Фотографию юной актрисе подарил «Грустный Пьеро» и живая легенда —Александр Вертинский.
Хранила Алла и другой его памятный подарок — стихотворение, посвящённое ей, с автографом Александра.
А ведь за этот листок бумаги ей когда-то предлагали 10 тысяч долларов! Она тогда вела уже скромный образ жизни, но на деньги не польстилась.
Она исколесила всю Южную Америку. Ее приглашал сниматься сам Чарли Чаплин. Но, конечно, ей не позволили: киносъемки в любой капиталистической стране означали чуть ли не измену Родине.
Ларионовой выражали свое восхищение Луи Арагон, Жан Марэ, первая актриса Америки Мэри Пикфорд. Жерар Филип не скрывал своей влюбленности..
Она наслаждалась прогулками по Парижу. Но после роскошных приемов, встреч, ей хотелось в тишину, домой, в свою коммуналку.
Героиня в кино и красавица в жизни, Ларионова была символом любви, о которой мечтали люди во все времена.
Кто только ни делал ей предложения руки и сердца
Но брак по расчету был для нее чужд.
- Знаете, за что я уважаю себя? - сказала Алла много лет спустя. - За то, что в таком сложном, непредсказуемом кинематографическом мире я не шла ни на какие сделки. Не платила ни своим телом, ни своей душой. Я могла только любить...
Второго января 1957 года Алла Ларионова связала свою жизнь с Николаем Рыбниковым, уже имевшим всесоюзную славу после главных ролей в фильмах «Весна на Заречной улице», «Высота». Многие сомневались в долговечности их союза.
Два артиста, у обоих съемки, постоянные разлуки, поклонники у нее, поклонницы у него.
На вопрос, что такое любовь, Алла Ларионова отвечала просто: «Любовь - это когда долго общаешься с человеком и он тебя ничем не раздражает».
В 1957 году у них родилась дочь Алена, а через четыре года - Арина.
Им разрешили купить пятикомнатную квартиру в новом доме. Квартира была больше ста метров и с камином, о котором они мечтали. Их дом всегда был открыт для гостей.
Они дружили с космонавтами, актерами, людьми рабочих профессий, но никогда не приглашали к себе «нужных людей»
. Министр культуры Фурцева как-то сказала Алле: «Аллочка, пригласите меня к себе на ужин!»
Ларионова все свела к шутке. Она представить не могла столь высокую гостью у себя в доме, тон общения с ней.
Иосиф Кобзон вспоминает: «Я очень любил эту семью. В компании обычно наши примадонны сидят с сигаретой, с рюмкой, никто не встанет, не позаботится ни о чем. Алла же, когда мы собирались компанией, носилась на кухню, убирала со стола, меняла тарелки, делала бутерброды. Она любила ухаживать. Улыбка у нее не сходила с лица. Мне казалось, что эта женщина не имеет никаких проблем в жизни. А их у нее было очень много».
Популярность абсолютно не отразилась на Ларионовой. Она совершенно спокойно относилась к своей славе.
Клара Лучко как-то сказала: «Ларионова сыграла не в таком уж большом количестве фильмов. Но какое это имеет значение? Можно иметь 200 картин, но тебя как актера никто не будет знать. Картины Аллы вошли в золотой фонд кино. Снявшись в этих фильмах, она больше могла бы никогда не сниматься. И ее бы знали и помнили».
В шестидесятые годы Рыбников и Ларионова снимались ежегодно, а в отдельные годы и по 2 - 3 раза. Но после 1970-го стал меняться характер их ролей, что вполне естественно, если учесть амплуа их героев.
Ларионова достойно пережила годы простоя в работе. Всегда следила за собой. Склонная к полноте, постоянно сидела на диете, оставалась изящной и элегантной. Одна известная актриса сказала, что актерский характер должен иметь «локти»
. В характере Ларионовой «локтей» не было. Она не стремилась затмевать других или быть на виду.
Из-за скромности, конечно, потеряла какие-то роли. «С режиссерами у меня были абсолютно честные отношения, - говорила Ларионова. - Это очень важно. На моих глазах многое происходило. Режиссеры снимали своих бездарных жен, любовниц. Мне повезло. Судьба дарила встречи с порядочными людьми».
Даже на пике популярности Ларионова и Рыбников очень редко снимались вместе, всего в нескольких фильмах: «Млечный путь», «Дядюшкин сон», «Ведьма».
В 1971 году вышел фильм «Седьмое небо», в котором они сыграли главные роли. Зрители хорошо встретили эту ленту.
Но для актеров в эти годы начался период «малокартинья» и безработицы. Они узнали, что такое творческая невостребованность. Николай Рыбников ушел из жизни 22 октября 1990 года, не дожив месяц до своего 60-летия.
Ларионова держалась. Но работы не было и не предвиделось. В таком бедственном положении, в каком была она, в начале 90-х оказались многие наши киноактрисы. Но она не была одинокой. Ее окружали друзья, любили и опекали дочери.
В апреле 2000 года Ларионова поехала с концертами в Белгород. Там почувствовала себя плохо, но в больницу не легла, срочно вернулась в Москву.
Умерла ночью 25 апреля, перенеся за два дня до этого на ногах обширный инфаркт. Врачи сказали: если бы осталась в Белгороде, не поехала в Москву, рокового исхода удалось бы избежать.
В 2003 году на доме, в котором актриса жила последние семь лет, открыта мемориальная доска. На полочке почти всегда лежат живые цветы - как живые ростки ее памяти.
Комментарии 43