Предыдущая публикация
Канал Ильи Маслова https://t.me/diakon_Maslov Мы в bastyon https://bit.ly/3QTws4E Мы в boosty https://bit.ly/3HXBFHH Мы в telegram https://t.me/spetstv Мы Вконтакте https://vk.com/spets_tv Мы в ОК https://ok.ru/group/54981430804597 Мы в Дзен https://dzen.ru/spetz_tv По вопросам предложений для сотрудничества и взаимодействия обращаться: moderator.spetz@gmail.com
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19
С детства меня учили тому, что Христос -- Бог и учение его Божественно, но вместе с тем меня учили уважать те учреждения, которые насилием обеспечивают мою безопасность от злого, учили меня почитать эти учреждения священными. Меня учили противостоять злому и внушали, что унизительно и постыдно покоряться злому и терпеть от него, а похвально противиться ему. Меня учили судить и казнить. Потом меня учили воевать, то есть убийством противодействовать злым, и воинство, которого я был членом, называли христолюбивым воинством; и деятельность эту освящали христианским благословением. Кроме того, с детства и до возмужалости...ЕщёСейчас православных христиан в России нет,даже патриарх Кирилл по своей вере не православный,а евангельский христианин.Православное христианство-это прежде всего противление злодеям,а евангельские христиане поступают по заповеди Христа - НЕ противятся злодеям.Вот как описывает православное христианство наших предков Лев Толстой в своей статье-В чем моя вера?(1883-1884 год)-
С детства меня учили тому, что Христос -- Бог и учение его Божественно, но вместе с тем меня учили уважать те учреждения, которые насилием обеспечивают мою безопасность от злого, учили меня почитать эти учреждения священными. Меня учили противостоять злому и внушали, что унизительно и постыдно покоряться злому и терпеть от него, а похвально противиться ему. Меня учили судить и казнить. Потом меня учили воевать, то есть убийством противодействовать злым, и воинство, которого я был членом, называли христолюбивым воинством; и деятельность эту освящали христианским благословением. Кроме того, с детства и до возмужалости меня учили уважать то, что прямо противоречит закону Христа. Дать отпор обидчику, отмстить насилием за оскорбление личное, семейное, народное; все это не только не отрицали, но мне внушали, что все это прекрасно и не противно закону Христа.
Все меня окружающее: спокойствие, безопасность моя и семьи, моя собственность, все построено было на законе, отвергнутом Христом, на законе: зуб за зуб.
Церковные учители учили тому, что учение Христа Божественно, но исполнение его невозможно по слабости людской, и только благодать Христа может содействовать его исполнению. Светские учители и все устройство жизни уже прямо признавали неисполнимость, мечтательность учения Христа, и речами и делами учили тому, что противно этому учению-противится злодеями,давать им соразмернвй отпор,защищать своё здоровье и свою жизнь.Я недавно с еврейским раввином читал V главу Матфея. Почти при всяком изречении раввин говорил: это есть в Библии, это есть в Талмуде, и указывал мне в Библии и Талмуде весьма близкие изречения к изречениям Нагорной проповеди. Но когда мы дошли до стиха о непротивлении злу, он не сказал: и это есть в Талмуде, а только спросил меня с усмешкой: -- И христиане исполняют это? подставляют другую щеку? -- Мне нечего было отвечать, тем более что я знал, что в это самое время христиане не только не подставляли щеки, но били евреев по подставленной щеке. Но мне интересно было знать, есть ли что-нибудь подобное в Библии или Талмуде, и я спросил его об этом. Он сказал: -- Нет, этого нет, но вы скажите, исполняют ли христиане этот закон? -- Вопросом этим он говорил мне, что присутствие такого правила в христианском законе, которое не только никем не исполняется, но которое сами христиане признают неисполнимым, есть признание неразумности и ненужности этого правила. И я не мог ничего отвечать ему.
Итак. Несколько материалов уже на канале были по данной теме, набрали немало дельных комментариев. Поэтому, продолжим. Главная задача на сегодня: что конкретно знали римляне об Иисусе, насколько верили в его существование. Какова историчность этого персонажа, что представляли из себя его последователи первого века новой эры.
Христианские богословы стёрли неизвестно сколько платьев и языков, чтобы убедить мир в исторической достоверности существования своего отца-основателя. Пытаясь предъявить н
...Ещё1).Великая мистификация: личность Христа в исторических источниках. Сегодня дисциплинированно последую рекомендации уважаемого и всеми любимого Читателя с ником «Ык Хан Кок-ор»: «Автор. Большая просьба. Пишите про историю, в том числе и про историю церквей и религий. Пишите объективно, без пустого пафоса, как вы это талантливо умеете». Это такой бодрящий пендаль, сбивающий вашего покорного слугу с кривой тропки атеистической пропаганды. Понято-принято, за «талантливо» — отдельный поклон.Итак. Несколько материалов уже на канале были по данной теме, набрали немало дельных комментариев. Поэтому, продолжим. Главная задача на сегодня: что конкретно знали римляне об Иисусе, насколько верили в его существование. Какова историчность этого персонажа, что представляли из себя его последователи первого века новой эры.
Христианские богословы стёрли неизвестно сколько платьев и языков, чтобы убедить мир в исторической достоверности существования своего отца-основателя. Пытаясь предъявить не только специальную евангельскую литературу. Ссылались на сохранившиеся тексты нехристианских авторов. Которые, по логике, должны быть беспристрастны.
Тремя римскими китами этой доказательной базы являются: Тацит, Плиний Младший и Светоний. От первых христиан они отличались всем. Очень глубоким образованием, высоким социальным происхождением, имущественным положением, знанием античной культуры и самое главное — противоположными религиозными взглядами. С презрением смотрели на первых христиан, принадлежавших городскому плебсу, самому дну бедных кварталов Рима.
Логика понятна: если такие люди, высшая знать Империи, сочли необходимым упомянуть о Христе, основателе столь чуждой религии — значит, в достоверности его существование нет смысла сомневаться. Осталось лишь доказать: насколько подлинны эти упоминания. Записки принадлежат точно их перу? Оказалось… очень любопытно и не столь однозначно.
Итак, вызовем на исследовательский пленэр Тацита, наиболее весомого историка и писателя Древнего Рима. Патриция и консула (55-120 гг.). Примерно в 116 году он опубликовал главное своё многотомное сочинение — «Анналы». В 15-ой книге найдём описание знаменитого пожара 64 года, едва не уничтожившего весь Рим.
Современники обвиняли императора Hерона, якобы вознамерившегося прирезать себе землицы к дворцу и перестроить город по своему вкусу. Но этот безумец свалил вину на христиан. Читаем:
«Чтобы пресечь слухи, Hерон подставил виновных и подверг самым изощрённым казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Hачало этому названию дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорён к смерти прокуратором Понтием Пилатом.Вначале схватили тех, кто эту веру исповедовал публично, затем — на основании их показаний — великое множество других и признали их виновными не столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческо...Ещё2).Первый источник.Итак, вызовем на исследовательский пленэр Тацита, наиболее весомого историка и писателя Древнего Рима. Патриция и консула (55-120 гг.). Примерно в 116 году он опубликовал главное своё многотомное сочинение — «Анналы». В 15-ой книге найдём описание знаменитого пожара 64 года, едва не уничтожившего весь Рим.
Современники обвиняли императора Hерона, якобы вознамерившегося прирезать себе землицы к дворцу и перестроить город по своему вкусу. Но этот безумец свалил вину на христиан. Читаем:
«Чтобы пресечь слухи, Hерон подставил виновных и подверг самым изощрённым казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Hачало этому названию дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорён к смерти прокуратором Понтием Пилатом.Вначале схватили тех, кто эту веру исповедовал публично, затем — на основании их показаний — великое множество других и признали их виновными не столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому. Казнили их с позором — одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам, распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов».Богословы говорят: о подлинности отрывка свидетельствует крайне враждебное отношение к жертвам Hерона, их вере («пагубное суеверие»). И невозможно предположить, что это более поздняя христианская вставка. Потому что авторство Тацита в написании «Анналов» — неоспоримо.
Вопрос: можно ли верить Тациту, утверждающему… в Риме 64 года жило много христиан? Причём они называли себя именно так, по имени Христа? Это бред, так не было. Точно известно: в первом веке нашей эры приверженцы Христа ещё не назывались «христианами». В «Деяниях апостолов» это даже есть.
Название (точнее — прозвище) «христиане» придумали язычники, жители Антиохии. Давно известные всей империи своим убийственным юмором и злым сарказмом. Они поиграли со словом «Христос», как с греческим эквивалентом еврейского слова «мессия» (помазанный, намазанный). Этот эпитет был нелеп и крайне смешон для любого, получившего классическое эллинское образование.
Это такая косметологическая шутеечка вышла. Поклонники эллинской культуры регулярно умащивали свои тела благовониями. Исключительно из гигиенических или медицинских соображений. Скучная повседневность, как чистка зубов в наше время. Благодаря игре слов насмешники-антиохийцы и дали прозвище: христиане — это «те, кого натирают мазями».
3).Последователи Христа не обиделись, со временем привыкли к этому глумливому прозвищу, со вкусом стали его употреблять. Но… до этого предпочитали называть себя «святыми», «братьями», «избранными», «сыновьями света», «учениками», «бедными». Но чаще всего — «назореями». Это даже найдем в евангельской литературе:
«И, придя, поселился в городе, называемом Hазарет, да сбудется реченное через пророков, что он Hазореем наречется». (Матфей)«Hайдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Hазорейской ереси». («Деяния апостолов», первосвященник Анания о Павле)Факт подтверждается многими свидетельствами Отцов Церкви. Очень долгое время последователей Христа называли исключительно «назореями». То есть… в 64 году нашей эры в Риме не было «христиан». Так их никто не мог называть, тем более — Тацит. Были лишь «назореи», экстремистская секта, никак не желавшая порывать с иудаизмом.
Они считали себя единственно правильными п
...Ещё3).Последователи Христа не обиделись, со временем привыкли к этому глумливому прозвищу, со вкусом стали его употреблять. Но… до этого предпочитали называть себя «святыми», «братьями», «избранными», «сыновьями света», «учениками», «бедными». Но чаще всего — «назореями». Это даже найдем в евангельской литературе:
«И, придя, поселился в городе, называемом Hазарет, да сбудется реченное через пророков, что он Hазореем наречется». (Матфей)«Hайдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Hазорейской ереси». («Деяния апостолов», первосвященник Анания о Павле)Факт подтверждается многими свидетельствами Отцов Церкви. Очень долгое время последователей Христа называли исключительно «назореями». То есть… в 64 году нашей эры в Риме не было «христиан». Так их никто не мог называть, тем более — Тацит. Были лишь «назореи», экстремистская секта, никак не желавшая порывать с иудаизмом.
Они считали себя единственно правильными правоверными иудеями, от всего остального мира евреев отличаясь лишь одним убеждением: предсказанный библейскими пророками Мессия уже явился в образе Иисуса Христа. Всё. И само собой разумеется, граждане Рима не отличали «христиан-назореев» от остальных иудеев. Об этом писал Светоний, но не будем бежать впереди паровоза.
Итожим. Великий Тацит был художником слова, не слишком заботился о точности в своих трудах. Когда писались «Анналы» (начало II века н.э.), он мог видеть уже многих последователей Иисуса. Возможно, их уже называли «христианами». Он просто перенёс современную ему обстановку на полвека назад. Скорее всего, всю информацию получал из первых рук, от самих христиан. Именно они, плача и всхлипывая, рассказывали о страшных гонениях Нерона, гибели многих своих единоверцев, заодно снабдив консула-историка фактом смертного приговора Иисусу, вынесенном Понтием Пилатом при императоре Тиберии. Других способов, как могло попасть описание пожара 64-го года, — не нахожу. Хотя осадочек подозрения остаётся. Текст «Анналов» был найден лишь в 1429 году. А как поступали с античными подлинниками средневековые переписчики… известно.
Поэтому совсем не исключено, среди бесчисленных поколений христианских епископов нашлись умники, дополнившие труд Тацита сочными подробностями. Но подозрения к делу не пришьёшь, идём дальше.
давшим описание последователям Иисуса Христа, был Плиний Младший. Родился в 52 году, умер около 114 года. Кстати, был очень-очень дружен с Тацитом. Особое место в истории занял благодаря переписке, оставив нам целых девять томов. Мог позволить себе. Будучи составителем отчётов императору Траяну. Писал из Вифинии и Понта, где занимал в 111-113 годах пост римского наместника.
В одном из таких писем-отчётов Плиний Младший пишет о последователях Христа:
«Эта вера распространяется повсюду не только в городах и деревнях, но и во всей стране. Храмы пустеют, люди давно уже не совершают жертвоприношений.У них есть обычай в определённые дни собираться перед восходом солнца и молиться Христу, как богу».Во-первых, сомнение в подлинности этих строк появились давно. Уж очень подозрительно дословно они повторяют слова Феста, сказанные царю Агриппе в «Деяниях апостолов». Даже фальсификатора некоторые исследователи нашли. Это был издатель трудов Плиниев Старше
...Ещё4).Вторым римским писателем,давшим описание последователям Иисуса Христа, был Плиний Младший. Родился в 52 году, умер около 114 года. Кстати, был очень-очень дружен с Тацитом. Особое место в истории занял благодаря переписке, оставив нам целых девять томов. Мог позволить себе. Будучи составителем отчётов императору Траяну. Писал из Вифинии и Понта, где занимал в 111-113 годах пост римского наместника.
В одном из таких писем-отчётов Плиний Младший пишет о последователях Христа:
«Эта вера распространяется повсюду не только в городах и деревнях, но и во всей стране. Храмы пустеют, люди давно уже не совершают жертвоприношений.У них есть обычай в определённые дни собираться перед восходом солнца и молиться Христу, как богу».Во-первых, сомнение в подлинности этих строк появились давно. Уж очень подозрительно дословно они повторяют слова Феста, сказанные царю Агриппе в «Деяниях апостолов». Даже фальсификатора некоторые исследователи нашли. Это был издатель трудов Плиниев Старшего и Младшего в шестнадцатом веке — монах-доминиканец Джиокондо ди Верона. Опять, будем взвешены. Это лишь подозрения.
Большинство учёных признают подлинность отрывка. Тем более, в этой крайне лаконичной информации не содержится ничего подозрительного. Она проверяема другими источниками. В начале второго столетия христианство стало распространяться в восточных провинциях Римской империи столь стремительно, что языческие храмы действительно впали в запустение. А люди перестали приносить жертвы старым богам. Приверженцы новой религии собирались перед восходом солнца, чтобы молиться Иисусу Христу как своему богу? Хм... Плиний Младший прекрасно знал, что творится у него на подотчётной территории. Обеспокоившись появлением поклонения «новому богу», правильно доложил по инстанции. Судя по другим его отчётам, текст не выбивается из канвы, имеет все основания быть подлинным.5).Третий римский автор, Светоний (жил около 70-160 гг.), тоже аристократ и друг Плиния Младшего. Оставил знаменитое «Жизнеописание двенадцати Цезарей» (121 год) и две краткие, но весьма красноречивые фразы. Рассказывая о временах императора Клавдия...
«Он изгнал евреев из Рима за то, что они беспрестанно смутьянили, подстрекаемые каким-то Хрестосом».В главе об императоре Hероне:
«Hаказали пытками христиан, приверженцев нового и преступного суеверия».Фразы признаны подлинными, явно принадлежат перу Светония. Хотя, вне всякого сомнения, последняя — заимствование у Тацита.
Вот тот скудный набор авторов, которые оставили описания первых христиан. Даже если безоговорочно подлинны — ничего не говорят, из них невозможно толкового узнать. Сделаны спустя восемьдесят (с лишним) лет после смерти Иисуса. Ничего о его личности не сообщают. Что очень странно.
Историки посвящают всего несколько слов основателю новой религии, хотя в империи бродят десятки (если не сотни) ты
...Ещё5).Третий римский автор, Светоний (жил около 70-160 гг.), тоже аристократ и друг Плиния Младшего. Оставил знаменитое «Жизнеописание двенадцати Цезарей» (121 год) и две краткие, но весьма красноречивые фразы. Рассказывая о временах императора Клавдия...
«Он изгнал евреев из Рима за то, что они беспрестанно смутьянили, подстрекаемые каким-то Хрестосом».В главе об императоре Hероне:
«Hаказали пытками христиан, приверженцев нового и преступного суеверия».Фразы признаны подлинными, явно принадлежат перу Светония. Хотя, вне всякого сомнения, последняя — заимствование у Тацита.
Вот тот скудный набор авторов, которые оставили описания первых христиан. Даже если безоговорочно подлинны — ничего не говорят, из них невозможно толкового узнать. Сделаны спустя восемьдесят (с лишним) лет после смерти Иисуса. Ничего о его личности не сообщают. Что очень странно.
Историки посвящают всего несколько слов основателю новой религии, хотя в империи бродят десятки (если не сотни) тысяч последователей, поклонявшихся Христу — как богу. Но нет… лишь вскользь, мимоходом, явно что-то ухватив понаслышке. Особенно подозрительно это, подробно читая Светония. «Жизнеописание двенадцати Цезарей» он писал, будучи важным придворным сановником при Траяне, глубоко погружённым во все дела Рима.
Император Адриан вообще не расставался с ним, сделав своим личным секретарем. Почему тогда столь скудны сведения о христианах? Он даже само слово-определение списал у Тацита, а в главе об императоре Клавдии — не отличает христиан от иудеев. О Христе говорит, как о человеке, бывавшем в самом Риме. Беспрестанно сеявшим среди евреев смуту. Из всей этой троицы историков Светоний считается очень серьёзным, добросовестным учёным и хронистом. Не подверженным слухам скептиком. Поэтому, исследователи и зацепились за его упоминание некоего «Хрестоса», посчитав зерном истины. Наш ли это Иисус? Или кто-то другой по имени Хрестос? В ту пору оно было очень распространено среди рабов и вольноотпущенников, кстати.
Может, соотечественники Мессии готовы рассказать что-то толковое? Увы, нам известно только одно сообщение. Из записей еврейского историка Иосифа Флавия в труде «Иудейские древности». Там ещё есть более важные сведения: об Иоанне Крестителе и смерти Иакова, брата Иисуса.
Иосиф Флавий странная личность, загадка. Он был одним из руководителей иудейского восстания, боролся с римскими легионами, попал в плен и чудом избежал казни, к которой приговорили других иудейских вождей. Потом долгое время верно служил поработителям… Оставил наиболее полное описание о Христе:
«В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще можно назвать его человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него.Ибо на третий день он сно...Ещё6).Евреи об Иисусе.Может, соотечественники Мессии готовы рассказать что-то толковое? Увы, нам известно только одно сообщение. Из записей еврейского историка Иосифа Флавия в труде «Иудейские древности». Там ещё есть более важные сведения: об Иоанне Крестителе и смерти Иакова, брата Иисуса.
Иосиф Флавий странная личность, загадка. Он был одним из руководителей иудейского восстания, боролся с римскими легионами, попал в плен и чудом избежал казни, к которой приговорили других иудейских вождей. Потом долгое время верно служил поработителям… Оставил наиболее полное описание о Христе:
«В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще можно назвать его человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него.Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем. С тех пор и по сей день существует община христиан, получивших от него свое название».Это называется в литературе «Свидетельством Флавия», ему придаётся христианской традицией самое огромное значение. Но уже в XVI веке появились первые скептические голоса о подлинности написанного, а в XIX веке стало совершенно понятно: единственная еврейская информация об Иисусе является фальшивкой. Очень поздней вставкой какого-то епископа или переписчика.
Иосиф Флавий, фарисей и правоверный последователь иудаизма, потомок Маккавеев, член известного рода первосвященников… якобы сообщает, что Иисус был Мессией, богочеловеком. Распятый, воскресает на третий день. Сколь же был наивен фальсификатор, чтобы такую чушь придумать! Но ещё более возмутительна сознательная «наивность» других богословов христианства. Которые прекрасно знали: рассказ, вложенный в уста ортодоксального еврея, живьём заимствован из христианского Символа Веры. Учёные установили время, когда была сделана грязная манипуляция. Ранние христианские авторы Климент, Минуций, Тертуллиан и Феофил из Антиохии прекрасно знали «Иудейские древности», но ни словом не обмолвились о столь потрясающей истории.
Напрашивается один-единственный вывод: в тех текстах «Иудейских древностей», с которыми они часто и много работали… этого отрывка попросту не было. Его впервые приводит очень поздний писатель Евсевий, автор первой «Истории христианской церкви». Живший в 263-339 годах. Сам ли он это придумал или какой-то ретивый фантазёр-переписчик на рубеже третьего и четвёртого веков — неизвестно.
Единственное полное сообщение об Иисусе еврейского автора — дешёвая фальшивка.Как так случилось,что Иосиф Флавий,священник иерусалимского храма,глубоко погружённый в хитросплетения религиозного мира Иудеи, прошедший лично через фарисеев,саддукеев и ессеев… не счёл нужным написать хоть одну строчку об Иисусе и его драматической судьбе?
О других трёх сектах Храма он пишет много.Но вот не ведает ни сном,ни духом об учении,чудесах и воскресении пророка из Hазарета.Другие крупные еврейские писатели того времени?Тоже хранят молчание.Хотя тот же заклятый враг Иосифа Флавия — Юстус Тивериадский,автор «Иудейской войны» и «Летописи царей иудейских» (не сохранились,увы) мог бы тоже что-то написать о Христе.
Но,по словам константинопольского патриарха,жившего в одиннадцатом веке и державшего его труды в руках… Юстус ничего не сообщил о Спасителе.Хотя Церковь тогда рыла самоотверженно,сбившись с ног в поисках неевангельских свидетельств о существования отца-основателя.</
...Ещё7).Как быть?Единственное полное сообщение об Иисусе еврейского автора — дешёвая фальшивка.Как так случилось,что Иосиф Флавий,священник иерусалимского храма,глубоко погружённый в хитросплетения религиозного мира Иудеи, прошедший лично через фарисеев,саддукеев и ессеев… не счёл нужным написать хоть одну строчку об Иисусе и его драматической судьбе?
О других трёх сектах Храма он пишет много.Но вот не ведает ни сном,ни духом об учении,чудесах и воскресении пророка из Hазарета.Другие крупные еврейские писатели того времени?Тоже хранят молчание.Хотя тот же заклятый враг Иосифа Флавия — Юстус Тивериадский,автор «Иудейской войны» и «Летописи царей иудейских» (не сохранились,увы) мог бы тоже что-то написать о Христе.
Но,по словам константинопольского патриарха,жившего в одиннадцатом веке и державшего его труды в руках… Юстус ничего не сообщил о Спасителе.Хотя Церковь тогда рыла самоотверженно,сбившись с ног в поисках неевангельских свидетельств о существования отца-основателя.
Ладно,может что-то скажет главный идеолог христианства Филон Александрийский? Крупнейших еврейский философ и мыслитель,сформировавший некоторые идеи христианства, посвятивший всю жизнь примирению иудаизма с греческой философией.Бывший вдохновителем «новозаветных авторов» Иоанна и Павла.Это благодаря ему перешла в христианское богословие греческая идея «логоса».Филон родился лет на тридцать раньше Иисуса и пережил его примерно лет на двадцать.А его племянник Тиберий Александр занимал в 46-48 годах высокий пост прокуратора Иудеи.Филон жил в Александрии,но часто бывал в Иерусалиме.В трактате «О созерцательной жизни» описал деятельность «терапевтов» — религиозной секты,очень напоминавшей ессеев и первых христиан.
Оставив просто огромное литературное наследие, посвящённое вопросам религии Иудеи и правлению Понтия Пилата… опять же,ничего не слышал об Иисусе.Можно продолжать бесконечно, но во всей религиозной литературе евреев (за исключением Талмуда, но это другое совсем чтиво) Христос отсутствует.
Три упомянутых римских историка — очень поздние, пересекающиеся.Сведения дают скорее о последователях Христа.Написаны спустя восемьдесят с лишним лет после Голгофы.Более ранние писатели: Плиний Старший (23-79), Марциал (40-103),Плутарх (46-120) и Ювенал (около 60- около 140) — молчат.
Можно сообщить:в хорошо сохранившихся еврейских летописях того времени нет ни слова о наступившем в момент смерти Иисуса — трёхчасовом солнечном затмении. Нет байки о «душах умерших,покинувших могилы».Тем более — про разорвавшийся пополам драгоценный занавес,святая святых Иерусалимского Храма.Не посчитали нужным это зафиксировать?
Порядочные библеисты задумывались о таких странностях. Католический популяризатор и писатель Даниель-Ропс, автор прекрасной монографии об Иисусе (советую к изучению!) даёт такое объяснение:
«Для гражданина Рима времён императора Тиберия то,что произошло в Палестине,значило не больше,чем значило бы для нас появление какого-нибудь пророка на Мадагаскаре или на острове Реюньон».пора делать. Итак, имеем невесёлую картинку. Полное молчание авторов-современников Христа говорит только об одном: не было никаких чудес вроде разрыва занавеса Храма и солнечного затмения. Как и того волшебства, которым напичкан Новый Завет. Нет никаких сведений о личности Христа. Это… пропасть. Между исторической действительностью и фантазией ранних христианских общин. Которые упёрлись лбом в замкнутый круг своих экзальтированных еретических верований.
Сознательно накручивая себя, старательно прячась от равнодушных и образованных эллинов-римлян, подавляющей массы иудеев-соотечественников. Выбрав себе духовный подвиг жизни с горсткой сестёр и братьев во Христе. Упиваясь красотой неземных мечтаний.
Богословы с яростью возразят: литература о Христе была. Но погибла во времена политических бурь, сметавших античный цивилизованный мир. Может быть. Во время пожара Рима при императоре Hероне сгорел, например, весь государственный архив. Это правда. Там могли находиться
...Ещё8).Выводыпора делать. Итак, имеем невесёлую картинку. Полное молчание авторов-современников Христа говорит только об одном: не было никаких чудес вроде разрыва занавеса Храма и солнечного затмения. Как и того волшебства, которым напичкан Новый Завет. Нет никаких сведений о личности Христа. Это… пропасть. Между исторической действительностью и фантазией ранних христианских общин. Которые упёрлись лбом в замкнутый круг своих экзальтированных еретических верований.
Сознательно накручивая себя, старательно прячась от равнодушных и образованных эллинов-римлян, подавляющей массы иудеев-соотечественников. Выбрав себе духовный подвиг жизни с горсткой сестёр и братьев во Христе. Упиваясь красотой неземных мечтаний.
Богословы с яростью возразят: литература о Христе была. Но погибла во времена политических бурь, сметавших античный цивилизованный мир. Может быть. Во время пожара Рима при императоре Hероне сгорел, например, весь государственный архив. Это правда. Там могли находиться отчёты Понтия Пилата? Могли.
В 70 году Тит захватил и разрушил Иерусалим. Могли погибнуть в страшном пожаре протоколы суда синедриона над Иисусом? Не буду спорить… Потом была разрушительная война в Палестине — кровавая и жестокая. Семь лет безумия, едва не стоившего евреям самого факта их существования, как народа. Сотни тысяч были казнены или угнаны в рабство. Римляне специально и методично избавили Палестину от всех храмов со всем документальным содержимым. Но христиане чудом выжили, попали в струю интеллектуальной оппозиции.
С ними начали полемизировать римские и греческие писатели-философы. А власть старалась не замечать странный плебс, высмеивая его. Но как только христианская церковь добралась до вершин власти, тут же безжалостно уничтожила такого рода полемические сочинения. Создав у потомков иллюзию: распространение веры христовой было сказочно быстрым, лёгким и не встречало никакого сопротивления.
Можно привести примеры Порфирия, философа-неоплатоника третьего века нашей эры. Или ярого противника христианства, греко-римского философа Цельса с его «Правдивым словом». Он же прямо написал: христиане лжецы, они создали целый сонм противоречивых преданий об Иисусе, десятки раз за одно поколение меняли тексты евангелий.
Сами запутались в конце концов. Что верно, из двух дюжин признаны самой Церковью… лишь четыре. Тщательно вычищенные и подогнанные друг к другу для вящей правдивости. Так что, увы… Поиски подлинного Иисуса в нехристианской литературе объявляются закрытыми. По причине их полной безрезультатности...
#христианство #история религий #иисус христос #первые христиане #история христианства #древний рим***
А может попы готовят полет человека на Марс?! Или попы умеют не допускать беспилотники врага на территорию России? Вы скажите, мы же не знаем... Чего вы можете ?! Оптимизма точно в религии нет. Один страх и сплошные сумеречные увещевания ... Ад, рай...бойся, терпи, молчи...
Мракобесие от безделия