Детям, да и взрослым, недостаточно сказать, чего им не следует делать. Если мы хотим им помочь, мы должны им объяснить, что надо делать.
Фрустрация порождает агрессию. Агрессивные люди часто страдают от боли и причиняют, в свою очередь, боль другим существам.
Кто-то должен разорвать эту нить. Может быть, таким человеком могли бы стать вы?
Молодые люди еще не умеют оценить по достоинству дар жизни и не понимают, что даже в трудные и печальные периоды мы не имеем права ее преждевременно прерывать.
Некоторые люди идут по жизни «с открытым забралом».
Другие носят в душе камень недоверия.
Вы бы хотели, чтобы ваши дети принадлежали к первой группе? Пусть и не на сто процентов, но во многом это зависит от вас.
Иногда ситуация вокруг детей в семье такова, что им остается лишь беспомощно трепыхаться в расставленной родителями сети, и единственными средствами освобождения представляются болезнь, депрессия или бегство в виртуальный мир.
Что делать с «цифровыми детьми»?
Еще в 1970-е годы психотерапевт Виктор Франкл говорил о том, что в условиях глобальной сети человеческое знание переживет подлинный бум, но что крайне важно, чтобы нога в ногу с этим развивалось чувство ответственности за знание.
Франкл в определенном смысле предсказал многие из тех явлений, с которыми мы позже столкнулись.
Он писал: «Человечество достигло максимум возможного в том, что касается сознания, знаний, наук и ответственности, но одновременно оно достигло минимальной отметки в том, что касается осознания своей ответственности.
Сегодняшний человек знает много - больше, чем когда-либо, и за многое несет ответственность больше, чем прежде. Но как раз об этой своей ответственности он знает меньше, чем когда-либо».
Сегодня такое время. Интернет предлагает детям и подросткам гигантский и постоянно растущий объем информации, поэтому величайшим вызовом для следующих поколений станет ответственное обращение с этим источником.
Пока детей, digital nativess, сопровождают по жизни люди, родившиеся еще в доцифровую эпоху, можно понять, почему эти «родители переходного периода» переживают самые разные страхи.
Ведь и этим digital natives навыки обращения с информационными средствами не были даны от рождения.
Более того, им нужно очень быстро приобрести критическое мышление, самостоятельность, способность рассуждать и навыки самодисциплины, чтобы не пасть жертвой кибер-патологий.
Детям нашей эпохи не позавидуешь, но они радикально перестроят свой мир и, движимые «волей к смыслу» (по Франклу), будут мужественно бороться за то, чтобы жизнь была все более достойной и привлекательной.
Мы, рожденные в доцифровую эпоху, хотим им это доверить.
Можно перечислить те проблемные зоны, которые вызывают особую озабоченность:
1. Все сложнее стало учить подрастающее поколение быть критичными потребителями, ведь сайты заваливают нас массой скрытой рекламы.
Например, многие хвалят тот или иной крем для лица, который «творит чудеса». В действительности эти люди зарабатывают на том, что пишут похвальные отзывы. Никто уже не знает, где правда.
Что может помочь?
В целом стоит ратовать за более скромный стиль жизни. Ведь нам не нужны все те вещи, которые хвалят в интернете!
Когда дети чувствуют, что хорошие отношения важнее дорогих вещей, они уже не поддаются подобным соблазнам.
2. Граница между интересом к интернету и интернет-зависимостью очень тонка. Институт Антона Прокша в Вене провел исследования, по результатам которых молодежь оказалась наиболее подверженной киберзависимости демографической группой.
Вот явные признаки зависимости: хроническое недосыпание, отсутствие офлайн-контактов со сверстниками и симптомы «ломки», возникающие всякий раз, когда доступ к интернету закрыт.
Какая здесь может быть профилактика?
В семьях изначально должны быть определены «офлайн-зоны» с правилами, которых будут придерживаться все члены семьи. Для таких мест могут подойти общий стол или спальня.
Также можно порекомендовать фиксированные «офлайн-часы», которые будут использованы для чего-то интересного, например для творчества или занятий спортом.
3. Учеба в школе многим детям кажется избыточной, ведь всю нужную информацию они могут почерпнуть с помощью «Гугла». Но это не стимулирует мышление!!!
Кроме того, «погугленная» информация не так долго задерживается в голове, как знания, почерпнутые из книг (тому есть компетентные подтверждения).
И все это создает неуверенность, ведь мы более не полагаемся на собственный разум.
Что может послужить противовесом?
Если дети еще маленькие, есть шанс развить в них любовь к чтению!
Сейчас издаются прекрасные детские книжки, которые лучше предпочесть детским фильмам, поскольку книга сильнее активирует мышление и воображение ребенка.
Если рассказывать ребенку сказки, читать их и комментировать, в нем вырабатывается здоровая любознательность, мотивирующая растущего человека смотреть на мир «радостно-пытливыми» глазами.
4. Что касается информации, взятой из интернета, помимо ошибок там содержится еще и множество сознательно перекрученных фактов.
Опрос, проведенный венским Институтом исследований молодежной культуры, показал, что 61 процент опрошенных молодых людей не могут оценить, соответствует ли действительности та или иная информация, взятая из интернета. У них нет возможности ее перепроверить!
Что повышает достоверность информации? Самое лучшее - прямой разговор со специалистом.
Конечно, родители - не эксперты во всех областях знания, но они могут научить детей, например, собирать информацию на определенную тему из разных компетентных источников.
Разговоры на серьезные темы, уважительный диалог - лучшие средства формирования собственного мнения.
5. Регулярное использование агрессивных игр отрицательно влияет на способность к эмпатии.
Многие из тех, кто был наказан за агрессивное поведение в интернете - разжигание ненависти, словесные оскорбления, - искренне недоумевали, за что их наказывают.
Они не испытывали ни малейшего чувства вины.
Исследователи из Венского медицинского университета обнаружили, что разжигатели кибертравли часто не осознают ужасающих последствий своих действий.
Что же способствует эмпатии?
Нейробиологи давно ответили на этот вопрос: реальное общение лицом к лицу. Его не заменит никакая виртуальная коммуникация!
Что касается рек крови и чудовищных сцен на экранах мониторов, они уже давно не вызывают у нас никаких эмоций. Дети вырабатывают эмпатию, сочувствие и милосердие почти исключительно в семейном кругу, где люди по-прежнему заботятся друг о друге.
6. Многие молодые люди используют канал YouTube для того, чтобы показать самих себя, причем такими, какими они бы сами хотели себя видеть.
Часто они так самоутверждаются, ищут признания или погружаются в мир фантазий, убегая из реального мира, который кажется холодным и пустым.
При этом они легко становятся жертвами кибергруминга (соблазнения детей взрослыми через интернет с целью сексуального контакта).
Как их от этого уберечь? Чем больше уважения они получают от близких, тем меньше им хочется выставлять себя напоказ в интернете и получать лестные отзывы от незнакомцев.
Чем сильнее они убеждены в том, что могут обо всем поговорить со своими близкими, тем больше они склонны прислушаться к советам.
7. Что думают сами digital natives о мире цифровых технологий?
Регенсбургский университет провел исследование на эту тему, вот некоторые из предложенных вопросов и ответы детей.
Вопрос: Можете ли вы представить себе жизнь без смартфона?
Ответ (хором): Нет.
Вопрос: Сколько времени вы можете выдержать, не заглядывая в свой смартфон?
Ответ: Самое большее три-четыре часа.
Вопрос: Ограничивают ли родители пользование смартфоном?
Ответ (со смехом): Это уже невозможно!
Вопрос: Повлияли ли различные мессенджеры на ваш способ общения?
Ответ: Да, теперь мы высылаем только короткие уведомления.
Трагично ли это? Язык менялся во все времена, но сегодня это происходит особенно быстро. Сокращение фраз ведет к оскудению мысли и утрате выразительности.
Загвоздка в том, что наши мыслительные возможности тесно связаны с языком. Мы мыслим в категориях нашего языка, и, если с ним проблемы, наше мышление тоже будет рассеянным и неточным.
Поэтому сегодня, как и во все времена, необходимо поддерживать высокое искусство словесного общения - красивого, остроумного, уважительного, отточенного, при котором никто никого не оскорбляет.
Не только говорить самому, но и уметь внимательно слушать собеседника - вот залог душевного и духовного здоровья, которому ничего не угрожает.
Итак, ключевую роль играет домашняя среда, в которой дети и подростки используют современные
средства коммуникации.
В семьях, где родители чрезмерно загружены, опустили руки или проявляют безразличие, дети погружаются в виртуальную реальность, и это имеет далекоидущие последствия.
Помните, на вопрос о родительском контроле подростки ответили смеясь - запрет или ограничение использования электронных средств уже почти не работает!
Но вот что работает всегда и во всех культурных слоях общества: любовь к ребенку, которую тот может почувствовать; время, посвященное ему; разговор, понимание, вера, радость. Если ребенок любим, ему проще развить в себе социальные навыки, которые намного важнее цифровых.
В высокотехнологичном мире будущего единственным весомым критерием будет умение отличать ответственное использование всех доступных средств от безответственного, или, говоря пророческими словами Франкла, главным будет осознание этой своей ответственности!!!
#взрослаякниголюбия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев