Юнжерка
Мельниково – это официальное название нашего районного центра. Это знает, пожалуй, каждый местный житель. И постановление Шегарского райисполкома, и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР 1938 года о переносе райцентра прямо говорят: из Шегарского (бывшего Богородского) в Мельниково.
Но вот на самом деле перенос начался не в Мельниково, а в сторону от него, и долгое время между двумя населёнными пунктами стоял лес. На новостройку было перенесено название старого районного центра – Шегарка.
Впоследствии оно распространилось на всё разросшееся село и до последнего времени употреблялось не только в просторечии, но и часто в официальных документах. Употребляется оно и сейчас, правда, реже. Один из примеров – школы в райцентре именуются Шегарскими, а не Мельниковскими.
Кстати, многие жители Томска и других районов (особенно старшего поколения) не знают, где находится Мельниково, а где Шегарка – знают)). И ещё такой момент: в некоторых ранних официальных документах райцентр именовался не Шегаркой и не Мельниково, а просто райцентром. Видимо, не было уверенности, как правильно называть село.
О Каргале...
В конце XVI – начале XVII века с юга, из Барабинской степи, на север двинулись чатские татары. В Шегарском Приобье они столкнулись с томскими татарами. Противоборство длилось долго, и в конце концов чатам удалось закрепиться в южной части нынешнего Шегарского района. Так вот, один из родов чатских татар носил имя Каргала (в переводе – «вороньё» или «вороны»). Вполне возможно, что люди этого рода имели поселение или угодья на месте сегодняшней Каргалы, а значит, может статься, что история этого села как населённого пункта более древняя, чем считается.
Кстати, о возрасте сёл и деревень. В последнее время появилась (не только у нас) тенденция к удревнению дат возникновения населённых пунктов. И тенденция эта ничего общего с исторической правдой не имеет.
Реальной датой основания населённого пункта считается дата подачи челобитной с просьбой закрепления земли в воеводскую канцелярию, купчая на землю или дата первого упоминания.
Конечно, первые поселенцы могли в данном месте появиться раньше на один-два года, но никак не на 50 или 100 лет. Царская администрация серьёзно пресекала самовольные поселения – не так уж много было в Сибири «налогоплательщиков», чтобы позволить кому-то уклониться от своих обязанностей по отношению к государству.
Если уж даже ясачных аборигенов в тайге и тундре находили, то заимку крестьянина-земледельца отыскать особого труда не составляло. Сибирь – землица вольная, да вот только вотчина государева, и поселенцы прекрасно понимали, что лучше встать на учёт, а то себе хуже будет. Документы, отражающие реальные даты основания большинства сёл и деревень Томского Приобья, можно найти в фондах Государственного архива Томской области.
Откуда же возникли другие, более древние даты? А взялись они из данных переписи 1926 года. Как появились? А вот как. Первая половина 20-х годов. Императорская статистическая школа разрушена, а советская только-только зарождается. И вот молодые (речь не столько о возрасте) статистики и переписчики отправились по сёлам. Подсчитали население, дворы и прочее. Но вот дело дошло до даты возникновения населённого пункта. Хорошо, если деревенька молодая, живы ещё первопоселенцы, сохранились документы. А как быть со старыми сёлами? И начинают переписчики пытать дедов и бабушек, а те вспоминают: «Деда моего деда его дед сюда привёз». Начинается подсчёт по поколениям. Кто на поколение 30 лет положит, кто 35, а кто-то и все 50. Вот так и вышло, что некоторые населённые пункты Томской области много старше самого Томска.
Интересно, когда об основании села или деревни ходят истории и легенды. Не в плане того, что им нужно безоговорочно верить или переписывать дату основания, а в плане исследования. Например, Кайтёс появился в начале XIX века, но старожилы упрямо повторяли, что он был определён местом ссылки самим Ермаком. Откуда такая уверенность? Ермак-то до этих мест не дошёл и вряд ли вообще о них слышал. И ещё такой факт: даже в начале XX века далеко не все сибиряки знали, кто такой Ермак, а кайтёсцы знали...
Комментарии 5