Шеф-повар, винтовая лестника и спальные места: чем удивлял иностранцев авиалайнер Ту-114 К середине 1950-х авиационная промышленность СССР окрепла настолько, что решила на равных побороться за место на международных авиалиниях. На равных? Нет-нет – советские авиаторы хотели поразить буржуев размахом и роскошью, чтобы ихние «Боинги» и «Локхиды» позеленели от зависти.
    1 комментарий
    6 классов
    А вы знаете, что такое Чокурдах? Главный редактор «Популярной механики» Александр Грек рассказывает 👇 ЧОКУРДАХ Существует слово-пароль, по которому жители восточной Арктики 1960-1970-х годов безошибочно вычисляют друг друга — «Чокурдах». Название микроскопического якутского арктического аэропорта 3 класса в устье Индигирки. Аэропорт был построен в начале Великой отечественной войны для обеспечения воздушной трассы Аляска-Сибирь, по которой перегонялись самолеты, поставляемые Америкой по ленд-лизу. После войны он стал одним из звеньев маленьких арктических аэропортов, по которой можно было добраться в отдаленные поселки за полярным кругом. Например, в 60-х годах прямой рейс из Внуково Москва-Певек, выполнявшийся на самолете Ил-14, официально длился 22 часа и проходил с кучей промежуточных посадок с дозаправками: Москва — 990 км — Архангельск — 1073 км — Амдерма — 777 км — Диксон — 740 км — Хатанга — 304 км — мыс Косистый — 669 км — Тикси — 693 км — Чокурдах — 860 км — Певек. При идеальной летной погоде, которой в Арктике почти не бывает. Поэтому маршрут редко укладывался менее, чем в неделю, и легко можно было застрять в пути и на месяц. В середине 60-х годов в Арктику пришли пассажирские Ил-18 — одни из самых надежных и невероятных самолетов, выпущенных в СССР. Это были уникальные машины — с лучшим на то время навигационным оборудованием, возможностью совершать длительный полет при отказе одного из четырех двигателей, и невероятной способностью садиться почти на неприспособленные аэродромы. Достаточно сказать, что до 80-х годов он штатно садился на лёд Колымы в Черском, базе полярной авиации. С появлением Ил-18 дорога в Певек сильно сократилась. Теперь Ил-18 взлетал во Внуково, дозавправлялся в Норильске или Хатанге, и брал курс на Чокурхах — единственный аэропорт в регионе, который мог принять этот самолет. Несмотря на современное по тем временам навигационное оборудование, каждый рейс в арктических широтах был для экипажа серьезным испытанием, не зря лётчики полярной авиации составляли отдельную элитную касту пилотов. Отсутствие надежного наземного радиолокационного контроля заставляли штурманов (на севере это была героическая и уважаемая профессия) на Ил-18 изрядно потрудиться в заполярных рейсах. В ход шли всполохи на экране локатора от заветных брошенных барж, сотен пустых железных бочек, разбросанных у буровых. Бывало, что от Норильска до Чокурдаха штурман при сильном сносе не отрывался от "сапога" — так звали индикатор локатора и навигационной линейки НЛ-10 целые часы при полнейшем молчаливом к себе почтении всего экипажа, не без волнения ждавшего, пока штурман оторвет лоб от "сапога" и выкрикнет: «Курс такой-то!» или «На курсе». Ощущение от посадки на старую и неровную, оставшуюся после войны, полосу в Чокурдахе было еще то — все стыки и неровности бетонных плит пассажиры ощущали на себе, но это никого не расстраивало — радость от завершения полета перевешивало все неприятные ощущения. Не было и особого страха — вера в профессионализм полярных пилотов была абсолютной. Именно в Чокурдахе людей, впервые очутившихся в Арктике ждал первый шок — здесь заканчивалась цивилизация. Вместо привычного стандартного аэропорта вас встречал покосившийся деревянный барак, как правило, под завязку заполненный транзитными пассажирами. Дальше людей развозили вертолетами, самолетами Ан-2, Ан-24, Ил-18 и, «роллс-ройсом» полярного мира — реактивным Як-40. Эти самолеты могли взлетать и садится практически на любое грунтовое покрытие (а другого в те времена и не было), но обладали довольно примитивным навигационным оборудованием и требовали для выполнения рейса хорошей погоды как в аэропорту вылета, так и в конечной точке маршрута. И выполнить это условие было чрезвычайно трудно — ожидание летной погоды могло тянуться неделями, были и месячные рекорды. И все это время люди ютились в маленьком бараке аэропорта. Туалет «типа сортир» располагался на улице и зимой, на знаменитых якутских морозах, мгновенно превращался в сталактит из застывшей мочи, но другой альтернативы не было. Сидячих мест на всех не хватало, и поэтому люди располагались на всех свободных участках пола, сооружая из чемоданов небольшие лежаки для маленьких детей. В углу был небольшой буфет, где продавались небольшие куски жареной оленины, напоминающую старые подошвы. Мне почему-то запомнились перебои с питьевой водой — пассажиры набирали для заварки чая в жестяные кружки воду из батарей отопления. В буфете продавалась и водка, поэтому периодически открывалась входная дверь, обитая войлоком, и в облаке пара в здание вваливались пьяные якуты, которым местные запредельные морозы были нипочем. Люди кучковались по своим конечным пунктам назначения, коротая часы в рассказах о проведенном отпуске и делясь с общими детьми остатками еды. Важно было не пропустить объявление посадки на рейс — громкой связи не было и опоздание грозило катастрофой. Особым авторитетом пользовались люди, связанные с полярной авиацией — они могли заходить к пилотам с диспетчерами, снабжая остальных пассажиров слухами о летной или нелетной погоде. В какой-то момент все вскакивали и занимали очередь к единственной стойке регистрации и гигантским весами для взвешивания багажа, которого было немеряно — в те времена на одного человека полагалось 30 кг только бесплатного провоза. От смертоубийства в этих очередях спасало только то, что все в них друг друга знали — население маленьких поселков редко превышало тысячу человек. Впрочем, регистрация ничего не гарантировала — вас могли развернуть прямо от самолета, так как за время посадки погода могла легко поменяться. От самой посадки осталось детское впечатление — очень, очень холодно. Пассажиры довольно долго стояли перед самолетом на якутском морозе, сбившись для тепла в плотную кучку. Впрочем, в самолете было ненамного теплее. Иногда к входу подъезжала техническая машина, из которой в салон пробрасывали воздуховод с теплым воздухом, немного нагревая воздух в самолете. Рано или поздно посадка заканчивалась, двери закрывались, двигатели разогревались и самолет выруливал на взлетную полосу, по которой ветер гнал поземку. Самолет, подпрыгивая, разгонялся и взлетал. Пассажиров охватывала почти эйфория — через каких-то 2,5 часа вы были бы дома. Для большинства пассажиров самый маленький город в стране на краю земли был именно домом. В 1978 году мой отец построил в Певеке взлетную полосу первого класса, способную принимать все виды самолётов. Думаю, в таких широтах ничего подобного не строили, да и вряд ли построят в обозримое время. Это был подвиг, но подвиги в то время были обычным делом — почти все родители моих одноклассников были героями. 25 февраля 1979 года состоялся первый технический рейс самолёта Ту-154 по маршруту Внуково—Певек с промежуточной часовой посадкой для дозаправки в Норильске. Полёт до Норильска занимал 3 часа 50 минут (2872 км), от Норильска до Певека 4 часа 10 минут. За время полета пассажиры обеспечивались 2-х разовым питанием. Стоимость полета от Внуково до Певека на Ту-154 составила 178 рублей 50 копеек. А слово «Чокурдах» стало паролем, по которым коренные певекчане безошибочно опознавали своих. P.S. На фотографии современный аэропорт Чокурдаха, но она немного передает старую атмосферу. Если у кого есть старые фотографии аэропорта, а особенно, фотографии внутри здания, буду очень благодарен, если поделитесь. Пишите также воспоминания о тех временах — включу в книжку, которую надеюсь когда-нибудь написать.
    557 комментариев
    2.1K класса
    У мужчины из Бельгии редкое заболевание: его организм сам вырабатывает алкоголь Дело против бельгийца, обвиненного в вождении в нетрезвом виде, прекратили. Все из-за того, что у него необычное заболевание — синдром автопивоварни, иначе — синдром ферментации кишечника. Из-за болезни в организме мужчины вырабатывается большое количество этанола. Это происходит из-за определенных бактерий или дрожжей. Люди с этим заболеванием часто испытывают симптомы, обычно связанные с алкогольной интоксикацией: головокружение, похмелье, сухость во рту, чрезмерная отрыжка, тошнота и невнятная речь. Ни удовольствия, ни прав, еще и похмелье — такой жизни не позавидуешь
    3 комментария
    5 классов
    Вирусов «от комаров и клещей» стало больше Роспотребнадзор сообщает, что обнаружено 47 новых вирусов у комаров и 14 — у клещей. На данный момент они изучаются в научно-исследовательских организациях и, «по предварительным данным, рисков не несут».
    2 комментария
    11 классов
    Близорукость достигает уровня эпидемии: совсем скоро половина населения будет носить очки Исследования показывают, что к 2050 году, если нынешние тенденции сохранятся, близорукостью будут страдать 49,8% людей во всем мире. Для сравнения, в 2000 году этот показатель был на уровне 23%, а в некоторых странах и того меньше — около 10%.
    1 комментарий
    2 класса
    «На святом духе ездим»: как работал русский локомотив-духоход – без угля, нефти и электричества Не совсем на святом духе, конечно, а на сжатом воздухе – вы, наверное, уже догадались. Зачем петербургскому инженеру понадобилось изобретать новый тип локомотива в те времена, когда паровоз уже доказал свою эффективность?
    3 комментария
    38 классов
    Страшная цена: во сколько жизней обошлась первая высадка человека на Луну Полвека назад НАСА лихорадочно готовилось к высадке на Луну в гонке против СССР. Как мы знаем, Америка в итоге вышла победителем, правда, за ту победу Штаты дорого заплатили, и речь не только о деньгах. Астронавты, наземные бригады и рабочие НАСА, десятки летчиков-испытателей — многие из них погибли, прежде чем Нил Армстронг сделал тот самый шаг по пыльной поверхности спутника Земли.
    8 комментариев
    8 классов
    Новое исследование показало, что легкие прогулки от дома до метро и подъем на свой этаж по лестнице могут снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний.
    1 комментарий
    5 классов
    Лосиная трасса и тапка в пол: как обучают водителей в Швеции ​​​​​​​Россияне, жившие в Швеции и сдававшие на водительские права в этой стране, рассказывают интересные вещи. Скандинавские автошколы строят обучение совершенно иначе, нежели российские.
    1 комментарий
    7 классов
    Здоровье космонавтов может быть под угрозой: на МКС мутировала опасная бактерия Бактерия Enterobacter bugandensis, мутировав, приобрела устойчивость к антибиотикам, научилась размножаться в космосе. Более того, у нее появилось что-то вроде разума. Enterobacter bugandensis обнаружили в туалете и на тренажере — всего на МКС было выделено 13 штаммов этой бактерии. И аналогов того, что появилось в космосе, на нашей планете нет... Бактерия представляет опасность для людей со сниженным иммунитетом. Она может вызвать инфекции мочевыводящих путей, кожи, нижних дыхательных путей, септический артрит, эндокардит.
    12 комментариев
    21 класс
Они нашли жизнь! Ученые рассказали про суперземлю
На расстоянии 120 световых лет от Земли расположена планета К2-18b. И исследователи из Университета Кембриджа предполагают, что там может существовать жизнь.
Органические соединения, которые нашли на суперземле, могут быть свидетельством присутствия живых организмов.
Шеф-повар, винтовая лестника и спальные места: чем удивлял иностранцев авиалайнер Ту-114
К середине 1950-х авиационная промышленность СССР окрепла настолько, что решила на равных побороться за место на международных авиалиниях. На равных? Нет-нет – советские авиаторы хотели поразить буржуев размахом и роскошью, чтобы ихние «Боинги» и «Локхиды» позеленели от зависти.
  • Класс
Как «Жигули» превратились в «Лады»
Новопостроенному Волжскому автозаводу долго и тщательно выбирали название бренда, рассмотрев десятки тысяч наименований, и все равно упустили важный момент.
В США сообразительные женихи и невесты используют ChatGPT, чтобы спланировать свадьбы
Невероятные суммы денег, которые просят свадебные организаторы, молодожены решили не тратить.
Вместо этого они отправляются к искусственному интеллекту — он даже бюджет помогает спланировать.
Хороший тамада. И конкурсы интересные
techinsider

TechInsider

У мужчины из Бельгии редкое заболевание: его организм сам вырабатывает алкоголь
Дело против бельгийца, обвиненного в вождении в нетрезвом виде, прекратили. Все из-за того, что у него необычное заболевание — синдром автопивоварни, иначе — синдром ферментации кишечника.
Из-за болезни в организме мужчины вырабатывается большое количество этанола. Это происходит из-за определенных бактерий или дрожжей.
Люди с этим заболеванием часто испытывают симптомы, обычно связанные с алкогольной интоксикацией: головокружение, похмелье, сухость во рту, чрезмерная отрыжка, тошнота и невнятная речь.
Ни удовольствия, ни прав, еще и похмелье — такой жизни не позавидуешь
  • Класс
techinsider

TechInsider

Близорукость достигает уровня эпидемии: совсем скоро половина населения будет носить очки
Исследования показывают, что к 2050 году, если нынешние тенденции сохранятся, близорукостью будут страдать 49,8% людей во всем мире. Для сравнения, в 2000 году этот показатель был на уровне 23%, а в некоторых странах и того меньше — около 10%.
techinsider

TechInsider

Лосиная трасса и тапка в пол: как обучают водителей в Швеции
​​​​​​​Россияне, жившие в Швеции и сдававшие на водительские права в этой стране, рассказывают интересные вещи. Скандинавские автошколы строят обучение совершенно иначе, нежели российские.
techinsider

TechInsider

«ТехИнсайдер» в партнерстве со Школой управления СКОЛКОВО организовали лекторий «Космос: ближе, чем кажется», где спикеры поделились своим видением будущего космической индустрии, порассуждали о связи частных компаний и большой науки и даже о поисках новой жизни.
techinsider

TechInsider

Новое исследование показало, что легкие прогулки от дома до метро и подъем на свой этаж по лестнице могут снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Показать ещё