Из точки А в точку Б: история лондонского такси с конца XIX века до наших дней
Почему-то все думают, что лондонское такси – одной-единственной модели. На самом деле оно действительно ограничено стандартным форм-фактором, но вот моделей лондонского такси сменилось множество. Кстати, лондонские «черные кэбы» до сих пор называются hackney – словом, происходящим от французского hacquenée, как называли французы берущихся внаем лошадей.
Bersey Electric Taxi (1897). Первые автомобили-такси в Лондоне были электрическими. Их введению город был обязан молодому, 23-летнему бизнесмену Уолтеру Берси, основавшему компанию London Electric Cab Co и спроектировавшему специальные электромобили для использования в качестве городских кэбов. Машины с 3-сильным мотором могли проходить до 75 км между двумя зарядками. Компания разорилась в 1900 году.
Rational Cab (1904). В 1903 году такси в Лондоне появились снова — уже бензиновые. Вплоть до 1929 года никакой системы и единства не было, разные компании закупали разные автомобили. На снимке — такси марки Rational, также были Simplex, Herald, Prunel, Fiat, Sorex, Belsize, Austin, Humber, Wolseley-Siddeley, Argyll и Darracq. Это как минимум. У них были разные компоновки, и в принципе, их отличал только обязательный черный цвет.
Unic 12/14 HP Taxicab (1908). Но абсолютное большинство лондонских кэбов были сделаны французской компанией Unic — к концу 1910-х годов «Юники» составляли до 80% всего подвижного состава. Вот такие старенькие «Юники» ездили по Лондону вплоть до середины двадцатых (впрочем, были и более новые модели), правда, как уже говорилось, в черном цвете.
Beardmore Mk2 Super Taxi (1923). В 1919 году шотландский промышленник Уильям Бердмор первым попытался получить эксклюзивный контракт на такси для столицы. Он представил сперва модель Beardmore Mk1, затем, в 1923-м модель Beardmore Mk2 Super, затем, в 1927-м модель Beardmore Mk3 Hyper. Примерно в это время сформировалась и классическая компоновка — место рядом с водителем не имело сиденья, а служило для багажа.
Morris G International Taxi (1929). Основным конкурентом Бердмора была компания Morris. Она представила свою первую версию такси в 1926-м, а в 1929-м выпустила модель G, отличающуюся своеобразной компоновкой — пассажиры сидели много выше водителя (видно на снимке) и вообще находились в замечательном комфорте. Проблемой и Beardmore, и Morris была высокая цена одного таксикэба. Что подходило для обычного автомобиля, не годилось в такси, предназначенном для массовых закупок одной фирмой.
Austin 12/4 Taxi High Lot (1929). И в том же 1929-м с неба грянул гром, потому что в борьбу за монополию включилась компания Austin, выпустившая идеальное такси и попавшая в яблочко с первого раза. Деньги на разработку компании выделила крупная лондонская компания такси Mann & Overton. Машина была сделана очень высокой, человек мог практически стоять внутри. Это, вкупе с очень низкой ценой, тут же убило конкуренцию — Austin за несколько лет выдавил все альтернативные компании.
Austin Low Loader (1934). А еще через несколько лет на моделях Austin появился низкий пол — как в современных низкопольных автобусах. Линейка с таким полом получила наименование LL (Low Loader). Под этим наименованием можно встретить и более старые 12/4, и новые шасси Austin — то есть речь шла именно о компоновке, а на каком шасси это делалось — неважно. Внешность машин 2-й половины 30-х уже чем-то отдаленно напоминала современные таксикэбы.
Austin FX3 (1948). После Второй мировой старые такси уже бесповоротно устарели, и Austin представила очень успешную модель FX3. У нее по-прежнему не было левой передней двери (там было место для багажа), задние двери по-прежнему имели петли на задней части, то есть распахивались для удобства пассажиров. Но при этом машина была современной, более выносливой и скоростной. Производились такие кэбы вплоть до 1958 года. Кстати, индекс FX3 имеет такой порядковый номер, потому что до того было два послевоенных прототипа FX1 и FX2, но они оказались неудачными. Кузова для FX3 строил не Austin, а известное кузовное ателье Carbodies, то есть это было совместное производство.
Beardmore Mk7 Paramount Taxicab (1954). Надо сказать, что компания Beardmore так просто не сдалась. Она выпустила модели Mk4 Paramount, Mk5 Paramount Ace, Mk6 Ace и, наконец, довольно удачную Mk7 Paramount Taxicab, по компоновке практически копирующую Austin FX3. На тот момент официальной монополии не было, были только «гостовые» требования к городским такси, и в Beardmore их соблюли. В ранних версиях площадка для багажа была открытой, но на снимке поздняя, 1965 года (всего Mk7 производили до 1966-го и сделали около 650 экземпляров), когда это ограничение сняли, и появилась левая дверь.
Austin FX4 (1958). И, наконец, в 1958-м появилось самое каноническое лондонское такси — то самое, против исчезновения которого так сражались все британские патриоты и сторонники соблюдения традиций. От FX3 автомобиль отличался в первую очередь тем, что площадка для багажа стала закрытой, плюс изменилась компоновка — пассажиры могли сидеть напротив друг друга. Эта машина с различными изменениями производилась вплоть до 1997 года (!), и в какой-то момент 100% лондонских такси были именно FX4. В 1982 году компания British Leyland практически прекратила свое существование, но Carbodies перехватила падающее знамя у Austin, и последние 15 лет машина производилась как Carbodies FX4. Всего было построено более 75 000 машин FX4.
Carbodies FX4R (1982). Вот на снимке уже машина производства Carbodies. На деле компания пыталась сделать свой ход, представляя в разное время модели Carbodies FX5 и FL6. После перекупки модели FX4 у разоряющейся Austin компания пошла в гору и регулярно вносила в модель различные усовершенствования. Последняя версия, производившаяся в 1990-е, называлась Carbodies Fairway. А в 1984-м лицензию купил лондонский такси-оператор London Taxis International (LTI) (тот самый, упоминавшийся ранее Mann & Overton) и наладил свое производство под маркой LTI FX4.
MCW Metrocab (1987). Еще в 1972 году Austin предлагали операторам новую, более современную и соответствующую времени своим дизайном модель Metrocab, но те отказались — FX4 всех устраивал. После разорения Austin разработки были приобретены компанией-производителем автобусов Metro Cammell Weymann (MCW), которая специально для производства легковых кэбов основала бренд Metrocab и начала производство более современных такси — правда, все с той же любимой компоновкой. В 1989-м бренд перешел к Reliant, в 1991-м — к Hooper, в 2001-м — к Kamkorp, а модель продолжала производиться вплоть до 2006 года и сосуществовала с FX4. На снимке — Metrocab периода Reliant.
LTI TX1 (1997). Когда было принято решение об окончании производства FX4, понадобилась замена. LTI не стала обращаться к сторонним производителям, тем более уже имея опыт производства FX4 своими силами, и спроектировала модель TX1 — первую за много лет «официальную» замену (Metrocab все-таки был альтернативной моделью). Основной задачей было сохранение классических форм и при этом придание машине современного облика.
LTI TX4 (2007). Затем последовали обновления — в основном, внутренней начинки, дизайн оставался прежним. Модели назывались TX2 и TX4 — эта, последняя, по сей день является основным такси Лондона. Надо сказать, что в том же 2007 году компанию LTI приобрела китайская Geely и начала выпускать модель для китайского и не только рынка под брендом Englon TX4 (слово Englon для китайца созвучно слову England).
New Metrocab (2014). Но не спала и компания Kamkorp. В 2014-м она возродила бренд Metrocab, представив модель New Metrocab — первый в истории полностью электрический «черный кэб» классической компоновки. Таким образом, Kamkorp замкнула круг, вернувшись к истокам — электрокарам Bersey Electric Taxi.
Пaтpушeв cкaзaл, чтo нeлeгaльныe мигpaнты мoгут пoкoлeбaть cтaбильнocть cтpaны и дaжe пpивecти к ee paзpушeнию. Oн утвepждaeт, чтo вмecтe c этими мигpaнтaми в cтpaну пpoникaют тeppopиcты и вoзникaют пpoблeмы c opужиeм и нapкoтикaми. Этo, пo eгo мнeнию, нeceт угpoзы кaк для бeзoпacнocти, тaк и для oбщecтвeннoй cтaбильнocти. Личнo мнe кaжeтcя чтo кудa бoлee вepoятнo чтo к paзpушeнию cтpaны пpивeдут дeйcтвия нaшeй влacти...
Вылечить робота: как будущие медики оттачивают навыки на реалистичных андроидах
На входе в казанскую компанию Eidos вас встречает настоящий робот-андроид, вписанный в окружность. Трудно избавиться от ощущения, что попал в сериал «Мир Дикого Запада». Если обойти этого робота, то попадаешь на сборочный участок: на вешалках развешаны силиконовые оболочки и металлические скелеты, на полках лежат глаза и внутренности, на местах тестируется электроника. Чуть дальше на стенде окончательной приемки врач пытается реанимировать пациента-андроида. Социальная реклама. АНО «Институт развития интернета» (ИРИ)
На входе в казанскую компанию Eidos вас встречает настоящий робот-андроид, вписанный в окружность. Трудно избавиться от ощущения, что попал в сериал «Мир Дикого Запада». Есл...
Еда будущего в умной теплице: как сити-фермеры спасают планету от голода
Население планеты становится все больше: недавно мы приблизились к отметке 8,12 млрд человек, и в ближайшие годы количество только продолжит расти. Ситуация кажется тревожной, особенно если вспомнить тот факт, что природные ресурсы на Земле так же стремительно истощаются. По неутешительным прогнозам ученых, через 30 лет нам будет просто нечего есть. Можем ли мы что-то предпринять? Для начала стоит задуматься о вопросах пищевой безопасности уже сейчас — как, например, это сделала компания «Эдгрин» из Новосибирска, которая решила производить умные теплицы для образования. Социальная реклама. АНО «Институт развития интерн
Печатных дел мастера: на что способны 3D-принтеры российской разработки
Не будем томить. Принтеры, собранные нашими инженерами, сегодня печатают практически все и в любых объемах. Разве что печать зданий и органов им пока не далась повсеместно: эту технологию пробуют точечно, и ей еще предстоит пройти через множество испытаний, прежде чем она найдет отклик в обществе. С аддитивными технологиями для промышленного производства все иначе — они внедрены уже давно. И мы даже выяснили кем — компанией «Прототип Аддитивные Технологии» в Самарской области. Социальная реклама. АНО «Институт развития интернета» (ИРИ)
SR Space: на взлете частной российской космонавтики
Одной удачной идеи не всегда достаточно для запуска стартапа — внешние условия тоже должны сложиться благоприятно. Частная космическая компания SR Space на собственном опыте показала, как важно не бояться рисковать и мыслить масштабно — и следить за открывающимися возможностями. Социальная реклама. АНО «Институт развития интернета» (ИРИ)
История компании «Моторика» — идеальный пример взаимодействия государства и частной компании в области высоких технологий. Наверняка ее будут изучать в бизнес-школах. И тут действительно ест...
Удивительное столкновение в воздухе: как в самолет врезалась... рыба
История, приключившаяся с Боингом-737, облетела весь мир: во время взлета самолет сбил рыбу. Пилоты на всякий случай уточнили друг у друга, что они только что видели, и выбор между птицей и рыбой заиграл совершенно новыми красками. Так откуда же в небе взялась рыба?
Почему нельзя спать с мокрой головой: эти последствия могут вас напугать
После расслабляющего вечернего душа так и хочется лечь в теплую постель, закрыть глаза и погрузиться в глубокий сон. Но в этот момент очень важно перебороть свое желание, высушить волосы феном и только потом ложиться спать. В противном случае опасных последствий не избежать.
Компания Huawei показала Future Home, который стоит на специальных ножках — фундамент ему не нужен. Конечно, внутри система умного дома. Среди комнат: санузел, зал, спальня, гостиная, кухня, балкон. Стоить капсула из будущего 399 000 юаней или около 5 млн рублей.
Мы знаем, как выращивать помидоры! Но есть загвоздка — речь пойдет про Марс
Исследователи Вагенингенского университета в специально созданных теплицах решили применить способ совмещения культур в искусственной среде — смоделированной марсианской почве. Ученые вырастили помидоры черри, горох и морковь — благодаря примененному методу повысилась урожайность помидоров, однако не других культур. Ну что ж, агрономы, марсиане вас услышат!
EGO SE: как выглядит оригинальная полуподводная лодка
Полуподводная лодка – это не шутка. Это разновидность водного транспортного средства, которая с одной стороны представляет собой обычную лодку, не способную к погружению, а с другой – имеет подводную часть для наблюдения за красотами донного мира. Обычно используется туристическими компаниями, но маленькую EGO SE вы можете за относительно скромные деньги купить в частное пользование хоть сейчас.
Зачем нужны круглые зеркала на дорогах: это объяснение поймет даже школьник
В отличие от дорожных камер, никто не следит за нами в эти зеркала. В отличие от знаков, они никого не ограничивают, не предписывают и не запрещают. Трудно поверить, но их ставят только для удобства нас, водителей и пешеходов.
В США сотни людей с диабетом пострадали из-за сбоя приложения
Более 200 человек с диабетом в Америке пострадали после сбоя в приложении для iOS, которое управляет инсулиновой помпой. Помпы начали быстро разряжаться и отключаться. В настоящий момент компания Tandem Diabetes Care, Inc. — создатель программы —выпустила обновление, которое должно решить эту проблему. Другая сторона прогресса…
Как просто убрать царапины и пятна на кузове автомобиля: косметический ремонт своими руками
Опытные автолюбители знают: многие проблемы с машиной можно решить самостоятельно, не обращаясь за помощью в мастерскую. И вот несколько простых и быстрых решений, которые могут оказаться полезны.
В Испании зафиксированы десятки случаев заболевания крысиным гепатитом. Обнаружили вирус Rocahepevirus ratti еще в 2010 году в Германии, с 2018 года он стал встречаться у людей. Теперь ситуация значительно ухудшается. Страшнее, что нет представления о том, как болезнь передается человеку — носителям вируса являются крысы.
Исследование про виртуоза без слуха: у Бетховена было отравление свинцом. Но от чего он умер..?
До сих пор никто точно не знает, что стало причиной заболевания печени и почек, приведшего к безвременной кончине Людвига ван Бетховена. Существовала версия, что послужило тому отравление свинцом. Теперь группа экспертов под руководством Надера Рифаи из Гарвардской медицинской школы провела анализ токсинов двух локонов волос Бетховена и обнаружила, что концентрация свинца в крови составляла от 69 до 71 мкг/дл. Это в несколько раз выше нормального уровня свинца в крови взрослого человека, но этого недостаточно, чтобы привести к смерти от отравления. Вот вам и загадка… слишком много мистики во
Просто, весело, безопасно: как развлечь собаку дома
Игры и тренировки — это нечто большее, чем простая прогулка в парке с собакой. Животные нуждаются в умственной стимуляции, чтобы оставаться счастливыми и послушными (!). Но как занять собаку, когда выйти на улицу с ней не получается?
Только на помойку! Почему недостаточно просто срезать плесень с еды
Это случалось со многими: собираетесь сделать бутерброд, начинаете резать хлеб и замечаете, что на нем небольшое пятно плесени. Как обычно в этой ситуации поступают люди? Просто срезают заплесневелый участок и продолжают готовить бутерброд из оставшейся части хлеба. Но насколько это безопасно?
От рака, диабета и болезней сердца: ученые назвали три специи, которые должны быть на каждой кухне
На сегодняшний день во всем мире насчитывается более 300 трав и специй, которые используются в основном с целью придания интересного и пикантного вкуса различным видам блюд. Но среди них, по словам экспертов, есть три, которые вдобавок ко всему еще и могут принести колоссальную пользу нашему организму — скорее проверяйте свой кухонный шкаф на их наличие!
Комментарии 2