…Из его биографии могло бы получиться несколько романов…
Тяжелое детство, многодетная семья, которая едва сводит концы с концами, в семье было девять детей. Когда Иннокентию исполнилось пять лет, их с братом от деревенской голодухи отдали "на житье" в город к сестре отца и ее мужу дяде Васе. В одном из интервью обмолвится: "...в детстве, помню, почти не было карманных денег. Получить на мороженое - редкая радость".
В 1943-м Смоктуновского мобилизовали. Он прошел все круги военного ада: фронт, плен, концлагерь, побег... Он не раз был на волоске от гибели на Курской дуге, форсировал Днепр, участвовал в освобождении Киева, дошел до Берлина. Войну Смоктуновский не любил вспоминать, и лишь иногда говорил о ней с близкими друзьями. Актер Олег Басилашвили рассказывал одну из таких фронтовых историй об Иннокентии Михайловиче - как тот сбежал из фашистского плена, спрятавшись от конвоира под мостом. Как потом, его, умирающего, подобрали жители украинского села и вытащили с того света.
Нескладный и некрасивый в юности, Смоктуновский абсолютно не обладал классической внешностью актера. Более того, его сначала не хотели принимать даже в театральную самодеятельность, откуда впоследствии со скандалом отчислили за профнепригодность. Позже не хотели снимать в кино! Приговор был всегда один - "Некиногеничен!" Парадокс!
Невзрачный, серый, блеклый. Именно таким увидела Смоктуновского в театре Ленинского комсомола его будущая жена - Суламифь или как он любовно ее называл - Соломка. Дочь Иннокентия Михайловича, Мария, вспоминает одну из семейных легенд, как познакомились ее родители. Когда они встретились, Смоктуновский работал "артистом на выходах". При полном безденежье у него были единственные потрепанные брюки, а Суламифь работала в пошивочном цехе театра Ленинского комсомола. Здесь же, в пошивочном цехе, из подручного материала "жениху" организовали более приличный костюм. Вскоре любимая Соломка родила ему сына Филиппа, а через восемь лет и дочь Марию. Смоктуновский их просто обожал! Конечно же, Иннокентий Михайлович мечтал, чтобы Филипп и Мария продолжили династию. И при всякой возможности он брал их с собой на съемочную площадку. Вместе с сыном Иннокентий Михайлович снялся в "Скупом рыцаре", а с Марией в "Дамском портном". Но сын и дочь, по разным причинам, не связали свою дальнейшую судьбу с кинематографом. А вот внучка, не только внешне вся в деда, но и с таким же характером, - так считают многие. Кстати, о характере Смоктуновского-ст. стоит сказать отдельно.
Внешне спокойный, тихий и интеллигентный Иннокентий Михайлович, в любой момент мог взорваться. Актер Евгений Стеблов вспоминает реальную историю о том, как снимаясь в одном фильме со Смоктуновским, он испытал на себе все прелести общения с гением. Стеблов готовился к сцене казни, настраивался на нужную эмоцию. Но как только звучала команда "Мотор!", раздавался голос Иннокентия Михайловича: "Стоп!" То ему казалось, что массовки маловато, то неплохо бы по заднему плану пропустить сына Смоктуновского Филиппа, который тоже снимался в этой картине. В итоге, эпизод конечно же сняли с горем пополам. Но Стеблов решил "проучить" Иннокентия Михайловича. И такой случай очень скоро ему представился. На турбазе, где жила съемочная группа, был обед. Смоктуновский и Стеблов сидели рядом. Иннокентий Михайлович бросил реплику, мол, как же сложно работать со Стебловым. На что Стеблов тут же парировал, мол, это потому, что у нас с вами психотип схожий и, схватив тарелку борща, вылил содержимое на стол. Реакция Смоктуновского была неожиданной. Пауза.
- "А что вы делаете сегодня вечером - может, пивка попьем?!"
Частенько супруге Иннокентия Михайловича звонили и умоляли повлиять на мужа, зная, что она - единственный человек, способный совладать с непростым нравом Иннокентия Михайловича. Но, пожалуй, повлиять на Смоктуновского не смог бы никто на съемочной площадке. Разве что режиссер Андрей Кончаловский, который также поделился своими воспоминаниями о дружбе и работе с великим артистом на картине "Дядя Ваня". Кончаловскому на съемочной площадке приходилось порой подстегивать Смоктуновского, чтобы выжать из него нужную эмоцию в кадре. Он так прямо и заявлял Иннокентию Михайловичу при всей группе: "Все, Кеша, ты кончился как артист! Сегодня тебя снимать не буду!" И этот метод срабатывал. По признанию Кончаловского, Кеша выдавал в кадре то, что требовалось и это было гениально...
Однажды съемочная группа фильма "Гамлет" открыто выступила против участия в фильме артиста Смоктуновского, мол, внешность у него неподходящая для принца датского. Никакие гримеры не помогут. И отказались делать пробы. Но режиссер-постановщик Григорий Козинцев был уверен в своем выборе и решил подавить бунт, утвердив Иннокентия Михайловича на эту роль без проб. Любой другой артист на месте Смоктуновского молился бы на такого сильного заступника, но не таков был Смоктуновский. Он буквально извел Козинцева вопросами о концепции и трактовке роли. А под конец съемок раскритиковал картину и режиссера в пух и прах.
Комментарии 22
Каждая роль- шедевр.!
Были подвластны любые амплуа.
СПАСИБО ТАНЮШЕЧКА, за экскурс по ролям и жизненным перипетиям, Великого Актера.