Догмат о Богоматеринстве необходимо осмысливать в свете учения о воплощении Бога. Боговоплощение было не чем иным как восприятием в Вечную Ипостась Сына Божия человеческого естества — соединением в Его Вечном Лице двух естеств: Божеского и человеческого. В результате этого акта Божественного Домостроительства Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком: был зачат сверхъестественным образом (Лк.1:35), выношен и рождён Преблагословенной Марией в соответствии с воспринятой Им человеческой природой. Поскольку Дева Мария носила под сердцем, а потом и родила не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, постольку и чествуется Церковью именно как Богоматерь и Богородица.
Называние Девы Марии "Богородицей" не связано с представлениями о ней самой, - оно утверждает некую истину об Иисусе Христе. Мария есть "Матерь Божья" лишь в том смысле, что через нее в этот мир пришел Бог.
Св. Писание учит нас исповедовать Ее Богородицей, и Церковь всегда именовала и исповедовала Ее Богородицей: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1. Еще пророк предсказал, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис. 7.14; Мф. 1.23) 2. Архангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына, который наречется Сыном Божиим (Лк. 1,31, 35); 3. Прав. Елисавета, по внушению Св. Духа, назвала Ее Матерью Господа: «И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»(Лк. 1, 43); 4. Ап. Павел пишет: "Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены" (Гал. 4,4);и в другом месте: "Бог явися во плоти" (1Тим. 3,16); 5. Вслед за апостолом исповедуют эту истину мужи апостольские и последующие учители Церкви. Свв. Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и др. прямо называют Пресвятую Деву Богородицей. В 5-ом веке торжес...ЕщёСв. Писание учит нас исповедовать Ее Богородицей, и Церковь всегда именовала и исповедовала Ее Богородицей: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1. Еще пророк предсказал, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис. 7.14; Мф. 1.23) 2. Архангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына, который наречется Сыном Божиим (Лк. 1,31, 35); 3. Прав. Елисавета, по внушению Св. Духа, назвала Ее Матерью Господа: «И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»(Лк. 1, 43); 4. Ап. Павел пишет: "Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены" (Гал. 4,4);и в другом месте: "Бог явися во плоти" (1Тим. 3,16); 5. Вслед за апостолом исповедуют эту истину мужи апостольские и последующие учители Церкви. Свв. Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и др. прямо называют Пресвятую Деву Богородицей. В 5-ом веке торжественно исповедует вся Церковь Пресвятую Деву Марию Богородицей на Третьем Вселенском Соборе по случаю ереси Нестория, приняв и утвердив слова свт. Кирилла Александрийского: "Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева – Богородица,ибо она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию, – тот да будет анафема".
Комментарии 29
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
1. Еще пророк предсказал, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис. 7.14; Мф. 1.23)
2. Архангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына, который наречется Сыном Божиим (Лк. 1,31, 35);
3. Прав. Елисавета, по внушению Св. Духа, назвала Ее Матерью Господа: «И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»(Лк. 1, 43);
4. Ап. Павел пишет: "Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены" (Гал. 4,4);и в другом месте: "Бог явися во плоти" (1Тим. 3,16);
5. Вслед за апостолом исповедуют эту истину мужи апостольские и последующие учители Церкви. Свв. Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и др. прямо называют Пресвятую Деву Богородицей.
В 5-ом веке торжес...ЕщёСв. Писание учит нас исповедовать Ее Богородицей, и Церковь всегда именовала и исповедовала Ее Богородицей:
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
1. Еще пророк предсказал, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис. 7.14; Мф. 1.23)
2. Архангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына, который наречется Сыном Божиим (Лк. 1,31, 35);
3. Прав. Елисавета, по внушению Св. Духа, назвала Ее Матерью Господа: «И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»(Лк. 1, 43);
4. Ап. Павел пишет: "Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены" (Гал. 4,4);и в другом месте: "Бог явися во плоти" (1Тим. 3,16);
5. Вслед за апостолом исповедуют эту истину мужи апостольские и последующие учители Церкви. Свв. Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и др. прямо называют Пресвятую Деву Богородицей.
В 5-ом веке торжественно исповедует вся Церковь Пресвятую Деву Марию Богородицей на Третьем Вселенском Соборе по случаю ереси Нестория, приняв и утвердив слова свт. Кирилла Александрийского: "Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева – Богородица,ибо она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию, – тот да будет анафема".