Слишком частое употребление важного слова может убить его смысл, вытряхнуть из него «начинку», оставив лишь пустую форму, которую всяк волен наполнять тем содержанием, которое ему по душе.
Нечто подобное иногда происходит в церковной и уж тем более — в светской среде со словами «грех», «страсть», «порок», и еще целым рядом слов. Ясно, что все они означают что-то нехорошее, направленное против Бога и Его замысла о мире. Но провести между ними ясную смысловую границу бывает нелегко.
«СОГРЕШИЛ СЛОВОМ, ДЕЛОМ И ПОМЫШЛЕНИЕМ...» —
читаем мы в вечерних молитвах. В любом из этих случаев происходит некое действие, акт воли: я что-то сделал, я что-то сказал, я что-то подумал.
Подрезал машину на трассе, демонстрируя свою водительскую «удаль», — согрешил. Орёшь диким ором на перепуганную жену или детей — грешишь. Завела на стороне романчик, изменяешь втихаря мужу — грех творишь. Говоришь какое-нибудь оскорбление в ответ на чужую грубость — грешишь словом.
А ещё, как это ни странно прозвучит, можно согрешить и несовершённым действием. Например, пройти мимо лежащего на мостовой человека, даже не поинтересовавшись, что с ним случилось, не нуждается ли он в медицинской помощи. Или просто — сидя в метро, залипнув в своём смартфоне и в упор не замечая стоящую перед тобой пожилую женщину.
Вот в этих грехах-поступках и следует каяться на исповеди в храме. Причём не просто составить «отчёт о проделанной работе», написав грехи на бумажке и подсунув её батюшке — на, мол, честный отче, ознакомься с моими «художествами».
КАЯТЬСЯ НА ИСПОВЕДИ НУЖНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ТЕХ ГРЕХАХ, КОТОРЫЕ ТЯГОТЯТ СОВЕСТЬ, ЛЕЖАТ НА СЕРДЦЕ ТЯЖЁЛЫМ КАМНЕМ И НЕ ДАЮТ ЖИТЬ СПОКОЙНО. Описывать их подробности в мельчайших деталях не нужно. Но и сводить исповедь к безликой реплике в стиле «согрешил гневом» или «нелюбовью к ближнему» тоже вряд ли стоит. Лучше всего кратко, но внятно изложить суть содеянного, по возможности — вслух.
Например: «Согрешил тем, что оскорбил жену грубым словом, напугал своим криком детей». Сказать вслух перед священником подобные слова бывает невероятно трудно. Но именно через такой труд и может родиться в душе настоящее покаянное чувство, отвращение к тому, что ты натворил, и желание никогда больше не повторять этот грех. Всё остальное — уже дело священника и благодати Божьей.
РАЗВЕ ПЛОХАЯ МЫСЛЬ — ГРЕХ?
Есть ещё одна разновидность греха, о которой следует упомянуть особо.
Греховное действие совсем не обязательно может быть физическим, и даже слово для него может оказаться ненужным. Грешить можно в воображении, в фантазиях.
Но и в этом случае грех всё равно будет действием, пускай и мысленным. Не сто́ит утешать себя тем, будто в силу этой своей сокрытости от внешнего мира мысленные грехи представляют собой нечто малозначительное. Положа руку на сердце, каждый из нас может признаться себе в том, что бывают такие мысли, о которых стыдно рассказывать даже самым близким людям.
Протоиерей Сергий Четвериков (1867–1947) говорил об этом так: «...Мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца и говорим себе и другим: "Думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!" Или иначе: "Какое кому дело до моих мыслей и чувств?.. Ведь я же никому не врежу?" Но такого рода рассуждения глубоко ошибочны. ...Душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. МЫСЛЕННЫЙ ГРЕХ БЫВАЕТ ХУЖЕ ГРЕХА СДЕЛАННОГО. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший своё воображение. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех внутренней нечистоплотности, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настаёт для него момент настоящей деятельности, душа его оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собою».
МЫСЛЕННЫЕ ГРЕХИ МОГУТ НАДЕЛАТЬ МНОГО БЕД В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, поэтому им непременно следует противостоять и нещадно бороться с ними каждый раз, как только заметишь, что твои ум и душа услаждаются ими. Сделать это не так уж и трудно, если быть внимательным к собственным мыслям. Ну вот, например, обругал тебя на работе начальник. Ответить ему тем же ты не можешь (если, конечно, не собираешься после этого с треском вылететь со своего рабочего места). И знаменитых резиновых манекенов с физиономиями начальников в наши офисы никак не завезут, хотя, говорят, в Японии ещё с 1970-х практикуется такой способ снятия стресса: получил втык от руководителя — тут же бежишь в комнату психологической разгрузки и навешиваешь его манекену и с правой, и с левой, пока не приведёшь свои эмоции к утраченному равновесию. Но весь этот изысканный фэншуй — в Японии. А что же остаётся униженному и оскорблённому работнику в наших родных широтах? Да то и остаётся, что в мыслях сотворить с хамом-начальником всё, чего он заслужил своим беспардонным поведением. И вот, когда ты мысленно ставишь его на колени у края самой глубокой пропасти и, не слушая его жалкий лепет, безжалостно пускаешь ему пулю между глаз, знай: ты только что согрешил мысленным действием. Что же теперь с этим делать? Срочно бежать на исповедь к батюшке? Нет, против этого вида грехов Церковь предлагает уже другое оружие, которое каждый из нас всегда имеет под рукой в любое время дня и ночи.
НЕМЕДЛЕННАЯ ПОКАЯННАЯ МОЛИТВА, ОБРАЩЁННАЯ К БОГУ, — вот самое действенное средство против того бесчисленного множества грехов, которое каждый из нас постоянно совершает в своём внутреннем мире. И не нужно ждать для этого очередной исповеди. Покаяние в мысленных грехах можно и нужно совершать тут же, в любом месте, мысленно же обращаясь к Богу с просьбой простить этот грех и дать силы впредь не увлекаться подобными мысленными экзекуциями, оскорблениями и прочими греховными безобразиями.
Святитель Феофан Затворник прямо говорил: «Относительно мелких греховных движений сердца, помыслов и т. п. <...> следующее правило: как только замечено что-либо нечистое, тотчас следует очищать это внутренним покаянием пред лицом Господа. Можно этим и ограничиться, но если нечиста, неспокойна совесть, то потом ещё на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением и — конец. Все такие грехи этим актом внутреннего покаяния и очищаются».
Хотя, конечно, этот совет святителя не относится к тяжёлым случаям, когда мысленные грехи становятся ужасной привычкой, полностью овладевающей человеком и уводящей его в некое подобие виртуальной реальности. Такая ситуация требует совершенно особого покаяния и специальных усилий, чтобы с ней справиться. Об этом нужно говорить с духовником на исповеди, но не подменять перечислением своих снов и фантазий, а именно отдельно обсуждать, что же делать дальше и как с Божьей помощью победить эту страшную язву, невидимую для окружающих.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СТРАСТЬ?
В отличие от греха, страсть — это не поступок, а устойчивое и чрезвычайно сильное влечение человеческой воли к тому или иному греху. Развивается такое влечение через многократное совершение этого греха до тех пор, пока в один ужасный момент человек вдруг понимает, что более не властен над своим желанием и теперь наоборот — это желание обретает над ним полное господство. Самым наглядным примером такой зависимости является наркомания: пристрастившись к наркотической отраве, люди тратят огромные деньги на приобретение любимого зелья.
Но страсти в человеке могут действовать и без всякой навязанной организму извне химии. Например, на болезненном влечении людей к азартным играм основана вся индустрия казино и тотализаторов по всему миру.
ТУШИТЬ КОСТЁР БЕНЗИНОМ
Почему же даже умные, сильные, талантливые люди вдруг оказываются беспомощными перед банальной колодой карт или дурацким шариком, бегающим по кругу рулетки?
Дело в том, что корни страстей произрастают из нашего сердца, уклонившегося от Бога. Изначально человек был сотворён так, что самой большой его радостью было общение со своим Создателем. Отпав от Бога, он себя этой радости лишил. И с тех самых пор безуспешно пытается найти ей замену. Или, говоря иначе, — найти себе иного бога, дающего ему утраченную радость и блаженство богообщения.
Традиционно в христианстве таких ложных богов принято называть идолами. Поэтому любая страсть в сущности своей — идол, ложный бог, которому человек служит в надежде на радость и счастье. Этих идолов может быть великое множество, однако духовно опытные подвижники, внимательно наблюдавшие за малейшими движениями своей души, вывели три основных магистральных потока страстных желаний, которые потом расходятся на десятки и сотни ручейков и речушек.
Имена этим трём главным страстям — сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.
К СЛАСТОЛЮБИЮ относится всё, что так или иначе услаждает человеческое тело и душу.
К СРЕБРОЛЮБИЮ — деньги и все радости, которые можно за них купить.
К СЛАВОЛЮБИЮ — почёт и уважение среди людей, власть, известность, наслаждение похвалой или хотя бы публичным упоминанием твоего имени.
И если хотя бы один из этих идолов «прикусит» несчастного человека, понадеявшегося стать счастливым с их помощью, то жизнь его превратится в рабство ложному богу. Обуявшая человека страсть будет требовать от него всё новых и новых грехов, не давая остановиться, гоня его от одного нравственного падения к другому до тех пор, пока он не погибнет окончательно.
Образно говоря, страсть — это пылающие в сердце человека огненные угли, которые он тщетно пытается залить всё новыми и новыми порциями греха, не понимая, что с тем же успехом можно пытаться затушить костёр бензином.
На исповеди каяться в страсти не нужно, достаточно принести покаяние в грехах, совершённых под её влиянием. Страсть же — скорее тема для отдельного и обстоятельного разговора с духовником, но не во время богослужения.
ПОРОК — ЭТО…
…некое качество человеческой личности, нравственная ущербность, ненормальность поведения, греховность жизни, которую человек уже не в силах скрывать, и потому она стала видна постороннему взгляду. Порок — рабское клеймо, которое грехи и страсти уже успели выжечь на душе и теле своего раба. В широком смысле порок можно считать синонимом страсти, но точнее всё же будет сказать, что это — результат её разрушительного действия, отметина, по которой можно определить, какая именно страсть владеет несчастным человеком. Как может выглядеть порок, хорошо показал Роберт Люис Стивенсон, когда описывал воспоминания бывалых пиратов о страшном даже для них капитане Флинте:
«И рожа у него была, как у дьявола! — воскликнул третий пират, содрогаясь. — Вся синяя-синяя!
— Это от рома, — добавил Мерри. — Синяя! Ещё бы не синяя! От рома посинеешь, это верно».
Но не только пьянство может столь явственно отразиться на внешности человека. Завистливость, гневливость, похотливость и множество других пороков тоже искажают лица и поведение людей, без слов рассказывая окружающим о страстях, которые развились в них до такой степени, что стали для этих несчастных второй их натурой.
Соотношение же греха, породившей его страсти и порока можно проиллюстрировать следующим примером.
Сорвал человек свою накопившуюся за день агрессию на беззащитных родных: наорал на жену, детей, тёщу — это грех, поступок, в котором следует каяться и говорить о нём на исповеди.
Движим он был при этом страстью гнева, постоянно толкающей его к подобным грехам.
Ну а порок его, очевидный для всех, можно обозначить как гневливость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, со словами мы разобрались, что, в общем-то, не так уж и трудно. А вот бороться со своими страстями, грехами и пороками — задача куда более серьёзная. От человека в такой борьбе нужны искреннее желание духовно выздороветь, готовность пожертвовать ради этого устоявшимися многолетними привычками, решимость не отступать. А ещё — готовность подниматься после каждого падения, и вновь и вновь идти от ложных богов к Богу Истинному, сколько бы подножек ни ставили ему на этом пути идолы, не желающие так просто отпускать свою добычу.
И, наконец, самое главное — ни в коем случае не отпадать от Церкви, стыдясь своих пороков. Святой Ефрем Сирин прямо говорил, что Церковь — это не только собрание святых, но ещё и толпа кающихся грешников, духовная лечебница.
Когда у человека обнаруживают порок сердца, его направляют в кардиологическую клинику. Но куда ещё, кроме Церкви, идти человеку с нравственными пороками? Их зелёнкой не помажешь, и сами собой они не рассосутся.
Конечно, в Церкви тоже можно столкнуться и с непониманием, и с высокомерием, и с недолжным отношением к страдающему человеку. Всё это как раз следствие того, о чём говорил Ефрем Сирин, — наших человеческих немощей и нравственных болячек. Но именно ради создания Церкви приходил на землю Христос, именно ради нашего исцеления и спасения Он создал её, пролив Свою бесценную Кровь. И потому другого места, где можно было бы вылечиться от грехов, страстей и пороков, на земле просто нет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9