О ХРИСТИАНСКОМ ТРАУРЕ ПО УСОПШИМ.
Христос Воскресе, возлюбленные братья и сестры!
Православная Церковь, уже девять день празднует Светлое Христово Воскресение, однако, вплоть до этого дня еще не совершала заупокойных служб, поминая усопших только на тайной молитве литургии. В будние дни Великого поста возможность поминовения усопших была изрядно сокращена, а с Великого Четверга Страстной недели все заупокойные службы были и вовсе упразднены.
Вследствие этого, за минувший период набралось немалое количество дней памяти усопших, которых необходимо почтить полным чином заупокойных служб. Вторник Фоминой недели, чаще именуемый Радоницей, как раз и является тем днем, когда по уставу Православной Церкви впервые начинают проводить таковые службы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
1. О празднике Радоницы
Праздник Радоницы это не особый день поминовения усопших, как вселенские родительские субботы, но первый день после Пасхи, когда возможно совершать их церковное поминовение. Поэтому и богослужение этого дня не имеет каких-либо отличительных особенностей заупокойных служб, наоборот, Пасхальная радость сохраняется при служении панихид и литий по усопшим. Об этом важно помнить, поскольку сегодня радость о Воскресшем Христе не должна сменяется на траур по усопшим. Это не соответствовало бы не только уставу богослужения, но и учению Православной Церкви, не только букве, но и духу христианства.
Впрочем, само по себе название праздника – Радоница, указывает на приличествующие христианину в этот день чувство радости. В этот день, по традиции, после посещения храма все православные идут к могилам своим усопших, куда должны принести не водку с колбасой и даже не куличи с яйцами, а Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!». Да, для многих это станет удивительным, иные сочтут христиан сумасшедшими, но сегодня и на кладбище мы должны прийти как на праздник. И это не просто необыкновенная традиция, но фундаментальный момент христианского учения, который мы должны напомнить как нашим усопшим братьям и сёстрам, так и себе самим.
2. О христиаском трауре по усопшим.
Пасхальную весть о Воскресшем Христе мы должны принести нашим усопшим, чтобы и их души возрадовались вместе со всей полнотой Церкви. Важно напомнить им, что их положение не вечно, смерть побеждена и они воскреснут. Однако, еще более важно эту христианскую истину не забывать и нам самим. На службе погребения, более известного как отпевание усопших, мы слышим слова апостола Павла:
«Братья, мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении об умерших, дабы вы не были в печали, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет чрез Иисуса с Ним» (1 Фес. 4, 13–14).
Не случайно этот отрывок читается при отпевании, поскольку многие христиане как тогда, так и сейчас, забывают о будущем воскресении мертвых. Не имея этой надежды, они подобно язычникам, впадают в чрезмерную печаль по своим почившим. Этим самым христиане свидетельствуют не только о том, что не верят в их будущее воскресение, но также и о том, что не верят в Воскресение Самого Христа, «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (1 Кор. 15, 16).
Поэтому, безутешная скорбь верующих о своих усопших это не просто чувство сердца, но, ни много ни мало, ниспровержение фундаментального учения христианства, пусть даже невольное, по заблуждению ума.
В связи с этим в Православной Церкви не существует закрепленных традиции траура по мертвым, как это установлено в иных религиях. Виды трауров, которые разнятся от самых легких, касающихся цвета носимых одежд и посыпания себя пеплом, до самых тяжелых самоистязаний и лишения себя конечностей, вполне закономерны для людей, не имеющих веры в будущее воскресение своих родных. Их беспросветная печаль о необратимой потере близких обнаруживает себя в таковых видах оплакивания родных.
Христианская же традиция, ожидающая воскресения мертвых, не имеет и не должна иметь подобных видов траура, кроме одного – молитвы за усопших.
Эти молитвы усиленно совершаются в течение первых сорока дней после смерти усопшего. Совершаются они как дома, так и в церкви. Основываясь на Предании
Православной Церкви, келейные молитвы, в первую очередь, включают в себя чтение Псалтири по новопреставленному, когда на каждой «Славе» поминается имя усопшего, а также акафист за единоумершего или канон. Церковная молитва, прежде всего, включает поминовение в течение сорока дней на литургии, а также отпевание на третий и панихиды по усопшему в девятый и сороковой дней со дня кончины. Именно совокупность молитв, а не внешних самоистязаний – это та правильная форма траура по усопшему, которая приличествует, тем, кто чает «воскресения мертвых и жизни будущаго века».
3. Заключение
Итак, дорогие братья и сестры, богослужение Православной Церкви продолжает торжествовать о Воскресшем Христе, и сегодня эту радостную весть мы впервые донесли до наших почивших братьев и сестер. Службы, проводимые в день Радоницы, не теряют своей Пасхальной радости, хоть и совершаются они по усопшим, да и сами мы, несмотря на то, что приходим на кладбище, но спешим туда с радостной вестью: «Христос Воскресе!».
Таким образом, для нас праздник Радоницы является законодателем правильного отношения к почившим родным, которое основывается на знании об их будущем воскресении. Это отношение и рождаемые им чувства пасхальной радости должны сопровождать христиан не только в этот день, но и на протяжении всей жизни. Аминь.
Христос Воскресе!
Священник Алексей Чиж
#проповедь #spyridonrimini #кельяСпиридонаРимини
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6