Затопило квартиру: как взыскать ущерб с управляющей организации
Далеко не всегда за ущерб, причиненный затоплением квартиры, отвечает сосед. Разберем, в каких случаях ответственность возлагается на управляющую организацию дома, и как взыскать с нее сумму возмещения.
1. Управляющая организация обязана содержать общедомовое имущество в надлежащем состоянии:
- согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами;
- надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);
- согласно ст. 162 ЖК РФ управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений;
- разделом I «Определение состава общего имущества» Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в т.ч. лифтовые и иные шахты, чердаки, технические этажи; крыши; внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в т.ч. отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункты 2, 5, 6);
- общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил, утв. ПП РФ от 13 августа 2006 г. № 491).
Поэтому, если причиной затопления стала авария общедомового имущества, виновником признается управляющая организация — даже если источник затопления расположен в чьей-то квартире или нежилом помещении. Пунктом 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причинённый имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 потребитель имеет право на полное возмещение убытков, причинённых ему в связи с выполнением работы и (или) оказанием услуги ненадлежащего качества. Снять с себя ответственность управляющая компания может только, если докажет, что вред причинён не по ее вине (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). Например, если собственник квартиры осуществил самовольное вмешательство в общедомовые коммуникации, что привело к аварии.
2. Если произошло затопление квартиры, следует незамедлительно уведомить об этом управляющую организацию, позвонив в аварийно-диспетчерскую службу. Согласно п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки по факту залива помещения назначается не позднее 2 часов с момента получения сообщения о заливе, если с собственником не согласовано иное время.
Согласно п. 152 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, в случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя двумя незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй — остается у исполнителя.
Таким образом, необходимо зафиксировать факт обращения в управляющую организацию и требовать составления акта о причинении имущественного ущерба: сообщив о произошедшем по телефону в аварийно-диспетчерскую службу и записав регистрационный номер своей заявки.
Если управляющая компания бездействует и акт в предусмотренные законом сроки не составлен, нужно обратиться с жалобой в жилинспекцию.
Одновременно пострадавший может самостоятельно организовать обследование своей квартиры с участием не менее двух свидетелей (соседей), предварительно направив управляющей компании заявление с уведомлением, что такого-то числа во столько-то будет проведен осмотр жилого помещения (чтобы сэкономить время, лучше сделать это в электронной форме, направив заявление на официальный адрес электронной почты управляющей организации).
3. Обращаемся в управляющую компанию с претензией о возмещении ущерба, причиненного затоплением квартиры. Как показывает практика Верховного суда РФ, даже если точная сумма ущерба на момент подачи претензии еще не известна, это не снимает с управляющей компании обязанность по ее своевременному рассмотрению и исполнению (см. определение ВС РФ от 18.07.2023 № 24-КГ23-6-К4).
Претензию можно подать лично, в приемную управляющей организации (составить ее в двух экземплярах и потребовать поставить отметку на втором экземпляре в подтверждение ее получения представителем организации). Также можно направить претензию почтой — заказным отправлением с уведомлением о вручении (в т.ч. электронно, посредством сервиса электронных заказных писем от Почты России).
4. Если управляющая организация отказалась исполнять требования, заявленные в претензии, или никак не отреагировала на нее, обращаемся в суд с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба. Шаблон искового заявления прилагается. Сумма ущерба указывается на основании составленного акта осмотра квартира, либо (если он отсутствует) можно указать примерную сумму (например, в форме спецификации на выполнение работ, составленной строительно-ремонтной организацией). Окончательная сумма все равно будет уточняться судом путем назначения экспертизы.
Дополнительно к сумме причиненного ущерба можно заявить в суде требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке. Что касается взыскания неустойки, то суды отказывают в ее взыскании по таким искам, т.к. причиненные истцу убытки не связаны с отказом от исполнения договора, а требования о возмещении причиненного заливом квартиры ущерба не отнесены к отдельным требованиям потребителя, которые подлежат удовлетворению исполнителем в 10-дневный срок и за нарушение сроков удовлетворения которых статьей 31 Закона о защите прав потребителей предусмотрена ответственность исполнителя в виде уплаты неустойки (см. определение ВС РФ от 18.07.2023 №24-КГ23-6-К4).
Как оформить и подать исковое заявление в суд?
1. Исковое заявление составляется в трех экземплярах: для суда, для ответчика и для самого истца. Обратите внимание, что в суд представляются оригиналы документов или заверенные копии (копии может заверить нотариус или орган, который выдал этот документ). После того, как решение суда вступит в законную силу, истец сможет забрать из дела оригиналы представленных документов, заменив их на копии. Для ответчика достаточно простых копий документов. Расходы по оплате нотариальных услуг по удостоверению копий документов можно взыскать с ответчика, заявив об этом ходатайство в судебном заседании или включив соответствующий пункт в просительную часть искового заявления и приложив документ, подтверждающий понесенные расходы (квитанцию, чек и т. д.).
2. До того, как обращаться в суд, нужно отправить экземпляры искового заявления с приложенными к нему документами (простыми копиями) в адрес ответчика заказным письмом (уведомление при этом не обязательно). Чек, выданный почтовой организацией, в подтверждение принятия письма к отправке, обязательно нужно приложить к документам, которые передаются в суд.
3. Оплачивать государственную пошлину при обращении в суд с иском к управляющей организации не требуется (согласно пункту 3 статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины).
4. Подаем документы в суд (подписанный экземпляр искового заявления и комплект прилагаемых к нему документов — оригиналов или заверенных копий). Документы можно подать лично, через канцелярию суда (районного или городского суда по месту нахождения ответчика). На сайте каждого суда опубликованы часы приема документов от граждан. Для подтверждения передачи документов попросите сотрудника суда поставить отметку о принятии на вашем экземпляре заявления. Также можно подать документы в суд почтовым отправлением (заказным письмом с уведомлением и описью вложения). При этом датой подачи иска в суд считается дата передачи письма в почтовую организацию.
Третий вариант — воспользоваться электронной формой подачи документов в суд (через портал ГАС «Правосудие»
https://ej.sudrf.ru/). Но для этого необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги». С порядком подачи документов в суд в электронном виде можно ознакомиться в Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 № 251.
Подать документы в суд электронно можно также с помощью сотрудников МФЦ: согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.2022 № 1457, МФЦ должны предоставлять посетителям «в секторах пользовательского сопровождения» бесплатный доступ к ГАС «Правосудие». Сотрудники центра обязаны информировать граждан о порядке доступа к автоматизированной системе.
Нет комментариев