Она была любима и вождями, и публикой, и критикой. Рузвельт отзывался о ней, как о самой выдающейся актрисе. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров — хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает — и все равно всегда разная»…
Фаина Раневская была всенародной любимицей, ее обожали, перед ней преклонялись, ей подражали. Она обладала потрясающим чувством юмора. Ее афоризмы разлетались по всей стране, ее истории превращались в анекдоты, которые передавались из уст в уста, а метких выражений Фаины Георгиевны побаивались даже советские вожди.
Но, несмотря на сверхпопулярность, не смотря на огромное количество друзей и почитателей, знаменитая актриса была очень одинока в жизни, а ее шутки все чащи становились для нее "смехом сквозь слезы". В быту он была совершенно беспомощна, деньги для нее были "просто бумагой", она часто жаловалась на судьбу… Но при этом всегда оставалась самой собой – неподражаемой Фаиной Раневской.
Раневская стала настоящей легендой отечественного кинематографа. Её слава была ей и наградой и наказанием.Фаина была актрисой от Бога. Актрисой, которая запоминалась зрителям по эпизодическим ролям — увы, кино любило ее только в качестве "характерного персонажа"…
Она не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия именно ее имя включила в десятку великих актеров 20-го столетия.
В 1915 году Раневская уехала в Москву, жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Здесь она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским. Тогда же произошла ее первая встреча с В.И.Качаловым.
После окончания частной театральной школы Раневская играла во многих театрах. Сначала в провинциальных, а затем в московских — Камерный театр, центральный театр Красной Армии, театр драмы (теперь — театр им. Маяковского), театр им. А.с.Пушкина, театр им. Моссовета.
Кинематографический дебют состоялся в 1934 году — в фильме Михаила Ромма «Пышка» (роль госпожи Луазо — склочной, авторитарной дамы). Через три года последовала роль попадьи в фильме «Дума про казака Голоту». В 1939 были съемки «Человека в футляре» (жена инспектора), «Ошибки инженера Кочина» (жена портного Гуревича, Ида).
Затем, в том же 1939 году, был снят «Подкидыш», и с этим фильмом к Раневской пришла невероятная популярность. Были и другие фильмы, и другие роли. В фильме «Весна» режиссер Александров предложил Раневской самой сделать себе роль, и так родился очаровательный разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной! Лев Маргаритович. Маргарит Львович...».
Ну а мачеха в «Золушке» стала очередным шедевром в исполнении Раневской. Это поразительный персонаж — при всей ее явной негативности, она вызывает настоящее восхищение. И все благодаря Фаине Раневской, которая не только исполнила, но дополнила, придумала фактически эту роль, сделала ее живой и запоминающейся.
ОНА БЫЛА любима и вождями, и публикой, и критикой.
Рузвельт отзывался о ней, как о самой выдающейся актрисе.
А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров — хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров.
А вот Раневская ничего не наклеивает — и все равно всегда разная».
Этот отзыв ей пересказал Сергей Эйзенштейн, для чего разбудил ее ночью, вернувшись с одного из просмотров у Сталина.
После звонка Раневской надо было разделить с кем-то свои чувства, и она надела поверх рубашки пальто и пошла во двор — будить дворника, с которым они и распили на радостях бутылочку.
Во времена ее молодости еще было деление на амплуа, и Осип Абдулов говорил, что она и героиня, и травести, и гранд-кокетт, и благородный отец, и герой-любовник, и фат, и простак, и субретка, и драматическая старуха, и злодей.
Словом, Раневская — целая труппа, считал Абдулов.
Но это было неверно.
Лирические роли удавались ей хуже, ее коньком было сочетание трагического и комического, эксцентричность, соединенная с психологической глубиной.
Ее любимыми словами были «жопа» и «говно». «Я не пью, больше не курю и никогда не изменяла мужу — потому что у меня его никогда не было», — сказала она одному журналисту. «Так что ж, значит, у вас совсем нет недостатков?» — «В общем, нет. Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю».
Нет комментариев