А вы знаете, что такое Чокурдах? Главный редактор «Популярной механики» Александр Грек рассказывает 👇 ЧОКУРДАХ Существует слово-пароль, по которому жители восточной Арктики 1960-1970-х годов безошибочно вычисляют друг друга — «Чокурдах». Название микроскопического якутского арктического аэропорта 3 класса в устье Индигирки. Аэропорт был построен в начале Великой отечественной войны для обеспечения воздушной трассы Аляска-Сибирь, по которой перегонялись самолеты, поставляемые Америкой по ленд-лизу. После войны он стал одним из звеньев маленьких арктических аэропортов, по которой можно было добраться в отдаленные поселки за полярным кругом. Например, в 60-х годах прямой рейс из Внуково Москва-Певек, выполнявшийся на самолете Ил-14, официально длился 22 часа и проходил с кучей промежуточных посадок с дозаправками: Москва — 990 км — Архангельск — 1073 км — Амдерма — 777 км — Диксон — 740 км — Хатанга — 304 км — мыс Косистый — 669 км — Тикси — 693 км — Чокурдах — 860 км — Певек. При идеальной летной погоде, которой в Арктике почти не бывает. Поэтому маршрут редко укладывался менее, чем в неделю, и легко можно было застрять в пути и на месяц. В середине 60-х годов в Арктику пришли пассажирские Ил-18 — одни из самых надежных и невероятных самолетов, выпущенных в СССР. Это были уникальные машины — с лучшим на то время навигационным оборудованием, возможностью совершать длительный полет при отказе одного из четырех двигателей, и невероятной способностью садиться почти на неприспособленные аэродромы. Достаточно сказать, что до 80-х годов он штатно садился на лёд Колымы в Черском, базе полярной авиации. С появлением Ил-18 дорога в Певек сильно сократилась. Теперь Ил-18 взлетал во Внуково, дозавправлялся в Норильске или Хатанге, и брал курс на Чокурхах — единственный аэропорт в регионе, который мог принять этот самолет. Несмотря на современное по тем временам навигационное оборудование, каждый рейс в арктических широтах был для экипажа серьезным испытанием, не зря лётчики полярной авиации составляли отдельную элитную касту пилотов. Отсутствие надежного наземного радиолокационного контроля заставляли штурманов (на севере это была героическая и уважаемая профессия) на Ил-18 изрядно потрудиться в заполярных рейсах. В ход шли всполохи на экране локатора от заветных брошенных барж, сотен пустых железных бочек, разбросанных у буровых. Бывало, что от Норильска до Чокурдаха штурман при сильном сносе не отрывался от "сапога" — так звали индикатор локатора и навигационной линейки НЛ-10 целые часы при полнейшем молчаливом к себе почтении всего экипажа, не без волнения ждавшего, пока штурман оторвет лоб от "сапога" и выкрикнет: «Курс такой-то!» или «На курсе». Ощущение от посадки на старую и неровную, оставшуюся после войны, полосу в Чокурдахе было еще то — все стыки и неровности бетонных плит пассажиры ощущали на себе, но это никого не расстраивало — радость от завершения полета перевешивало все неприятные ощущения. Не было и особого страха — вера в профессионализм полярных пилотов была абсолютной. Именно в Чокурдахе людей, впервые очутившихся в Арктике ждал первый шок — здесь заканчивалась цивилизация. Вместо привычного стандартного аэропорта вас встречал покосившийся деревянный барак, как правило, под завязку заполненный транзитными пассажирами. Дальше людей развозили вертолетами, самолетами Ан-2, Ан-24, Ил-18 и, «роллс-ройсом» полярного мира — реактивным Як-40. Эти самолеты могли взлетать и садится практически на любое грунтовое покрытие (а другого в те времена и не было), но обладали довольно примитивным навигационным оборудованием и требовали для выполнения рейса хорошей погоды как в аэропорту вылета, так и в конечной точке маршрута. И выполнить это условие было чрезвычайно трудно — ожидание летной погоды могло тянуться неделями, были и месячные рекорды. И все это время люди ютились в маленьком бараке аэропорта. Туалет «типа сортир» располагался на улице и зимой, на знаменитых якутских морозах, мгновенно превращался в сталактит из застывшей мочи, но другой альтернативы не было. Сидячих мест на всех не хватало, и поэтому люди располагались на всех свободных участках пола, сооружая из чемоданов небольшие лежаки для маленьких детей. В углу был небольшой буфет, где продавались небольшие куски жареной оленины, напоминающую старые подошвы. Мне почему-то запомнились перебои с питьевой водой — пассажиры набирали для заварки чая в жестяные кружки воду из батарей отопления. В буфете продавалась и водка, поэтому периодически открывалась входная дверь, обитая войлоком, и в облаке пара в здание вваливались пьяные якуты, которым местные запредельные морозы были нипочем. Люди кучковались по своим конечным пунктам назначения, коротая часы в рассказах о проведенном отпуске и делясь с общими детьми остатками еды. Важно было не пропустить объявление посадки на рейс — громкой связи не было и опоздание грозило катастрофой. Особым авторитетом пользовались люди, связанные с полярной авиацией — они могли заходить к пилотам с диспетчерами, снабжая остальных пассажиров слухами о летной или нелетной погоде. В какой-то момент все вскакивали и занимали очередь к единственной стойке регистрации и гигантским весами для взвешивания багажа, которого было немеряно — в те времена на одного человека полагалось 30 кг только бесплатного провоза. От смертоубийства в этих очередях спасало только то, что все в них друг друга знали — население маленьких поселков редко превышало тысячу человек. Впрочем, регистрация ничего не гарантировала — вас могли развернуть прямо от самолета, так как за время посадки погода могла легко поменяться. От самой посадки осталось детское впечатление — очень, очень холодно. Пассажиры довольно долго стояли перед самолетом на якутском морозе, сбившись для тепла в плотную кучку. Впрочем, в самолете было ненамного теплее. Иногда к входу подъезжала техническая машина, из которой в салон пробрасывали воздуховод с теплым воздухом, немного нагревая воздух в самолете. Рано или поздно посадка заканчивалась, двери закрывались, двигатели разогревались и самолет выруливал на взлетную полосу, по которой ветер гнал поземку. Самолет, подпрыгивая, разгонялся и взлетал. Пассажиров охватывала почти эйфория — через каких-то 2,5 часа вы были бы дома. Для большинства пассажиров самый маленький город в стране на краю земли был именно домом. В 1978 году мой отец построил в Певеке взлетную полосу первого класса, способную принимать все виды самолётов. Думаю, в таких широтах ничего подобного не строили, да и вряд ли построят в обозримое время. Это был подвиг, но подвиги в то время были обычным делом — почти все родители моих одноклассников были героями. 25 февраля 1979 года состоялся первый технический рейс самолёта Ту-154 по маршруту Внуково—Певек с промежуточной часовой посадкой для дозаправки в Норильске. Полёт до Норильска занимал 3 часа 50 минут (2872 км), от Норильска до Певека 4 часа 10 минут. За время полета пассажиры обеспечивались 2-х разовым питанием. Стоимость полета от Внуково до Певека на Ту-154 составила 178 рублей 50 копеек. А слово «Чокурдах» стало паролем, по которым коренные певекчане безошибочно опознавали своих. P.S. На фотографии современный аэропорт Чокурдаха, но она немного передает старую атмосферу. Если у кого есть старые фотографии аэропорта, а особенно, фотографии внутри здания, буду очень благодарен, если поделитесь. Пишите также воспоминания о тех временах — включу в книжку, которую надеюсь когда-нибудь написать.
    680 комментариев
    2.2K классов
    Свинина: стоит ли есть это жирное мясо Свинина — отличный источник белка. Выбирая менее жирные куски, вы вполне можете есть свинину регулярно. Однако полезно ли это мясо в принципе?
    4 комментария
    10 классов
    В средневековой Англии проказа передавалась между белками и людьми Ученые из Базельского университета проанализировали останки 25 человек и 12 обыкновенных белок, которые жили в Винчестере между IX и XIV веками. В этом небольшом английском городке располагался средневековый лепрозорий. На изучаемых человеческих костях были обнаружены следы проказы. На беличьих костях также наблюдались признаки воспаления. По словам ученых в Средние века проказа передавалась между людьми и белками. Однако точно нельзя сказать, заражали ли белки людей или же наоборот. Средние века — пожалуй, один ,из самых страшных периодов истории
    1 комментарий
    2 класса
    По внешности и убранству кают Titanic II будет практически точной копией оригинального корабля. Работа над его созданием начнется в 2025 году.
    5 комментариев
    1 класс
    Китай первый раз запустил экологически чистую ракету-носитель Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники впервые осуществила запуск экологически чистой ракеты нового поколения CZ-6C. Жидкотопливная двухступенчатая ракета «Чанчжэн-6-си» вывела на орбиту 4 спутника, стартовав с космодрома Тайюань. Космическая программа в Китае, похоже, реализуется полным ходом!
    1 комментарий
    12 классов
    «Атаман» с секретом: откуда у этого пикапа ГАЗ одна интересная особенность дизайна Семейство внедорожников и пикапов, выпускавшееся малой серией в Нижнем Новгороде в 1990-х, отличалось примечательной деталью внешности — высокой кабиной с почти вертикальным лобовым стеклом.
    16 комментариев
    256 классов
    #цифра_дня
    3 комментария
    4 класса
    Автомобильные войска: чем они занимаются и почему от них зависит успех любой военной кампании Нет, они не гоняются за врагом на суперкарах, подобных бэтмобилям. Вообще этому роду войск не свойственна зрелищность. Однако от них зависит очень многое.
    1 комментарий
    11 классов
    В помощь садоводу: лучшие натуральные удобрения, которые всегда легко найти Свои овощи и фрукты всегда вкуснее магазинных. В чем же дело? Может быть, в них просто вложено много стараний и любви? Или все дело в натуральных удобрениях?
    1 комментарий
    2 класса
    Почему нельзя кидать монеты в двигатели самолета Попытка «на удачу» бросить монету в самолетный двигатель чревата не только наказанием по закону, но и реальной опасностью для пассажиров лайнера и окружающих.
    5 комментариев
    11 классов
Клещи особенно любят вторую группу крови человека
Ученые из Университета Масарика в Чехии узнали, что клещи, переносящие болезнь Лайма или боррелиоз, особенно любят лакомиться кровью группы А (II).
Меньше всего членистоногим приглянулась группа B (III) — ее предпочли только 15% клещей, над которыми проводились эксперименты.
Все свою группу помнят? Напряглись?
Отнюдь не безобидное хобби: как просмотр сериалов сезонами влияет на ваше здоровье
Уже который год сериалы на равных соревнуются с кинотеатрами, и все повышают качество съемки. Но, как выяснили медики, возможно, стоит дозировать просмотр сериалов и не сидеть часами перед экраном.
Свинина: стоит ли есть это жирное мясо
Свинина — отличный источник белка. Выбирая менее жирные куски, вы вполне можете есть свинину регулярно. Однако полезно ли это мясо в принципе?
По внешности и убранству кают Titanic II будет практически точной копией оригинального корабля. Работа над его созданием начнется в 2025 году.
  • Класс
10 мая - Вceмиpный дeнь движeния «Зa здopoвьe»
techinsider

TechInsider

В средневековой Англии проказа передавалась между белками и людьми
Ученые из Базельского университета проанализировали останки 25 человек и 12 обыкновенных белок, которые жили в Винчестере между IX и XIV веками.
В этом небольшом английском городке располагался средневековый лепрозорий. На изучаемых человеческих костях были обнаружены следы проказы. На беличьих костях также наблюдались признаки воспаления.
По словам ученых в Средние века проказа передавалась между людьми и белками. Однако точно нельзя сказать, заражали ли белки людей или же наоборот.
Средние века — пожалуй, один ,из самых страшных периодов истории
  • Класс
techinsider

TechInsider

В помощь садоводу: лучшие натуральные удобрения, которые всегда легко найти
Свои овощи и фрукты всегда вкуснее магазинных. В чем же дело? Может быть, в них просто вложено много стараний и любви? Или все дело в натуральных удобрениях?
  • Класс
techinsider

TechInsider

Часто нас обманывают поддельными снимками. Чтобы отличить фейк от правды, можно воспользоваться легким и проверенным способом.
techinsider

TechInsider

Автомобильные войска: чем они занимаются и почему от них зависит успех любой военной кампании
Нет, они не гоняются за врагом на суперкарах, подобных бэтмобилям. Вообще этому роду войск не свойственна зрелищность. Однако от них зависит очень многое.
  • Класс
Показать ещё