Отношения с Богом, на мой взгляд, никогда не бывают статичными. Как в любых личных взаимоотношениях, в них всегда есть момент неопределенности, изменчивости.
Они не вырастают и не держатся на каких-либо заранее разработанных планах или схемах «духовной жизни». В них всегда есть и должен быть элемент импровизации.
Соблюдение утренних и вечерних правил, регулярность участия в богослужениях – необходимы, как элемент внутренней дисциплины. Но к этому нельзя сводить свою «жизнь с Богом».
Это не набор определенных обязательных действий. Это – «жизнь вдвоем», где слова, действия и поступки определяются не обязательностью, а взаимной симпатией (если не сказать любовью). Так Давид танцует перед Ковчегом Завета не по правилам, а по велению сердца.
«Засушивание» религиозной жизни, сведение ее к системе однообразных правил довольно быстро приводит к разочарованию и краху. Методика – отнюдь не то, что ценится в отношениях, построенных на любви.
Стоит только осознать Бога как Личность (или Сверхличность) и становится вполне естественным принять и взлеты, и падения, и полноту, и опустошенность, и пылкость, и охлаждение в наших отношениях с Ним. Есть главное, без чего эти отношения невозможны: осознание того, что ты не можешь жить без Него и тебе плохо там, где Его нет.
Что объединяет Моисея и Иакова, Иова и Давида, Петра и Павла, мать Марию и мать Терезу, старца Силуана Афонского и Иоанна Кронштадтского? Как ни странно, вовсе не их аскетические подвиги или дела милосердия, не их успехи в «духовном делании» или их «безгрешность». В каждом из них горит огонь любви.
Они могли отрекаться и падать, гневаться на Бога и упрекать Его, могли не слушаться и нарушать Его заповеди и даже прямые повеления. Но они никогда не относились к Нему безразлично.
Иов проклинает день и ночь своего рождения, упрекает Бога в несправедливости («что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне»), в том, что Он губит его, угнетает и презирает Свое Собственное творение. Но это упреки того, кто любит и потрясен холодностью и несправедливостью любимого. И Бог отвечает на них не гневом, но любовью.
Давид нарушает 6-ю, 7-ю и 10-ю заповедь (возжелав жену ближнего своего, прелюбодействует и убивает соперника). Но осознав свой грех плачет и молит, чтобы Господь не отнял у него Духа Своего, которым он живет, и дышит, и движется, и существует. И Господь говорит: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида».
Петр отрекается от Христа, но Господь помнит сказанное им слово: «Господи, к кому нам идти? У Тебя на устах слова вечной жизни» и выделяет его особо среди всех апостолов – как фундамент будущей Церкви.
Мать Мария до пострижения меняет трех мужей, а после продолжает курить, легкомысленно относится к исполнению молитвенных монашеских правил, но любовь к Богу горит в ней как огонь, освещая и ее жизнь, и жизнь людей вокруг нее.
В биографии каждого из героев веры можно найти слабости и падения, разочарование и отчаяние. И если бы жизнь с Богом сводилась к исполнению правил или канонов, - опустело бы Царство Небесное. Но «невозможное человекам, возможно Богу». Он бессилен только перед равнодушием.
«Они повернулись ко Мне спиной, а не лицами», - обвиняет Бог израильтян устами пророка Иеремии.
«Ожирели сердца людей этих, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь, и не обратятся, чтобы Я исцелил их», - с горечью говорит Христос об иудеях.
«Или христианство огонь или его нет», - так лаконично сформулировала основной канон «духовной жизни» мать Мария. Можно быть одновременно и верующим, и непричастным Богу, - вот основной парадокс, вытекающий из этих слов.
Даже атеизм не так страшен, как религиозное равнодушие («теплохладность» на языке Писания). Ненависть к Богу или борьба с Ним – подразумевают ярко выраженное чувство, отношение. Путь от ненависти к любви долог, но возможен. В конце концов, это – вопрос перемены знака: минуса на плюс. Безразличие куда сложнее наполнить чувством.
Знаменитый британский философ Энтони Флю 50 лет яростно доказывал, что Бога нет. Более тридцати выпущенных им работ («Теология и фальсификация», «Бог и философия», «Презумпция атеизма» и др.) легли в основу современного научного атеизма. Последняя книга, написанная им перед смертью, носила название «Бог есть».
Будущий апостол Павел не был атеистом, но был яростным противником Иисуса. После встречи с Ним лицом к лицу, он стал самым пламенным Его миссионером.
Пример теплохладности - это образ Лаодикийской церкви в Откровении Иоанна Богослова.
В Лаодикии находилась одна из крупнейших и богатейших иудейских общин - семь с половиной тысячи иудеев мужского пола. И среди них было немало христиан. Именно их Христос обличает беспощадно, не находя в этой церкви ни одной черты, облегчающей ее судьбу. Их теплохладность вызывает у Него тошноту:
«Знаю твои дела; ты и не холоден, и не горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Этот образ не случаен: напротив Лаодикии стоял Иераполь, славившийся своими минеральными источниками. Эта вода не бывает «псухрос» (греч.) - холодной, вплоть до точки замерзания, или «зестос» – горячей до кипения. Она – «хлиарос», теплая, имеет тошнотворный вкус и способна вызвать рвоту.
Такое действие оказывает на воскресшего Христа лаодикийская церковь. Почему?
Через Лаодикию проходила важнейшая торговая артерия – из Эфеса на восток и в Сирию. Это был крупнейший торговый, финансовый и банковский центр.
Именно в Лаодикии римский оратор Цицерон получал деньги по аккредитивам во время своего путешествия по Малой Азии. Тацит пишет, что, когда в 61 г. этот город был полностью разрушен землетрясением, его жители отказались от помощи римского правительства и восстановили город на собственные деньги. Это внешнее богатство соседствует с духовной нищетой.
Город славился также текстильной мануфактурой и особой породой овец с мягкой блестящей фиолетово-черной шерстью. Из нее изготавливали эксклюзивные туники - тримиты. Гордясь этими одеждами, лаодикийцы не замечали, что наги в глазах Бога.
Местная медицинская школа была известна во всем мире своими мазями для ушей и для глаз. Имена некоторых врачей выбивали даже на лаодикийских монетах. Но это не мешает лаодикийцам быть духовно слепыми.
Христос советует им купить золото, очищенное огнем (то есть веру, испытанную страданием - 1Пет. 1:7), и белые одежды (духовную красоту, которую дает благодать Христова), и помазать глаза мазью покаяния, чтобы прозреть от жгучей боли, увидев себя во всей своей нищете.
Лаодикийская церковь не ищет Божьей любви и не пламенеет ответной любовью, потому что самодостаточна, упоена собой и своим успехом и не видит собственной сердечной нищеты, духовной слепоты и наготы. Христос показывает истинную цену тому, чем она гордится. Ее пустота противна Божественной Любви.
«Кто стоит близко от Меня, стоит около огня». Невозможно быть рядом с Богом и не гореть. «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11), - призывает христиан апостол Павел.
Бог способен принять и отрицание, и ненависть, непослушание, возмущение, протест, но не равнодушие. Даже если оно сопровождается исполнением религиозных ритуалов и правил. Бог ищет сердце человека, а не нуждается в его жертвах.
СВЯЩЕННИК ИОАНН БУРДИН
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев