Особенно спекулятивным выглядит тезис, что раз русский - значит, исконно православный.
Помилуйте! Православным христианином нельзя стать «по рождению»: им становится человек только сознательно и свободно. Нельзя стать православным даже по факту крещения в Православной Церкви: мы сейчас видим огромное количество людей крещеных, но не только не православных (по сути, конечно, а не формально), но даже и неверующих, и богопротивников. Народ же православным можно назвать лишь тогда, когда большинство составляющих его людей - сознательные православные христиане, на деле - а не по исторической внешней преемственности, к тому же жестоко попранной в нашем Отечестве. Чтобы стать христианином, нужен личный труд души, сознательное стремление человека ко Христу и Его Церкви; а не просто факт рождения на 1/8 части суши, и крещения в детстве. Единственная допустимая фраза о «православном по рождению» - это когда дети рождаются, растут и, главное, воспитываются в православной семье. «Если один (лишь) обычай влечет тебя к Врачу (Христу), то не получишь здравия» (Прп. Ефрем Сирин, т. 3, стр. 208).
Наконец, нужно спросить: а для чего Церкви великая Россия? Ответят: чтобы Церковь была покровительствуема государством и благоденствовала. Но из истории мы видим отнюдь не всегда радужную картину покровительства государства Церкви; а что касается благоденствия, то судьба Церкви в руках Божиих, и Господь время от времени попускает и гонения, что всегда очищает Церковь. Хорошо жить мирно и спокойно; но немощный человек при этом порой может погрузиться в вещественность, расслабляется, забывает о Боге, о спасении, церковное сознание размывается, а с точки зрения Церкви - это вовсе нехорошо; поэтому Господь это внешнее благополучие иногда пресекает и не дает его. Так что это вовсе не решенный вопрос, что лучше - гонимая, но свободная Церковь, или сонно-благополучная, под надзором государства.
Игумен Петр (Мещеринов)
(Лекции по Катехизации)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3