Евгений Моргунов родился 27 апреля 1927 года в Москве в семье Александра Семёновича Моргунова. Отец рано покинул семью, мать воспитывала сына одна. Работала на заводе, затем санитаром в роддоме Остроумовской больницы.
В 14 лет Евгений пошёл работать на завод «Фрезер», где обтачивал болванки для артиллерийских снарядов. В войну и послевоенные годы семья сильно голодала. Однажды мать привезла пачку масла, он не удержался и съел всю пачку целиком без хлеба. Ему стало плохо, его еле выходили и с тех пор у него нарушился обмен веществ.
В 1943 году Моргунов написал письмо Сталину, в котором просил зачислить его в театральное училище. На письмо пришёл ответ, и его действительно зачислили в училище при театре Таирова, но он проучился там всего год и перевёлся во ВГИК на актёрский факультет к Сергею Герасимову.
В 1948 году окончил ВГИК.
В 1948—1951 годах — актёр Театра-студии киноактёра.
В 1951—1953 годах — актёр академического Малого театра, затем снова вернулся в Театр киноактёра.
Рекомендация на актёра при зачислении в Театр киноактёра:
"Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но если в экспедиции застрянет машина, Моргунов тут же её вытащит.
Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но Моргунов прекрасно переносит жару и холод, и если надо — неприхотлив в еде.
Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но он прекрасно умеет доить корову и переносит на ногах грипп. Такой, как Моргунов, в экспедиции незаменим.
Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но вы-то знаете, талантлив ли Моргунов."
— Александр Довженко
Вторая актёрская работа, сразу принёсшая ему известность — роль вымышленного персонажа, предателя Евгения Стаховича (в фильме в титрах его персонаж указан как Почепцов) в фильме «Молодая гвардия» (версия 1948 года, режиссёр Сергей Герасимов) — экранизации одноимённого романа Александра Фадеева. Молодой актёр в образе Стаховича настолько запомнился публике, что в одном провинциальном городе актёр был атакован на улице мальчишками, считавшими, что выследили предателя.
В 25 лет врачи диагностировали у него сахарный диабет. В результате он сильно набрал вес. В более зрелом возрасте это сказалось и на суставах: у него постоянно болели ноги.
В 1950-е годы актёр снимался преимущественно в фильмах историко-патриотической направленности, ныне малоизвестных.
Всенародную популярность актёру принесла роль Бывалого в серии кинокомедий Леонида Гайдая 1960-х годов: «Самогонщики», «Пёс Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика».
На волне популярности он пробует себя в качестве режиссёра — снимает картину «Когда казаки плачут» по рассказу Шолохова (1963).
Во время съёмок «Кавказской пленницы» между ним и Гайдаем произошёл конфликт: актёр повёл себя по отношению к режиссёру, известному своей строгостью, излишне независимо.
В 1970—1980-е годы он редко снимался в кино, в основном в эпизодах. Наиболее известный фильм этого периода с его участием — «Покровские ворота».
В 1990-е годы он снялся в более, чем десяти картинах, но главных ролей по-прежнему не играл.
После 1998 года в кино не снимался.
В повседневной жизни Моргунов был большим шутником и любителем розыгрышей, всегда был окружён множеством друзей. Любил застолья, но, вопреки слухам, алкоголем не злоупотреблял. Актёр на протяжении многих лет страдал от сахарного диабета, перенёс тромбоз, два инфаркта и инсульт.
В последние годы почти не ходил из-за болезни ног, снимался и выступал на концертах в тапочках. Врачи несколько раз хотели ампутировать ему ноги, но жена Наталья Николаевна, которая сама занималась лечением мужа, помогла избежать операции.
Скончался утром в пятницу, 25 июня 1999 года, на 73-м году жизни в московской Центральной клинической больнице от второго инсульта.
За год до этого, в июне 1998 года, в автокатастрофе погиб его 25-летний сын Николай. Оба похоронены в Москве, на Кунцевском кладбище.
15 января 2021 года умерла жена актёра, а ещё через два месяца, 18 марта, умер старший сын Антон. Их похороны прошли в Москве. Тела были кремированы, а урны с прахами были захоронены в одной могиле с актёром.
О личности актёра часто спорят, ведь актёр словно нарочно совмещал в себе и своём характере острослова-шутника и тонкого ценителя искусств и поэзии. Вокруг него было создано много стереотипов, связанных как с началом его актёрской карьеры в героико-патриотических фильмах, так и с маской Бывалого. Широко известна его ссора с Гайдаем — тогда резкое острословие взяло верх и навредило как режиссёру, так и актёру.
При этом, роль Бывалого принесла актёру такую народную любовь, какую многим именитым артистам не удаётся снискать после десятков сыгранных ролей.
Остальные его работы (режиссёрская — «Когда казаки плачут», роль Соева и прочие актёрские труды) хорошо оттеняют его основной образ.
СЕКРЕТ МОРГУНОВА.
"В чём секрет Моргунова? Почему его все слушались и всюду пускали? Думаю, что помимо природного дара внушения, которым он, безусловно, обладал, Моргунов ещё правильно выбирал нужную в данном эпизоде роль и безукоризненно её исполнял.
В работе актёра над ролью есть понятие — пристройка. Пристройки могут быть разные: снизу, на равных, сверху. У Моргунова в его моноспектаклях были только две пристройки: на равных — с начальством и сверху — со всеми остальными.
С начальством любого ранга он общался по-приятельски: радушно и раскованно, как с одноклассником, с которым сидел за одной партой. А с остальными говорил спокойно, ровным голосом, с чувством собственного превосходства и лёгкого презрения.
И «остальные» понимали, что перед ними — начальник. И поэтому его слушались и всюду пускали".
— Георгий Данелия
Евгений Моргунов снялся более, чем в 80-ти фильмах.
Нет комментариев