13 мая 1932 года родился художник Завен Аршакуни.
Самобытная живописная манера Аршакуни родилась в синтезе идей и стилей первой половины XX века. На его творчество повлияли Анри Матисс, Мартирос Сарьян, Кузьма Петров-Водкин; от этих мастеров художник перенял интерес к цвету и эксперименту с палитрой. Аршакуни утверждал: «Любой цвет можно писать любым другим цветом». Помимо колористической свободы живописцу свойственно «неправильное», подвижное изображение пространства, смелая пластичность форм.
На первый взгляд кажется, что яркий калейдоскоп красок привносит в работы Аршакуни однозначно праздничное, беспечное настроение. Сюжеты многих картин действительно таковы: художник часто обращался
12 мая 1907 года родился художник Дементий Шмаринов.
Шмаринов вошел в историю как иллюстратор; на его рисунках выросло не одно поколение детей. Читатели советских издательств «Художественная литература», «Детская литература», «Молодая гвардия» были хорошо знакомы с его творчеством по иллюстрациям к романам Федора Достоевского, Льва Толстого и Максима Горького, по комедиям Уильяма Шекспира и стихотворениям Николая Некрасова.
Художник Анатолий Зыков вспоминал: «Самонадеянно неряшливого отношения к иллюстрируемой книге за Дементием Алексеевичем не водилось. Если у Толстого князь Болконский перед Бородинской битвой стоял на краю овсяного поля, то в иллюстрации Шмаринова он именно там и стоит
На картине Константина Коровина «В лодке» мы видим пару в минуты идиллического уединения. Густая зеленая листва обрамляет фигуры молодых людей, создавая камерное пространство и скрывая их общение от посторонних глаз. Зритель чувствует себя случайным свидетелем встречи – в том числе благодаря нестандартной перспективе «взгляда сверху». Лодка, в которой находятся герои картины, никуда не отплывала, она – лишь место свидания; это выдают сложенные весла и прибившиеся к берегу листья.
О многом говорят и позы самих героев; пока мужчина читает книгу, девушка внимательно слушает его, наклонившись вперед. Коровин «поймал» девушку в момент, когда она пристально разглядывает лицо мужчины, любуется дор
В 1932 году художник Пётр Кончаловский купил усадьбу Бугры в Калужской области. Ее прошлый владелец, доктор Иван Трояновский, был увлеченным садоводом и высадил более десяти сортов сирени.
Пётр Кончаловский, как и прежний хозяин усадьбы, увлекался садоводством: с любовью ухаживал за растениями и с увлечением изображал букеты на картинах.
По словам дочери Екатерины, в сезон цветения художник старался писать сирень каждый день. За свою жизнь художник создал более 40 «сиреневых» натюрмортов. Кончаловский полагал, что сирень очень сложна для написания, важно уловить все ее оттенки, особенную форму лепестков.
Вдохновившись работами Кончаловского, составили для вас самую «сиреневую» подборку се
Заключительный пост цикла #сохраняякультуру – о том, как в мае 1945 года Галерея вновь распахнула двери перед посетителями – и как сотрудники готовились к этому дню.
Разработка плана новой экспозиции началась еще задолго до возвращения шедевров в музей. И в Москве, и в Новосибирске научные сотрудники готовили свои варианты, порой споря и ссорясь из-за расположения картин в залах.
Напоминаем, что в Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Хань Юйчэня, посвященная Тибету.
Приглашаем вас прогуляться по залам экспозиции вместе с куратором выставки Татьяной Губановой. В видеоэкскурсии Татьяна Поликарповна рассказала о жизни и творческом пути Юйчэня – о его путешествиях в Тибет, о местных обычаях и ритуалах и о том, в каких сюжетах художник черпал вдохновение для своих работ.
Посмотреть экскурсию можно по ссылке: https://youtu.be/uzC8qOJYHWY?si=MIGI-goqQE2BtvnZ
Выставка «Тибет. Хань Юйчэнь в Третьяковской галерее» открыта по 19 мая.
Купить билет: https://www.tretyakovgallery.ru/tickets/#/buy/event/27571
Академия изящных искусств,
Кита
Продолжая наш цикл публикаций #сохраняякультуру, рассказываем о долгожданном возвращении шедевров в родные стены.
В 1942 году научный сотрудник Наталья Зограф писала: «Я очень тоскую по Москве и в первую очередь по галерее. Мечтаю, как мы будем строить новую экспозицию, работать с утра до ночи ... и по 30 раз перевешивать отдельные стенки». Ее чаяниям было суждено сбыться два года спустя: 18 мая 1944 года Комитет по делам искусств при СНК СССР издал приказ о реэвакуации ценностей художественных музеев.
Событие было и радостным, и волнительным. Перед сотрудниками стоял ряд вопросов и ответственных задач: в каком состоянии вернутся произведения, как бережно перенести картины, где их размест
Николай Ульянов познакомился с Константином Станиславским, когда режиссер основал экспериментальную «Студию на Поварской». В 1905 году он создал декорации для одного из первых спектаклей студии, а с 1906 года начал работать в штате МХТ. Ульянову доводилось часто общаться со Станиславским, и он не упустил возможности создать его портрет.
К работе над портретом живописец приступил в последний год жизни режиссера – об этом свидетельствуют многочисленные угольные эскизы 1938 года. Основные композиционные решения художник нашел сразу. В масляных этюдах он добивался совершенства в изображении деталей – «надевал» и «снимал» со Станиславского плащ и очки, переставлял стол с разноцветной скатертью,
Продолжаем рассказывать о том, как пережила Третьяковская галерея годы войны в рубрике #Сохраняякультуру. В первой публикации цикла мы рассказали о том, как проходила эвакуация произведений в Новосибирск, и в каком положении оказались сотрудники.
В рамках рубрики #Сохраняякультуру публикуем отрывки из воспоминаний научного сотрудника Третьяковской галереи Елены Федоровны Каменской об эвакуации в Новосибирск.
Показать ещё