🟢 На рубеже 19-20 веков новогодние праздники в Российской империи длились с 24 декабря по 6 января и включали в себя Сочельник, Рождество и Васильев вечер. Новый год оставался в тени Рождества, выступая скорее как приятное дополнение и лишний повод ещё раз собраться после бурных рождественских гуляний.
🟢 Мода на ёлку, в начале позапрошлого столетия привитая русским аристократам немцами, к последней трети 19-го века захватила всю Россию – ель устанавливали в Сочельник и убирали только под конец святок. Вторым несменяемым символом новогодних торжеств на рубеже веков стал таинственный старик-даритель, сменивший огромное множество имён перед тем, как стать Дедом Морозом.
🟢 У большинства людей новогодние праздники в первую очередь ассоциируются с ёлкой: процесс поиска и украшения хвойного дерева давно превратился в предновогодний ритуал. Кажется, новогодняя ёлка была всегда и ещё жители Древней Руси устанавливали её в своих избах, но нет: эта традиция зародилась в Германии в 16 веке, а в России прижилась только в первой половине 19-го. Как новогодний и рождественский символ ёлка появилась в России в 1699 году по указу Петра Первого. Он приказал украшать хвоей общественные места и дома, но традиция не прижилась и после смерти императора забылась. В начале позапрошлого столетия ёлки появились в домах петербургских немцев и вскоре захватили умы русской аристократии: наличие хвойного дерева накануне Рождества указывало на приобщённость хозяев дома к европейской культуре. Вскоре мода на ёлку преодолела сословные границы и распространилась практически повсеместно, а во второй половине 19-го века проникла в провинцию. В последней трети столетия все жители Российской империи, будь то петербургские аристократы или смоленские крестьяне, породнились с ёлкой. «Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому и в голову не придёт, что она не русская».- Василий Розанов, русский писатель и философ.
🟢 Ёлка всегда готовилась для детей. За неделю до Рождества, которое праздновалось в Российской империи 25 декабря, для лесников и крестьян наступала денежная пора. Их утро начиналось с похода в лес на порубку елей, которые потом грузились на салазки и доставлялись в ближайшие населённые пункты. Ёлки продавались в самых людных местах, которыми чаще всего служили площади и рынки. Жители Петербурга в начале прошлого века шли за ними к Гостиному двору – там находился главный ёлочный базар, куда в двадцатых числах декабря стекался весь город. В преддверии Рождества крупные города и сёла превращались в хвойные леса, в которых легко было заблудиться: «На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Собаки в ёлках – будто волки».
🟢 Обеспеченные граждане покупали большие ёлки, стоимость которых порой достигала 50 рублей. Проблему с доставкой за четвертак решали шнырявшие по всему городу босяки. Бедняки и малоимущие люди приобретали ёлочки поскромнее, брали их под мышку и уносили домой самостоятельно. «Ёлки несли по всем улицам. Ветви плавно качались у обледенелых панелей. Снег был усеян еловыми иглами… Ёлки шествовали во все концы, ёлки ехали на извозчиках». (Из воспоминаний современников).
🟢 Ёлку ставили 24-го декабря, в Сочельник. Если в середине 19-го века рождественскую ель готовили втайне от детей, то к концу столетия они буквально жили на ёлочных базарах и помогали родителям с выбором хорошей и ароматной ёлки. Её появление в доме перестало быть сюрпризом, призванным подарить ребёнку незабываемые эмоции. Но детям это только нравилось: процесс выбора ёлки и вся предновогодняя суета доставляли им огромное удовольствие. Судя по количеству деревьев, продаваемых перед Рождеством на рубеже 19-20 веков, к началу прошлого века ёлки устанавливались в большинстве домов всех слоёв городского населения. Дольше всего новым веяниям сопротивлялось старое консервативное купечество. В деревнях ёлки ставили в местных сельских школах, куда стекалась праздновать Рождество и Новый год местная детвора. По воспоминаниям жителей Олонецкой губернии 1890-х годов, ёлки в школах «крепко прижились и крепко полюбились детям и самим отцам». В крестьянских избах вплоть до середины 20-го века они встречались редко. На рубеже веков ёлку ставили наиболее зажиточные представители рабочего класса из Москвы и Петербурга, но широкое распространение среди пролетариата она получила только к 1930 годам. Сиротам и детям из беднейших семей праздник устраивали различные общественные организации и частные благотворители – проведение таких ёлок в народных домах и детских приютах всячески поощрялось. Зажиточные дворяне нередко проводили ёлки специально для слуг и их семей.
🟢 После покупки и установки праздничной ёлки начиналось самое интересное – её украшение. Первоначально каждая ёлочная игрушка воссоздавала какой-либо библейский сюжет и несла в себе глубокий религиозный смысл: верхушку дерева венчала Вифлеемская звезда, а у подножия вместо фигурки Деда Мороза стояло распятие. Ветви ели украшали ангелочки, флажки, символизирующие борьбу за веру, и колокольчики, знаменовавшие голос Господа. В конце 19-го и начале 20-го века религиозные мотивы постепенно отходили на второй план, а целью ёлочных игрушек стало развлечение, а не нравоучение. Ёлочные украшения того времени можно разделить на несколько групп: игрушки из ваты или папье-маше; игрушки из воска; картонажные украшения; сахарно-пряничные игрушки; игрушки из стекла, дерева и металла.
🟢 Большой популярностью пользовались игрушки из папье-маше, которые благодаря своей дешевизне и простоте в производстве легко конкурировали с непластичными деревянными ёлочными украшениями. Чаще всего из ваты и папье-маше в 19-20 веках делали ангелочков, фей, зверей и птиц. Восковые игрушки изготавливались из обесцвеченного пчелиного воска, который легко отливался в нужные формы и делал украшения очень реалистичными. Единственный минус: они «конфликтовали» со свечами, которые ставились повсюду и даже вешались на ель. Представители практически всех слоёв населения могли позволить себе картонажные (или «дрезденские» по названию места, где их начали изготавливать) игрушки, появившиеся в России в последней трети 19-го века. Объёмные или плоские, они изображали животных, рыб, насекомых, а в годы Первой мировой войны – военную технику. Изготавливались эти игрушки просто: две выпуклые половинки тонированного картона склеивались вместе, а затем разукрашивались по вкусу – с использованием фольги, золотой и серебряной краски. Вплоть до Октябрьской революции картонажные ёлочные игрушки пользовались наибольшей популярностью в России. При всём многообразии бюджетных и лёгких в изготовлении вариантов игрушек, украшения из стекла всегда оставались в тренде – такого блеска, как посеребрённое стекло, не могла дать ёлке ни одна другая игрушка. Они привозились из Чехии и Германии, поэтому дорого стоили и имелись только в зажиточных домах. Наличие на ёлке стеклянной игрушки указывало на статусность хозяина дома. Ёлка сияла блёстками золотого дождя, малиновой и тёмно-зелёной серебристостью стеклянных шаров; наверху темно блестела звезда из бронзовых нитей; картонажные ангелы, деды-морозы, серебряные зайцы, белки, крокодилы...
🟢 В конце 19-го и начале 20-го века на ёлку часто вешали съедобные игрушки: пряничные домики, игрушки из конфет, шоколада и карамели. Именно среди съедобных ёлочных украшений было много изделий российского производства. Особенно это касалось пряников – северо-русских козуль, которые изготавливались из ржаного теста, покрывались сахарной глазурью и разукрашивались сусальным золотом. Изначально козули изображали животных, но затем стали изготавливаться в форме звёзд, ангелочков, цветов, ёлочек и так далее.
🟢 На рубеже веков в богатых домах возникла мода украшать праздничную ёлку электрическими гирляндами. За такую красоту приходилось дорого платить, в прямом и переносном смысле – лампочки гирлянд накалялись так сильно, что нередко приводили к пожару. Умельцы из малоимущих слоёв населения делали самодельные гирлянды из обыкновенных ламп, обмотанных цветной бумагой. В конце позапрошлого столетия почти все ёлочные игрушки и составляющие для их изготовления производились в Германии. Русские оптовые торговцы несколько раз в год выезжали за границу за праздничными украшениями, а затем сбывали их в России. Бизнес процветал: в начале 20-го века ассортимент ёлочных игрушек «Торгового дома Тихомирова и Ко» размещался на 12-ти страницах. В личной переписке той эпохи нередко встречались подобные фразы: «Ёлка, как всегда, великолепна. Огромная, пушистая, со множеством новых немецких игрушек!»
🟢 Перед Рождеством на потенциальных покупателей ёлочных украшений обрушивалась лавина рекламы – на каждом фонарном столбе висели объявления с предложением купить гирлянду, мишуру или новую немецкую ёлочную игрушку. До провинции рынок игрушек добирался очень медленно, а когда добрался, испугал местных своими расценками. Поэтому жители сёл и провинциальных городов проявляли изобретательность – украшали ёлки самодельными картонажами, бумажными цепями, пряниками и позолоченными грецкими орехами. Будь то столица или деревня, на рубеже веков стало невозможным представить себе новогодние праздники без богато украшенной ёлки. Ближе к Рождеству хвойные деревья ставились на городских площадях, в домашних гостиных, сельских школах и радовали глаз до самого конца святок, заканчивающихся 6 января.
🟢 Новогодние праздники в Российской империи проходили в литературно-музыкально-театральном формате, а домашние гостиные, общественные ёлки и школьные залы превращались в настоящие театры.
#группа_любопытноузнать
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3