Переправа через Керченский пролив отходящих войск Крымского фронта была одна из драматичных страниц истории Великой Отечественной войны. Почти всю зиму и весну на Керченский полуостров шли войска, техника, боеприпасы, горючее и другие материальные ценности. Для этого использовались корабли военно-морского флота и суда других ведомств. И вот теперь многое из того, что переводилось, надо было в короткий срок, под огнем противника, перебросить на кубанский берег. Задача казалась невыполнимой, но ее все равно надо было как-то решать.
После соответствующего распоряжения вице-адмирала Октябрьского Ф. С. в Керченский пролив стали прибывать суда с портов Туапсе, Новороссийск и с Азовского моря. Здесь было значительное количество небольших и даже мелких рыбацких суденышек, способных принять на борт не более 15–20 человек. Всего было привлечено для эвакуации 158 плавательных единиц. Эвакуация техники должна была осуществляться с порта Керчь,с пристаней КВМБ, завода имени Войкова, Капканы, Еникале, Жуковка. Экипажи судов на переправе работали в тяжелейших условиях, показывая мужество и самоотверженность. В распоряжении организаторов переправы через пролив было несколько барж и понтонов, на них грузили тяжелые орудия калибра 152 и 122 мм и гвардейские минометы ("Катюши"), которые были оборудованы на автомашинах и танках. Последние считались секретными, их оставлять врагу было нельзя.
Официально эвакуация войск фронта началась 14 мая. Первое время, согласно приказу командования, переправляли только раненых, секретную материальную часть (гвардейские реактивные минометы), тяжелую артиллерию резерва Верховного Главнокомандования.
Во второй половине дня 15 мая противник резко усилил действия своей бомбардировочной авиации по переправе, позже он стал применять и артиллерию.
16 мая около 3.00 по приказу Мартынова В. А. были взорваны склады с боеприпасами КВМБ и Крымского фронта. Тысячи снарядов, мин, авиабомб несколькими сильными взрывами взлетели на воздух.
По дорогам к пристаням (местам погрузки) образовались многокилометровые очереди-хвосты. Они занимали не только дороги в несколько рядов, но и соседние поля, огороды, пустыри. Автомашин и другой техники здесь было так много, что после налетов вражеской авиации происходили сильные пожары, которые охватывали целые районы скопившейся техники. Понимая, что все это богатство попадет в руки врага, некоторые ответственные работники пытались уничтожить все ценное. Штабы, учреждения жгли в первую очередь все документы.
Для наведения порядка на пристанях использовались командиры и политработники всех степеней, подразделения и группы пограничников. Людей на самой восточной оконечности Керченского полуострова на берегу пролива было так много, что судов не хватаю. Из-за этого многие люди пытались переплыть пролив на подручных средствах. Вот как описал эту переправу писатель Смирнов С. С. со слов многих участников тех событий: "На берегу кипела лихорадочная работа. Шло в ход все, что могло держаться на воде. Из досок, из бочек сколачивались плоты, надували автомобильные камеры, плыли, держась за какое-нибудь бревно, мастерили себе немудреные надувные поплавки, набивая плащ-палатки соломой. Люди пускались вплавь, идя почти на верную смерть, на любой риск, лишь бы покинуть этот страшный берег смерти и попытаться добраться до своих. Но в Керченском проливе довольно сильное течение. Отдельных пловцов сносило течением в сторону так, что они уже не могли переплывать пролив в его самом узком месте"
Далее Смирнов С. С. пишет: "Это были сотни и тысячи пловцов. Это были толпы плывущих, а над их головами низко, на бреющем полете, все время носились самолеты с черными крестами на крыльях и расстреливали людей из пулеметов. Вопли и стоны день и ночь стояли над проливом и над берегом, и, как рассказывают очевидцы, синие волны Керченского пролива в эти дни стали красными от людской крови"
А между тем противник рвался к переправам, он стремился сокрушить нашу оборону. Утром 16 мая 40 фашистских танков с автоматчиками прорвались севернее пос. Аджимушкай и устремились к переправам. В глубине обороны их встретили артиллеристы 638-го зенитного полка, орудия которого были поставлены на прямую наводку. В результате ожесточенного боя было уничтожено 12 танков противника и до роты автоматчиков. Расстреляв все боеприпасы и уничтожив оставшиеся орудия, артиллеристы с боем стали отходить.
Около 16.00 фашистские танки и пехота появились у переправ, где скопились эвакуирующиеся войска. Противник подошел так близко, что до пристаней долетали его автоматные очереди. И здесь фашистские танки были встречены метким огнем зенитчиков и крупнокалиберных зенитных пулеметов, которые прикрывали переправу с воздуха и одновременно были подготовлены к стрельбе прямой наводкой по наземным целям. Находившийся в районе села Жуковка дивизион 19-го гвардейского минометного полка, имея небольшое количество боеприпасов, был брошен против атакующих фашистов. Его повел в бой лично командир полка майор Зайцев и его заместитель майор Ерохин. Во время залпа реактивными снарядами прямой наводкой в установку, где был майор Зайцев, попал фашистский снаряд. Командир полка и механик-водитель (реактивная установка была смонтирована на танке) были убиты. Но гвардейцы-артиллеристы выполнили задачу. Одновременно, по примеру командиров и политработников, находившиеся на берегу люди под звуки Интернационала, который заиграл сводный оркестр, с лозунгами "За Родину! Вперед!" бросились в контратаку. Этот порыв был настолько сильным, что, как говорят архивные документы, многие воины бросились в атаку стихийно, общим неудержимым потоком. Удар для фашистов был ошеломляющим. Уничтожая, их гнали несколько километров до рубежа Аджимушкай, мыс Хрони. Таким образом, к исходу 16 мая положение наших войск, державших оборону на подступах к переправам, несколько стабилизировалось. Все оставшиеся реактивные установки из-за невозможности их эвакуировать были взорваны.
16 и 17 мая с пристаней Жуковка, Еникале, Опасное была перевезена на таманский берег 41 тысяча человек. Но судов по-прежнему не хватало, переправа продолжалась на подручных средствах. Переправляющие проявляли максимум выдумки и изобретательности. Так, например, личный состав 162-го отдельного пулеметного батальона 15-й бригады ПВО после ожесточенных боев у переправ на плотах и поплавках из автомобильных камер и на лодке сумел переправить через пролив 12 зенитных пулеметов.
17 мая группа фашистских танков с автоматчиками снова прорвалась в район Маяк и Жуковка. Архивные документы свидетельствуют: отдельные группы обороняющихся, используя складки местности, развалины домов, продолжали оказывать яростное сопротивление врагу. Целый день здесь шел неравный кровопролитный бой. Враг засыпал позиции обороняющихся снарядами и минами. Единственным эффективным средством, оставшимся в руках советского командования в этом районе, была зенитная артиллерия. Первое время зенитчики прикрывали переправу от вражеских самолетов, позже из-за недостатка боеприпасов и особенно из-за угрозы со стороны наземного противника стали стрелять только по атакующим танкам и пехоте.
Благодаря этому боезапасу дивизион успешно вел боевые действия 16 и 17 мая. За эти дни зенитчики дивизиона подбили и уничтожили 9 танков и 3 бронемашины врага. Стрельба была настолько интенсивной, что стволы орудий не выдерживали и выходили из строя.
17 мая противник стал теснить наши войска, и на участке Аджимушкай, Колонка пришлось взорвать бронепоезд № 74
К исходу 17 мая Военный совет Крымского фронта вместе с оперативной группой штаба с разрешения Ставки переправился через пролив. На Таманском полуострове в Кордоне Ильича был развернут командный пункт.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1