кисти В. Серова. Сейчас он находится в Париже, в частной коллекции. В окружении нетронутого краской холста выступает лик великой русской женщины. Художник, видимо, не собирался возвращаться к начатому произведению – лицо обрамлено темными нервными мазками, выполненными широкой кистью. Возможно, Серов посчитал свою работу неудачной. Душа этой великой женщины неуловима, поэтому Тенишева столь разная на портретах, написанных художниками того времени. И любой ее словесный портрет тоже всегда будет неоконченным. Но мы будем судить о ней по делам её.
Фото: Лазарет в г.Смоленске, устроенный кн. М.К. Тенишевой. Княгиня Тенишева читает раненым вести с войны.
Автор: Стругова Ольга Борисовна
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев