Путешествие по Вьетнаму на скутере. Что надо знать и к чему готовиться...
Вы еще думаете, воплощать ли мечту прокатиться по Вьетнаму на скутере?! Жизнь коротка, а возможность путешествовать в таком формате еще короче. Собирайте самое нужное, садитесь на самолет и отправляйтесь во Вьетнам, а я расскажу вам, к чему надо подготовиться, что знать, какие особенности местного движения, где жить и как получить от путешествия удовольствие.
Проехав по Вьетнаму почти 3000 километров без какого-либо плана, без карты маршрута, без предварительного бронирования, практически дикарем, мне есть чем с вами поделиться. И не только впечатлениями, но и полезным.
И да, я сделал это не в 20 лет и не от больной головы, а поехал в 40+ лет, чтобы продолжать ощущать полноту жизни и способность к приключениям, а не сидеть дома и причитать, что жизнь прошла. Так что, независимо от возраста, путешествовать можно и нужно!
Подготовка и экипировка к путешествию на мотороллере
Прежде всего, озаботьтесь международными правами и наличием категории "А", если планируете путешествовать на скутерах, объемом более 50 см3. Что бы ни говорили в интернетах, у меня два раза проверили наличие категории и наличие международного водительского удостоверения. Если планируете брать скутер до 50 см3, то права не нужны, но ехать на нем далеко будет очень скучно и не очень интересно.
Заказывая мотороллер в аренду или арендуя его на месте уточните, есть ли ограничения по пробегу, проверьте исправность световых приборов и тормозов. Посмотрите, как скутер заводится и нет ли посторонних звуков. Проверьте состояние шин, потому что во Вьетнаме не везде хорошие дороги, а вы еще захотите съезжать с асфальта 100%.
Обязательно используйте шлем! Во-первых, это положено по закону и вас точно оштрафуют за езду без шлема, даже если рядом будут ехать местные по трое на скутере и без шлемов. Вы — турист, а это галочка, если что случится. Во-вторых, движение во Вьетнаме особенное, так что лучше подстраховаться.
Обязательно непромокаемый рюкзак и дождевик. Если сейчас жаркая погода, то в горах может на пару дней зарядить дождь и деваться будет некуда, только ехать вперед. Также неплохо иметь непромокаемую обувь или чехлы на нее. Перчатки лучше брать полностью закрытые, чтобы защититься от солнца.
Обязательно бандану, маску, шарф, балаклаву или любой другой аксессуар, чтобы защитить лицо от солнца. Обязательно крем от солнца с самой сильной защитой. Поверьте, через день путешествия вы будете вспоминать меня добрым словом, что предупредил заранее, а не искать в магазине крем от солнца, объясняя через переводчик, что вам нужно. Если что, кстати, то крема от солнца продаются в универмагах, а не в аптеках!
Дорожное движение во Вьетнаме и как надо ездить
Спокойствие, прежде всего, спокойствие! Как говорил уважаемый Карлсон. Движение во Вьетнаме только выглядит хаотичным, но поверьте, на двух колесах иногда в разы опаснее в Москве, потому что водители бывают абсолютно непредсказуемыми. Первое правило не пугаться!
Не пытайтесь сразу слиться с потоком. Если будете ехать спокойно, не виляя из стороны в сторону, не делая никаких резких движений, вас прекрасно все объедут, обгонят и поедут дальше. Второе правило не делать резких движений.
Привыкайте все делать аккуратно, спокойно и предсказуемо. Если надо повернуть налево через толпу мотоциклистов, просто подайте знак (на всякий случай, хотя это редко используется во Вьетнаме) и начинайте медленно и аккуратно смещаться влево. Другие участники прекрасно поймут, что вы поворачиваете и объедут вас. Ежели будете ждать "окна", чтобы повернуть, то так до пенсии и останетесь у поворота.
Будьте осторожны в дождь и в сильные туманы. Особенно в горах. Скорости во Вьетнаме не очень высокие, автомобилей мало, но все равно вас плохо видно с одной маленькой фарой, а дорога может быть очень скользкой. Смотрите по обстановке и лучше перестраховаться.
На больших улицах и шоссе есть отдельные зоны для скутеров, отделенные от основной дороги бетонными блоками. При том, что ездят все где и как хотят. Не удивляйтесь, если в этом "канале для скутеров" окажется автомобиль и, например, может ехать вам навстречу. Это может быть трактор или грузовик, которому лень разворачиваться. Это норма. Просто аккурато разъезжайтесь или прижмитесь и остановитесь справа, чтобы водитель хорошо вас видел.
Не бойтесь останавливаться, если что-то не поняли или что-то надо сделать, но делайте все плавно и аккуратно, прижавшись к обочине. Не надо давать по тормозам что есть мочи, потому что сзади гарантировано кто-то едет. А еще не обращайте внимание на то, что вам будут бибикать. Чаще это для того, чтобы привлечь ваше внимание, чтобы вы не начали движение в момент, когда вас, стоящего на обочине, кто-то объезжает.
Качество дорог, дорожный сервис и парковка
Во Вьетнаме очень много дорог плохого качества в глубине страны, есть даже ямы посреди дороги не хуже наших, которые могут выбросить райдера из седла. Основные дороги очень неплохого качества, а местами вообще идеал. В деревнях это чаще укатанные камни или не очень хороший асфальт. Редко встречаются грунтовые дороги, если не будете их специально искать и съезжать ради нах с основных дорог.
Практически в любом относительно крупном населенном пункте есть АЗС или то, что здесь называется АЗС — стоящие на обочине или в палатке у обочины бутылочки с бензином, которые продают местные жители. Бензин у них не разбавляют ослиной… потому что продают для своих, а вы единичный клиент откуда-то извне. Расчет за наличные. На английском никто говорить с вами не будет. Просто тыкайте на свой бак — вас заправят и напишут сумму. Случаев и попыток развести меня на какие-то огромные деньги замечено не было.
Оставляйте мотороллер там, где это разрешено: на парковке гостиницы или гостевого дома. Не ленитесь спросить у администратора, можно ли тут ставить скутер. В некоторых городах Въетама ночью ездят специальные грузовики и собирают разбросанные кое-как мотороллеры, мешающие движению уборочной техники или создающих помехи движению. Потом будет сложно вернуть свой скутер, не зная языка.
Питание и проживание во Вьетнаме
Переводчик хорошо, но часто он не способен помочь вам. Однажды я пытался заказать себе суп Фо-Бо в придорожном кафе, а мне принесли какой-то суп с яйцом. Это при том, что у меня было записано название на телефоне. Просто официантка не умела читать, но слово суп разобрала из моей речи.
Большей частью по дороге простенькие и бедные кафе. Не всегда даже есть вода из водопровода, а не из бутылочек, чтобы умыться, но еда всегда свежая и никто травить вас не собирается. Опять же, 99% посетителей местные и другие водители, а не туристы.
Я питался в разных местах и ни разу не было никаких проблем с качеством еды. Правда один раз показал, что хочу курицу, тыкнув на бегающую во дворе курицу… и что вы думаете!? Через двадцать минут эту самую курицу, которая бегала, приготовили на пару и подали мне. Целиком!
Очень вкусный вьетнамский кофе. Холодный или горячий. Это много-много сгущенки и немного крепкого кофе. Обалденно вкусно, потому что кофе во Вьетнаме это культ. Даже рабочие в деревне, бросив трактора пьют кофе.
Во Вьетнаме работает Букинг и найти проживание можно даже в захудалых деревнях, если там есть гостевой дом. Цены смешные. Можно остановиться за 300 рублей за ночь, можно за 600 с завтраком. Номера чаще простые, но белье чистое и свежее. С этим проблем не было ни разу через Букинг.
На рецепшн гостиницы не пытайтесь говорить на английском, если вы не в туристическом месте. Просто доставайте смартфон и показывайте свой номер брони - вам дадут ключи и покажут где номер. Мне доводилось жить в небольших гостиницах в каких-то деревнях, или в хостелах с кроватями прямо под навесом в 20 шагах от моря. Это было круто!
Можно взять с собой палатку, но цены на проживание во Вьетнаме такие смешные, что лучше переезжать из отеля в отель, делая в день километров по двести пробега с заездами в разные интересные места. Опять же, в отелях и хостелах есть душ, бар и что-нибудь вкусное.
Исследование окрестностей и бездорожье
Если вы настоящий искатель приключений, то не сможете проехать мимо воон той интересной дорожки в джунглях или в пустыне (да-да, и такое во Вьете есть). Джунгли с вероятностью 80% для скутера непроходимы. Максимум вы сможете прогуляться пешком, но осторожнее, там много живности. А вот на разные грунтовки сворачивать можно — потому что во многих местах они приводят к интересным локациям или просто на окраины деревень, что откроет для вас совсем другой мир. Изнанку Вьетнама.
Если вы неопытный водитель, то будьте осторожны с мокрыми грунтовками и песком. Это очень коварные вещи, а по песку тяжело передвигаться даже опытному райдеру и часто приходится тащить скутер на себе, чтобы проехать очередное глубокое место, даже на приспущенных шинах (это у меня с собой был мотокомпрессор еще).
Лучше найдите тихое место, где можно оставить мотороллер и идите изучать местность пешком. Так и силы сохраните, и технику мучить не будете. А разок заехал в пески, так уже через пару километров чуть не сдох, потому что это не эндуро мотоцикл, а скутер на шоссейных шинах и с вариатором!
Используйте Google-карты или Maps.Me, чтобы найти вокруг вас интересные места. Это могут быть фототочки, интересные производства, например, я так попал на соляные фермы, а потом оказался в интересном буддийском храме и на водопадах у его подножия. Да что угодно, лишь бы не просто так ехать вперед, хотя и просто так кататься по Вьетнаму сплошное удовольствие.
Местное население может быть удивлено вашему появлению в местах, не избалованных туристами, но всегда и везде вас примут добродушно. Даже не зная языка, мы как-то пытались общаться жестами, через переводчик или просто ехать вместе с местными двухколесными. Языковой барьер очень серьезное препятствие во Вьетнаме, а то я бы узнал много интересных мест, которые бы мне показали местные мотоциклисты.
Внизу, кстати, вставлю видео, где будет реакция мотоциклистов на меня...
Очень интересно оказаться в сельской местности. Наблюдать за тем, как выращивают рис, обрабатывают землю или вообще что-то делают. Так меня катали на каком-то тракторе, собранном частично из запчастей вьетнамского автомобиля УАЗ, так мне показывали как "готовят" землю под водой на рисовых полях, на каких-то штуках из "Безумного Макса", типа мотоблока, но на котором сидят сверху. Да и просто понаблюдать за тем, как люди мотыгами управляют водоканалами между полями - это того стоит.
И конечно же исследование городков и местных рынков. Помните, что часто в городах жизнь начинается вечером, когда спадает жара, а в Далате, например, рынок вообще работает ночью. Здесь же и поесть можно, и фруктов прикупить, и просто дурака повалять, на людей посмотреть.
В Далате я подсел к мужчинам, пекущим блинчики с начинкой. Думал, что это очередная придорожная лавка уличной еды. Меня накормили, а когда я решил расплатиться — объяснили, что они водители грузовиков и просто ужинают. Пришлось сходить в магазин и угостить парней пивом за их гостеприимство.
Лекарства и алкоголь во Вьетнаме
Мне ни разу не потребовалось хоть как-то нормализовать работу желудка или чего-то еще, хотя с собой был необходимый для этого набор, включая бутылку какого-то местного крепкого пойла. Ее я так и не стал пить, потому что весь местный ром — это какое-то сладкое бухло, пить которое невозможно, но в качестве дезинфицирующего или для помощи желудку, если что, пошло бы.
Пить за рулем категорически не советую. Если попадете в аварию "с душком", то потом нечего винить местные власти. Однако пиво во Вьетнаме вполне себе неплохое и вечером, после интересного дня можно опрокинуть баночку холодненького. А можно купить за 50 рублей (на наши) стакан свежего сока из манго, например, и получить еще больше кайфа.
Кстати, во Вьетнаме в некоторых барах разрешена марихуана. Однако я бы не советовал этим пользоваться, потому что вы едете изучать страну, а не торчать с местными бездельниками где-то на задворках улиц. Опять же, безопасность вашу там никто гарантировать не будет, в отличие от культурного путешествия по стране. Упомянул зелье затем, чтобы вы не удивлялись и не бежали заявлять в полицию, если увидите чела с косяком.
Лекарственными средствами, необходимыми вам, лучше запастись из дома, чтобы не объяснять в местных аптеках, что вам надо. Однако мазь от ушибов на основе яда змей можно и нужно купить во Вьетнаме, как и зубную пасту, которая очень отличается от наших и гораздо вкуснее.
Планирование маршрута путешествия по Вьетнаму
Если у вас нет конкретных пожеланий заехать в Камбоджу (туда можно и на скутере доехать) или увидеть какие-то определенные места, я рекомендую попробовать повторить мой опыт и поехать без плана куда глаза глядят. Это было одно из самых удивительных приключений моей жизни, когда я не знал куда еду и что там увижу, отдаваясь на волю случая.
Идеальный срок такого путешествия две недели, чтобы не делать в день больше 200-300 километров, но проделать большой маршрут по большой, как оказалось, стране. В формате путешествия на скутере, конечно же. А еще в море захочется искупаться, позагорать. И вообще отдохнуть, ведь это курорт.
Кстати, лайфхак! Мне оказалось дешевле взять тур с перелетом у оператора с включенной гостишкой в Начанге, чем покупать регулярный рейс, а потом по месту определяться. Если есть организованные туры с чартерами, то уточните разницу между готовым туром и стоимостью регулярного перелета во Вьет.
Буду рад вашим комментариям. Лайки и репосты помогут и моему каналу, и вашим знакомым прочитать что-то интересное и полезное. Конечно же, отвечу на все вопросы, если это будет мне под силу.
RЯБИНИН l ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ
Меня зовут Михаил Рябинин.
Я фотограф, журналист, блогер, эксперт по самостоятельным путешествиям и автомобильному туризму.
Путешествовать на автомобилях начал в 1999 году по России, а в 2003 году первый раз проехал на авто по городам Европы.
Побывал в разных местах от Крайнего Севера России и Норвегии до Южной Африки. От Кореи до Португалии. Много путешествовал по Америке. Жил в дорогих отелях и даже ночевал в подъезде. Зато теперь есть о чем рассказать внукам!
На этом канале постараюсь показывать вам жизнь в путешествиях и красоты России и мира такими, какими их увидел я, а еще делиться полезным опытом и просто показывать красивые фото и видео.
Всем, кто ждет весны и лета, замерзая в Москве или еще где, несколько ободряющих фотографий из Калининградской области, маленькой посылкой теплого солнца и Балтийского моря.
Где в России можно побывать в настоящей пустыне и почувствовать себя кочевником
Путешествие по пустыне — необычное времяпровождение для тех, кто привык отдыхать в лесах или на курортах, но если вы решили разнообразить свой отдых, то это отличная идея для путешествия.
Я расскажу вам, где на Юге России можно побывать в настоящих песках, как туда добраться на автомобиле и о чем позаботиться заранее, уезжая отдыхать в пустыню.
Путешествие по городу Черняховск Калининградской области.
Черняховск (Инстербург ист.) не особо известен тем, кто знает Калининградскую область только как курортный регион России. Однако это интересный старый город, с множеством сохранившейся исторической архитектуры и просто приятное место для одно-двухдневного путешествия.
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Бонус. Радиальный выезд до Ороктойского моста.
Завершаю большую серию большого путеводителя по Горному Алтаю радиальным выездом к Ороктойскому мосту. Для путешественников, приехавших на Алтай, это место может быть маршрутом первого дня или стать прощанием с Алтаем при возвращении назад. Ороктойский мост можно вообще пропустить, но потом точно будете считать это ошибкой. В этой публикации я расскажу вам как добраться до Ороктойского моста, есть ли жизнь за ним, а также отвечу на главные вопросы, которые мне задавали по путешествиям на автомобиле на Алтай.
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Часть 4. Путешествие в Джазатор и степь Самаха (бонус)
Как и обещал, бонусный рассказ про еще одно красивое место
Если предыдущих маршрутов вам оказалось мало и вы решили изучить Алтай ОТ и ДО, тогда у меня для вас сюрприз. Заправляйте полный бак топлива. Мы отправляемся в степь Самаху и удаленный поселок Беляши, он же Дзазатор — самый дальний уголок Горного Алтая. Сегодня в нашей программе дорога на перевал Теплый Ключ, село Джазатор и красивейшая степь Самаха в самом удаленном уголке Горного Алтая. А я расскажу как туда доехать и на что обратить особенное внимание.
Здорово покатались по меловым горам и пескам с коллегами по диагнозу. Выгулял свой Патриот "Синьон Мандарин", покормил комаров и всячески получил удовольствие.
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Часть 3. ретранслятор, Степь Курай и Бугузунский источник
В отличие от недавно опубликованного путеводителя по Грузии, про Алтай ограничиться тремя частями не получится, потому что у меня для вас есть еще два бонуса, достойные отдельных повествований. Но в этой части мы попытаемся подняться на Акташский ретранслятор, заедем в степь Курай и на дорогу заброски на ледник Актру, а закончим этап путешествия Бугузунским лечебным источником.
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Часть 2. Красные ворота. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана
Побывать на Алтае и не увидеть долины реки Чулышман - преступление! Да и друзьям рассказать, как вы прошли перевал Кату-Ярык и оказались на "Земле Санникова" будет очень интересно. Отправляемся во вторую часть нашего путешествия по Алтаю в виде авторского путеводителя от Михаила Рябинина. В этой части я расскажу вам в подробностях о маршруте, без которого Алтай не был бы Алтаем. Мы проедем через Красные ворота, пройдем перевал Кату-Ярык, спустимся в Долину Чулышмана и доедем до Телецкого озера. Вперед!
Горный Алтай. Путеводитель автотуриста. Часть I. Манжерок. Перевал Чике-Таман. Инегень. Акташ.
Одно из лучших мест России для автомобильного путешествия.
Если вы мечтали прокатиться на автомобиле по Горному Алтаю, настало время это сделать, потому что отложенное путешествие, это возможность никогда не исполнить свою мечту. Собирайтесь и вперед, а я расскажу вам про интересные места, как в них попасть, на чем лучше поехать, как на Алтае арендовать автомобиль, что обязательно стоит посмотреть и другие подробности путешествия по удивительным красотам Горного Алтая, собранные в нескольких частях этого путеводителя автотуриста от Михаила Рябинина.
Много лет минеральные источники выносили из-под земли эту красоту, которая со временем превратилась в настоящие природные изваяния. Туристы, посещающие Памуккале не знают, что если обойти горы с другой стороны, можно найти множество интересных мест, куда не привозят автобусы, потому что они бесплатные. Покажу вам, что я там нашел...
Такой формат путешествий вы могли еще не видеть. Семь человек в одном грузовом автомобиле, переделанном в кемпер. И все это на фоне прекрасной природы Осетии.
Путешествие одним днем в Черняховск (Калининградская область)
Если вы оказались в Калининградской области и хотите посмотреть что-то отличающееся от курортных Янтарного, Светлогорска и Зеленоградска, то рекомендую отправиться в маленькое путешествие в Черняховск, а я вам расскажу и покажу, как туда можно добраться, что можно увидеть за один день, и почему Черняховск стоит того, чтобы там побывать. Погнали!
Нет комментариев