Автор: АбдуРрахман ибн Насир ибн Саади, да смилуется над ним Аллах (1307 – 1376 гг. х.)
Скачать книгу:
pdf: https://vk.cc/68ydSr docx: https://vk.cc/68ydYp Читать: https://jpst.it/S54q Оглавление:
Вступление.
Первый пример. [Вера в Аллаха и то, что было ниспослано посланникам Аллаха].
Второй пример. [Польза и мудрость намаза, заката, поста и хаджа].
Третий пример. [Соблюдение единства мусульман, и запрет раскола].
Четвертый пример. [Милосердие и проявление добра к людям].
Пятый пример. [Ислам религия соответствующая здравому разуму].
Шестой пример. [Призыв к одобряемому, и удержание от порицаемого].
Седьмой пример. [Дозволенность торговли и других взаимоотношений между людьми и запрет того что ведет к вреду людям в этих сделках].
Восьмой пример. [Дозволенность всего, кроме того, что приносит вред религии, разуму, телу и имуществу человека].
Девятый пример. [Установление прав людей, как право родителей, соседей, детей и т.д.].
Десятый пример. [Наследство и завещание покойного].
Одиннадцатый пример. [Наказание за преступление].
Двенадцатый пример. [Лишение прав на распоряжение имуществом, для сохранения имущества].
Тринадцатый пример. [Инструменты для сохранения прав людей].
Четырнадцатый пример. [Благодеяние своим имуществом, при этом ты получаешь награду у Аллаха, а имущество к тебе возвращается, как например дать деньги долг и т.д.].
Пятнадцатый пример. [Правила для решения спорных вопросов].
Шестнадцатый пример. [Призыв советоваться с людьми].
Семнадцатый пример. [Забота о мирской и духовной жизни человека].
Восемнадцатый пример. [Знание и религия призваны подправлять власть].
Девятнадцатый пример. [Шариат Аллаха пригоден для всех времен и мест].
Двадцатый пример. [Победа Ислама, и его распространение, не смотря на козни врагов].
Двадцать первый пример, объединяющий в себе все сказанное ранее.
_______________________________________________
[Название глав в квадратных скобках в оригинале отсутствует, добавлены они для пользы].
_______________________________________________
Вступление.
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милующего!
Всей хвалы достоин лишь Аллах, Его мы восхваляем, Его молим о помощи и прощении, перед Ним каемся и к Нему прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллах наставляет на верный путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он оставляет без руководства, того никто не наставит! Я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, не имеющего сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник, да пребудут над ним благословения и многочисленные приветствия Аллаха!
А затем: Религия Ислам, с которой явился в мир Мухаммад, да благословит его Аллах и при-ветствует, — самая совершенная и лучшая, самая высокая и великая из всех религий. Содержа-щиеся в ней прекрасные достоинства, совершенство, праведность, порядок, милость,
справедливость и мудрость являются подтверждением абсолютного совершенства Аллаха, Его всеобъемлющего знания и бесконечной мудрости. Также они являются подтверждением того, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — истинный посланник Аллаха, правдивый и получавший правду, который не говорил по пристрастию, ибо произносимое им было «не иначе как внушаемым ему откровением» (Ан-Наджм, 53: 3,4).
Исламская религия является самым непреложным и великим доводом, доказывающим единственность Аллаха и принадлежность Ему всякого абсолютного совершенства, и
подтверждающим истинность посланнической миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его правдивость.
Целью данного моего разъяснения является доведение до людей известных мне преимуществ этой великой религии. Признавая безусловную недостаточность моих знаний для того, чтобы раскрыть даже часть того величия, той красоты и того совершенства, которые содержатся в Исламе, и осознавая слабость моей способности излагать мысль для того, что разъяснить все это даже в общем, не говоря уже о подробном изложении, я, вместе с тем, следую правилу, что при невозможности достичь чего-то полностью или дойти в чем-то до предельной точки, все же не стоит отказываться от осуществления той части, которая тебе по силам, ибо Аллах не возлагает на душу то, что сверх ее возможностей, и Он сказал: «Бойтесь Аллаха по мере ваших возможностей» (Ат-Тагабун, 64:16).
Мое решение осветить эту тему объясняется тем, что ее познание заключает в себе целый ряд преимуществ и польз, а именно:
1. Посвящение времени этой теме, которая является самой почетной и важной, — одно из лучших праведных деяний. Ее постижение и изучение, размышление над ней, использование всех путей, ведущих к ее познанию, — лучшее, чем может занять себя раб Всевышнего. Часы, которые ты потратишь на нее, выступят в твою пользу, а не против тебя.
2. Признавать милости, дарованные Аллахом, и рассказывать о них приказано Аллахом и Его посланником, и это входит в число самых великих праведных деяний. Вне всякого сомнения, исследование данной темы является формой признания самой великой из милостей, оказанных Аллахом Его рабам, рассказом и размышлением о ней. Эта милость — религия Ислам, кроме которой Аллах ни от кого не принимает в качестве религии ничего другого. Рассказ о ней представляет собой выражение благодарности Аллаху за нее и желание получить еще большую долю ее долю.
3. Люди очень сильно отличаются друг от друга по степени веры и уровню ее совершенства. Чем больше кто-либо знает об этой религии, чем сильнее ее возвеличивает, чем больше радуется ей и восторгается ее великолепием, тем совершеннее его вера и прочнее убежденность, поскольку указанные свойства служат очевидным показателем отношения человека ко всем столпам и основам веры.
4. К самым главным способам призыва людей к Исламу относится разъяснение им его красоты и достоинств, которые принимаются и признаются каждым, кто обладает здравым умом и неискаженным естеством. Если за призыв к этой религии возьмутся мужи, способные разъяснять людям ее истинную сущность и указывать им заключенную в ней пользу, то этого будет вполне достаточно для привлечения их к ней, поскольку призываемые увидят, что Ислам отвечает религиозным и мирским интересам и обеспечивает внешнюю и внутреннюю праведность. Это избавит от необходимости опровергать несостоятельные аргументы оппонентов Ислама или вскрывать пороки религии тех, кто ему противится, потому что Ислам сам по себе является опровержением всяким ложным аргументам, выдвигаемым против него. И как может быть иначе, если он представляет собой истину, сопряженную с ясным разъяснением и непреложными доводами, ведущими к убежденности?! Раскрытие некоторых фактов об этой религии — самый главный аргумент, побуждающий к ее принятию и заставляющий отдать ей предпочтение перед всеми другими учениями.
5. Достоинства исламской религии проявляются во всех ее аспектах и доводах, в ее общих и частных положениях, в предоставляемых ею знаниях, связанных как с религиозным законами и нормами, так и с мирозданием и социальными вопросами. В данной работе я не ставлю своей целью охватить и проанализировать все эти сферы, поскольку ее реализация требует очень обширного изложения. Моя цель заключается лишь в приведении нескольких полезных примеров, которые послужат указателем на отношение Ислама к остальным вопросам и приоткроют дверь для желающих в нее войти. Эти примеры подобраны так, что касаются разных областей религии: общих (основных) положений и частных (практических) установлений, обрядов поклонения и вопросов взаимоотношений между людьми. Я приступаю к их упоминанию, полагаясь на помощь Аллаха и надеясь, что Он направит и научит меня, раскроет для меня сокровищницы Его щедрот и великодушия, благодаря чему придут в порядок мои дела, и будут верными мои слова и поступки.
_______________________________________________
Первый пример. [Вера в Аллаха и то, что было ниспослано посланникам Аллаха].
Исламская религия зиждется на основах веры, упомянутых в словах Всевышнего:
«Скажите: “Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся”» (Аль-Бакара, 2:136).
Эти великие основы, приказанные Аллахом Его рабам, представляют собой те самые принципы, которых придерживались все пророки и посланники. Они заключают в себе величайшие знания и убеждения, выражающиеся в вере во все, что сообщил о Себе Всевышний устами Своих посланников, и в приложении всех усилий для снискания Его довольства.
•Религия, основанием которой является вера в Аллаха, а плодом — усердное стремление ко всему, что Он любит и чем доволен, и искреннее посвящение этого усердия только Ему — разве можно представить себе религию лучше, величественнее и достойнее этой?!
•Религия, повелевающая верить во все, что дано Божьим пророкам, принимать и подтверждать их посланническую миссию, признавать истину, с которой они явились от их Господа, не проводить различия между ними, твердо веря, что все они — правдивые посланцы Аллаха и Его искренние поверенные, — какое возражение или порочение может быть направлено в ее сторону?!
•Эта религия повелевает все истинное, признает всякую правду, подтверждает все религиозные истины, опирающиеся на Откровение, данное Аллахом Его посланникам, соглашается со всеми полезными истинами и фактами, на которые указывают здравый разум и неизвращенное естество. Она ни в каком виде не отвергает истину, не признает ложь, не подвергается влиянию неправды. Она является критерием и эталоном, по которому судят об истинности или ложности воззрений всех остальных религий.
•Эта религия повелевает прекрасные деяния, благородные нравственные качества, печется об интересах людей, побуждает к справедливости, великодушию, милосердию и добру, строго запрещает беззаконие и несправедливые притеснения, посягательство без права, низкие нравственные черты. Любое совершенное качество или деяние, одобренное пророками и посланниками, непременно одобряется и утверждается ею; все вещи, несущие пользу религиозной или мирской жизни людей, к которым призывают религиозные учения и
законодательства, обязательно нашли место среди ее наставлений. Напротив, все, что может принести людям вред, нашло отражение в установленных ею запретах, и она приказывает отдалиться от этого.
Таким образом, убеждения, предписанные этой религией, таковы, что именно они очищают сердца, исправляют души, формируют благородные нравственные черты и побуждают к
прекрасным деяниям.
_______________________________________________
Второй пример. [Польза и мудрость намаза, заката, поста и хаджа].
Самыми главными предписаниями Ислама после веры являются: совершение молитвы (салят, намаз), выплата очистительной милостыни (закят), пост в месяц Рамадан (саум Рамадан) и паломничество к Заповедному Дому (хадж).
Задумайтесь об этих великих предписаниях, их огромной пользе, усердии ради довольства Всевышнего, к которому они обязывают, наградах в земной и вечной жизнях, к которым они ведут.
•Задумайтесь о том, что заключает в себе молитва, а это: искренность в отношении Аллаха, полная устремленность к Нему, Его восхваление, мольба к Нему, смиренная покорность Ему. Она также необходима для древа веры, как необходимы для сада уход и полив: если бы не молитва, совершаемая на протяжении дня несколько раз, то высохло бы дерево веры, зачахли его ветви. Но благодаря тем видам служения Создателю, которые она в себя включает, дерево веры растет и обновляется. Также необходимо учесть, что молитва занимает человека поминанием Аллаха, а это превыше всего, и удерживает от мерзостей и порицаемых поступков.
•Задумайся о мудрых предназначениях закята, о том, что его выплата способствует приобретению человеком таких благородных черт, как щедрость и великодушие, и отдаляет его от низких и презренных качеств, о том, что закят является выражением благодарности Аллаху за Его дары, оберегает имущество от материального и морального ущерба, представляет собой благодеяние к людям и сочувствие к нуждающимся, помогает решению насущных проблем людей.
Закят заключает в себе избавление бедняков и малоимущих от нужды, помогает делу распространения религии и обеспечению глобальных жизненных интересов мусульманского общества, препятствует распространению бедности и увеличению количества бедняков. Закят является проявлением доверия Аллаху, убежденности в том, что Он даст взамен потраченного лучшее, надежды на Его награду и веры в Его обещание.
•Что касается поста, то он приучает душу к отказу от любимых и привычных для неё вещей ради любви и приближения к Аллаху, вырабатывает в человеке стойкость, силу воли и терпение. Пост помогает укрепить искренность как побудительный мотив, воплотить превознесение любви к Аллаху над любовью к самому себе. По этой причине, пост принадлежит исключительно Аллаху: Он отнес его к Себе и поставил его у Себя на особое место среди всех остальных деяний.
•Что касается хаджа, то он включает в себя трату имущества, перенесение сложностей, встречу с возможными опасностями и трудностями — и все это ради обретения благосклонности Всевышнего, возможности быть Его гостем, раболепного служения Ему в Его доме и Его святых местах. Разнообразные виды поклонения в этих обрядовых долинах — это трапезы, накрытые Создателем для Его рабов, для гостей, прибывших к Его дому.
Перечисленные обряды содержат в себе возвеличивание Всевышнего, абсолютное подчинение Ему, напоминание о состояниях, пережитых пророками и посланниками, людьми избранными и очищенными, которое укрепляет веру в них и делает сильной любовь к ним.
Данные обряды способствуют знакомству мусульман друг с другом, объединению их на одном слове, обеспечению согласия между ними в вопросах, касающихся их интересов — общих и частных, и многому другому, что невозможно перечислить. Все это относится к самым прекрасным достоинствам религии и самым значимым пользам, получаемым верующими.
Упомянутое нами является лишь кратким указанием, призванным обратить внимание читателя на обсуждаемый предмет.
_______________________________________________
Третий пример. [Соблюдение единства мусульман, и запрет раскола].
Им является то, что Законодатель приказал мусульманам непременное соблюдение единства и сплоченности и побудил их к этому, и запретил им раскол и разобщенность и предостерег их от этого.
Большое количество религиозных текстов Корана и Сунны содержат указание на этот важный принцип. Любой мало-мальски разумный человек понимает полезность данного повеления, вытекающие из него религиозные и мирские выгоды и устраняемый им вред.
Также небезызвестно, что это является основным стержнем, вокруг которого вращается духовная сила, построенная на истине.
Бесспорным фактом является и присущее мусульманам в начале Ислама неукоснительное следование религии, их благое положение и величие, которых в такой степени не достигал никто, кроме них, что объясняется их приверженностью этому принципу, подлинным его соблюдением и крепкой убежденностью в том, что он является духом их религии.
Яснее понять сказанное поможет следующий (четвертый) пример.
_______________________________________________
Четвертый пример. [Милосердие и проявление добра к людям].
Поистине, Ислам — религия милосердия, благодати и совершения добра, побуждающая приносить пользу человечеству.
Присущие этой религии милосердие, побуждение к хорошему обхождению с людьми, призыв к совершению добра, запрещение всего, что противоречит этому, — вещи, которые сделали ее светом и сиянием во мраке беззакония, притеснения, дурного обхождения и попирания неприкосновенных прав.
Именно эти вещи привлекли к Исламу сердца людей, бывших до знакомства с ним его злейшими врагами, и они вошли под его благодатную сень.
Ислам проявил сочувствие и благожелательность к своим последователям так, что милосердие, снисходительность и доброта стали изливаться из их сердец на их слова и поступки, и распространились на врагов этой религии, заставив их превратиться в ее друзей. Среди них были те, кто вошел в нее посредством мудрого и проницательного разума и силы интуиции, и те, кто подчинился ей и устремился к ее установлениям, отдав им предпочтение перед законами своих единоверцев, потому что нашел в них справедливость и милосердие.
_______________________________________________
Пятый пример. [Ислам религия соответствующая здравому разуму].
Ислам — это религия мудрости, религия соответствия здравому естеству, религия разума, благого порядка и счастья.
Данное утверждение доказывается заключенными в исламской религии общими (основными) и частными законоположениями, которые принимаются естеством и разумом. Здравый разум подчиняется этим установлениям, побуждаемый видением их истинности и правильности, совершенства и прекрасной упорядоченности, их применимости и пригодности для любой эпохи и любого места.
Все сообщения, переданные Исламом, являются истиной и правдой, и никак не могут быть опровергнуты или поставлены под сомнение сведениями, которые были получены в прошлом или станут известными в будущем. Они поддерживаются и подтверждаются всеми истинными науками и знаниями, что служит неопровержимым доказательством их правдивости.
Беспристрастные исследователи удостоверились в том, что Коран содержит ясное, несомненное указание на любое полезное знание — религиозное, мирское или политическое.
В исламском вероуставе (шариате) нет ничего, что здравый разум мог бы счесть несостоятельным. Напротив, всякий чистый рассудок свидетельствует о его правдивости, полезности и благотворности.
Все повеления и запреты Ислама справедливы и не имеют ничего общего с беззаконием и несправедливостью. Что бы ни приказал Ислам, оно непременно несет абсолютное благо и чистую пользу, либо благо и польза являются в нем преобладающими. Что бы он ни запретил, это непременно является чистым злом и вредом, либо вред этого преобладает над пользой.
Чем больше размышляет разумный человек над его установлениями, тем больше верит в данное утверждение и убеждается в том, что Ислам — учение, снизошедшее от Мудрого и Достохвального Творца.
_______________________________________________
Шестой пример. [Призыв к одобряемому, и удержание от порицаемого].
Принесенные этой религией борьба на пути Всевышнего, повеление призывать людей ко всему одобряемому и удерживать их от всего порицаемого.
Борьба на пути Всевышнего, с которой пришел Ислам, подразумевает отведение агрессии тех, кто покушается на права этой религии и на возможность призыва к ней. И это самый лучший вид борьбы, потому что ею движут не алчность и не корыстные цели.
Всякий, кто обратит внимание на доводы этой основы и познакомится с историей отношения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников к их врагам, поймет, что джихад входит в категорию необходимых вынужденных мер и служит средством для отражения агрессии преступников.
То же самое касается призыва к одобряемому и удержания от порицаемого: нормальное существование этой религии невозможно без настоящего соблюдения ее приверженцами установленных ею принципов и положений, без подчинения ее повелениям, которые несут в себе максимум пользы и блага, и без отстранения от запрещенных ею вещей, которые приносят максимум зла и нечестия. Призыв к одобряемому и удержание от порицаемого необходимы для соблюдения мусульманами всех этих рамок, поскольку души, которым свойственна греховность, могут склонить часть людей отважиться на нарушение некоторых запретов Всевышнего и небрежное отношение к выполнению предписанных обязанностей. Вот почему повеление людям одобряемого и удержание их от порицаемого относятся к самым важным достоинствам религии, самым необходимым факторам для ее существования. Этот исламский принцип обеспечивает исправление и воспитание членов исламской общины, отклонившихся от праведности, их отведение от порочного и побуждение к высокому. Если же предоставить этим людям, которые обязались соблюдать религию и придерживаться ее установлений и предписаний, полную свободу, то это будет самой великой несправедливостью по отношению к ним и принесет им и всему обществу безусловный вред, особенно, если речь идет о правах, соблюдение которых является обязательным с точки зрения религии, разума и сложившихся традиционных представлений.
_______________________________________________
Седьмой пример. [Дозволенность торговли и других взаимоотношений между людьми и запрет того что ведет к вреду людям в этих сделках].
Принесенное этой религией разрешение на различные виды купли-продажи, сдачи в аренду, партнерских отношений, многообразные формы торгово-финансовых взаимоотношений между людьми, касающихся обмена товаров и денег, предоставления и взятие средств в долг, предоставления и получения услуг и т.д.
Совершенное исламское религиозное законодательство (шариат) объявило о дозволенности для людей данного аспекта деятельности и их праве на его свободное осуществление, поскольку это затрагивает их интересы, являющиеся либо жизненно необходимыми, либо относящимися к потребностям или вещам, улучшающим жизнь. Шариат предоставил людям простор, давший возможность прийти в порядок их делам и обстоятельствам, приведший в норму их материальное положение.
При этом для дозволенности тех или иных торгово-финансовых взаимоотношений шариат выдвинул в качестве условий обоюдное согласие сторон, наличие в соглашениях ясности и известности, определенность предмета и вида договора, известность условий, вытекающих из него. Шариат не позволяет те формы взаимоотношений, которые несут в себе вред и
несправедливость, а именно все то, что представляет собой тот или иной вид азартных игр, ростовщичества или неопределенности.
Всякий, кто объективно изучает взаимоотношения, установленные шариатом, убеждается в их тесной связи с пользой и благополучием в религиозном и мирском планах и признает обширность милости и совершенство мудрости Всевышнего, дозволившего Своим рабам все благое, будь то способы заработка, виды пищи и питья, и установившего для них правильные и безупречные пути достижения благ.
_______________________________________________
Восьмой пример. [Дозволенность всего, кроме того, что приносит вред религии, разуму, телу и имуществу человека].
Принесенное шариатом разрешение всего благого, будь то виды пищи, питья, одежды, брачных отношений и т.д.
Всякая благая и полезная пища — всевозможные злаки и плоды, мясо всех морских и основной части сухопутных животных — сделана шариатом дозволенной. Он запретил только все мерзкое, способное нанести вред религии, разуму, телу и имуществу человека.
Дозволение Аллахом чего-либо является проявлением Его доброты и благости Его религии. Точно так же запрещение Им чего-либо указывает на Его доброту (поскольку Он запретил людям лишь вредное для них) и подчеркивает красоту и благость Его религии, ибо красота и благость — производные от мудрости и способности позаботиться о пользе и предотвратить вред.
Данная особенность шариата касается и вопроса брака: человеку дозволяется жениться на приятных ему женщинах — двух, трех и четырех, поскольку это отвечает интересам обеих сторон и защищает обе стороны от вреда. Ему не позволено жениться больше чем на четырех свободных женщинах, потому что это ведет к притеснению и нарушению справедливости. Если же он опасается, что не сможет справедливо относиться ко всем женам и соблюдать установленные Аллахом правила брачных уз, то шариат побуждает его для достижения данной цели ограничиться одной женой.
И как брак относится к величайшим милостям Всевышнего и насущным потребностям человека, так же и дозволенность развода — милость Аллаха, избавляющая человека от необходимости жить с тем, кто ему не подходит, проводя свои дни в стеснении и мучительных тяготах. В Коране сказано: «Если же они (супруги) расстанутся, то Аллах наделит каждого из них из Своей щедрой милости. Аллах — Объемлющий, Мудрый» (Ан-Ниса, 4:130).
_______________________________________________
Девятый пример. [Установление прав людей, как право родителей, соседей, детей и т.д.].
Права, установленные Аллахом и Его посланником между людьми, являющиеся воплощением принципов праведности, благого порядка, добра, благодеяния, справедливости, честности и недопущения беззакония и притеснений.
Сюда входят права родителей, детей, родственников, соседей, товарищей, компаньонов, суп-ругов, которые предоставлены им шариатом и соблюдение которых вменено мусульманам в обязанность.
Все эти права и обязанности, как насущно необходимые из них, так и дополнительные, видятся прекрасными и правильными любому неискаженному естеству и чистому рассудку. Они обеспечивают самое совершенное обращение людей друг с другом, когда происходит взаимообмен пользами и выгодами в соответствии с положением и степенью каждого обладателя права.
Чем больше размышляешь об этих правах и обязанностях, тем больше видишь содержащееся в них благо и устраняемое ими зло, обнаруживаешь в них общественную и личную пользу и осознаешь, что они фактор сплочения и совершенных взаимоотношений между людьми. Все это заставляет тебя свидетельствовать о том, что эта религия и ее шариат — залог счастья в обоих мирах. Ты убеждаешься, что эти права и обязанности актуальны во все времена, в любом месте, при любых обстоятельствах и традициях. Ты видишь, как они приносят выгоду верующим, обеспечивают их интересы и полноценное сотрудничество в религиозных и мирских вопросах, привлекают друг к другу сердца, устраняют вражду и ненависть.
Убедиться в сказанном об этих правах можно путем их исследования и изучения в соответствующих источниках.
_______________________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев