Режиссёр: Михаил Швейцер. Сценарист: Леонид Леонов. Киностудия «Мосфильм».
Содержание
Изобретено средство, позволяющее человеку заснуть, проспать сто лет и проснуться в том же физическом состоянии, что и в момент погружения в сон. Клерк из бюро патентов, пытаясь убежать от жизни, готов пойти на это...
В ролях:
Донатас Банионис — мистер Мак-Кинли (озвучил Зиновий Гердт)
Владимир Высоцкий — Билл Сигер
Жанна Болотова — мисс Беттл
Ангелина Степанова — миссис Энн Шамуэй
Борис Бабочкин — миллиардер Сэм Боулдер (последняя роль в кино)
Алла Демидова — потаскушка
Александр Вокач — Баренс
Леонид Куравлёв — мистер Дроот
Юрий Волынцев — сослуживец Мак-Кинли
Игорь Кваша — директор фирмы SB-Salvatory
и другие...
ОТЗЫВЫ
#
киновед
Сатирическая направленность фильма Михаила Швейцера "Бегство мистера Мак-Кинли" была предопределена сценарием Леонида Леонова, разоблачавшем "пороки буржуазного общества". Но леоновскую историю зашедшего в жизненный тупик "маленького человека" режиссер дополнил балладами Владимира Высоцкого, которые придавали фарсово-фантастическому сюжету дополнительное философское измерение. Говорят, Швейцеру стоило немалых усилий, чтобы убедить маститого сценариста оставить Высоцкого в кадре. Однако многие его песни, по цензурным соображениям, увы, не вошли в картину…
Быть может, Донатас Банионис сыграл своего Мак-Кинли без особого блеска.
Однако Борис Бабочкин в роли миллионера, решившего заморозить свое тело, чтобы жить вечно, психологически убедителен и ироничен.
#
Марк
Обидно... Задумка фильма, да и повести Леонова, была весьма неплохой - история маленького человека перед лицом надвигающейся катастрофы. При всей политической ангажированности даже в повести есть блёстки, которые заставляют обратить на них внимание и восхититься мастерством писателя (например, монолог полоумного изобретателя психотропного оружия, не вошедший в фильм). Из того, что вошло - это монолог Сэма Боулдера (Борис Бабочкин) о современном обществе ("Я, собственно говоря, пришёл сюда, чтобы посмотреть на тех, кто является, так сказать, столпами нашего общества. Большое вам спасибо. Я посмотрел") и диалог Мак-Кинли с проституткой (Алла Демидова)... А какие баллады написал Высоцкий! Это ведь было, пожалуй, лучшее, что было написано им. "Баллада о маленьком человеке", "Баллада про оружие", "Баллада о манекенах", "Прерванный полёт", "Мистерия хиппи", "Вот это да!", "Баллада об уходе в рай", "Марш футбольной команды"... Причём сейчас они ещё актуальнее звучат... "Ваш кандидат (а в прошлом он - лобазник Вам иногда устраивает праздник. И не безлики вы и вы не тени, коль надо в урны бросить бюллетени... А "маленький" - хорошее словцо. Кто скажет так - ты плюнь ему в лицо" ("Баллада о маленьком человеке"). Жаль, что в фильм вошёл только обрубок (иначе не скажешь) "Баллады о манекенах" и "Баллада об уходе в рай". Без баллад Высоцкого фильм стал тем, чем он стал - поверхностным киноплакатом.
#
Александр
Из книги Донатаса Баниониса "Я с детства хотел играть", 2006. / В том же, 1974 году я начал сниматься в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли". Сценарий по повести Л.Леонова мне понравился. Я понял, что мой герой хотел уснуть и проснуться через много лет потому, что его не устраивала жизнь, которую диктовали законы буржуазного общества. Для него была неприемлема окружавшая его безнравственность. Он надеялся, что через много лет, когда проснется, жизнь изменится в лучшую сторону. Но в фильме эта тема недостаточно развита и выглядит весьма схематично. Владимир Высоцкий красиво поет свои песни - зонги. А того, что в этой жизни плохо, - я не вижу, и фильм меня в этом не убеждает. Поэтому я могу сказать лишь, что Михаил Швейцер - хороший режиссер. Но вот психологического анализа, философского решения, того, о чем я думал и что себе представлял, - в фильме нет. Западная жизнь показана достаточно иллюстративно и схематично. Я могу об этом судить, так как знаю ее не понаслышке. Мне приходилось там бывать и видеть жуткий разврат, который Мак-Кинли не мог пережить. Ведь столь важное решение он принял не потому, что нищий, а потому, что ему чуждо моральное разложение.
Во время войны во Вьетнаме в США считали, что надо жить и веселиться, другие же задавались вопросом: "Куда мы идем?" К примеру, в американском фильме "Ночное такси" герой, вернувшись с войны, устраивается на работу ночным таксистом и видит, что вернулся в страну, где господствует моральное разложение, безнравственность. А в финале, не выдержав всей этой грязи, он берет автомат и стреляет в людей. Мне казалось, что Мак-Кинли должен был видеть общество именно таким, но в фильме мы этого не сумели показать.
Снимали в ночном Будапеште. А Будапешт красив и днем, и ночью. Создавали образы, искали метафоры, но не раскрыли психологических причин поступков героя, внутреннюю подоплеку его взглядов на жизнь. Возникает вечный вопрос: кто виноват? Режиссер, который неправильно понял задачу? А может, кто-то другой? Швейцеру в ту пору помогали в работе другие режиссеры, и я чувствовал, что он поддавался чужому влиянию.
Несмотря на все вышесказанное, фильм, как говорится, прозвучал, но, мне думается, скорее благодаря значимости темы. Рецензеты оценили его хорошо. "Постановщик фильма и Донатас Банионис, исполнитель центральной роли, проводят своего героя через ряд различных психологических состояний, - писал Н.Савицкий. - Такие переходы - от тяжелой подавленности к внутреннему раскрепощению, от отчаяния к надежде - требовали от актера большего разнообразия интонационных и пластических приемов, большей изобретательности в конструктировании роли, чем это вышло на экране. Однако в целом Мак-Кинли Баниониса достоверен, и, что особенно важно, он естественен". Ну что же , хорошо, что так написали...
Моей партнершей была Жанна Болотова. Общение с ней было приятным - она очень симпатичный человек и прекрасная актриса. Высоцкий в фильме, как я уже говорил, лишь пел. Он в ту пору был очень замкнут в себе. Мы вместе с ним были в Будапеште, вместе обедали, но не дружили. Наше знакомство я мог бы назвать скорее шапочным. Об Ангелине Степановой я всегда вспоминаю с огромной нежностью. Благодаря ей моя вера в театр лишь усилилась, ведь для нее театр - это было святое. Не то, что сегодня, - вышел "актер", покривлялся, и все. Трюки, а не анализ человеческой психологии, не проблемы человеческого бытия. У Степановой - ученицы К.С.Станиславского - я многому научился.
Обычно нерусских актеров в фильмах озвучивают. Озвучивают и меня, однако не потому, что я не разговариваю во время съемок на русском языке, - я, как и многие другие, играю на русском, но говорю с акцентом. А когда один персонаж разговаривает так, будто он иностранец, это выглядит странно. Ну а если в фильме снимается несколько актеров, для которых русских язык не является родным? И каждый разговаривает со своим акцентом?! Итак, моих героев озвучивали. Часто это делал Александр Демьяненко - знаменитый Шурик из фильмов Леонида Гайдая, которым я был доволен. Приходилось моим героем говорить и голосом Владимира Заманского. Но для Мак-Кинли режиссер Швейцер выбрал другой голос - Зиновия Гердта. Мне это не понравилось, потому что его голос совсем не похож на мой. Голос Гердта и его облик сочетаются гармонично, а мой облик и голос Гердта - нет. Видимо, Швейцеру показалось, что герой должен быть зрелого возраста, чем был я, и голос должен быть "зрелым".
Фильм вышел на экраны в 1975 году. И меня удивило, что в 1977 году он был удостоен Государственной премии СССР. Мне кажется, что это, скорее всего, была оценка работы Швейцера, Леонова, Степановой, однако премию получил и я./
#
Александр
На мой взгляд - великолепная работа Михаила Швейцера. Ему было сложно работать с неуступчивым и серьезным Леонидом Леоновым, но он пошел на эксперимент, скандал и победил. Использование научно-фантастического элемента, неожиданное подключение мультипликации, сатирического гротеска, современной музыки, элементов немого кино, психологические этюды в манере Достоевского- все это создает впечатляющее полотно, хорошо смотрящееся и сейчас. И конечно - неожиданные актерские работы Б.Бабочкина, А.Степановой, А.Демидовой, Д.Баниониса являются украшением фильма, заставляющего задуматься о вечно актуальных проблемах человеческой цивилизации.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев