*худ. Валерий Слаука
По поверьям Зюзя поднимал вьюгу, метель, вызывал стужу. Когда был сильный мороз, считали, что это 3юзя бил своей железной булавой (или дубиной) по деревьям и бревнам, которые по этой причине трещали. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами... Его дыхание - сильная стужа, его слёзы - сосульки, иней - замёрзшие слова, а волосы - снежные облака...
Зюзя всегда очень не любил тех, кто жаловался на стужу, бодрым же и весёлым дарит здоровую телесную крепость и румянец...
По некоторым поверьям Зюзя лысый, - поэтому суеверные люди верили, что если перечислить имена всех лысых дедов в деревне, мороз смягчится
Под Новый год беларусы варили кутью, приговаривая : "Зюзя на дворе - кутья на столе". Чтобы мороз не был лютым и не повредил озимые, первую ложку кутьи хозяин кидал Зюзе в окно со словами : "Мароз, хадзі куццю есці! Прыходзь сёння, але ж не хадзі летам!"
из статьи П. Древлянского, "Белорусские народные предания" // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения, 1846 :
"Зюзя - бог зимы. Зюзя происходит от глагола зюзець, мерзнуть, колеть от мороза; отсюда, Зюзя значит собственно - мерзнущий и морозящий. Вот каким представляют Зюзю белорусцы : он, говорят, старичок с седыми волосами на голове и такою же предлинною бородою; низенького роста, толстый; весь в белой теплой одежде; ноги у него босы; голова ничем не покрыта; в руке носит железную булаву. Зюзя, говорят белорусцы, большую часть зимы проводит в лесе в разных местах. Иногда он заходит в деревню по разным причинам : или для того, чтобы предуведомить поселян о жестокой, суровой зиме на будущий год, или для того, чтоб оказать какую-нибудь помощь кому-либо; например, освободить от холода несчастное бедное семейство или (как выражаются белорусцы) просто для того, чтобы кутьи́ пае́сьци (кутьи покушать). Вот что значит это выражение. В Белоруссии есть поверье, будто самый сильный, жестокий мороз бывает накануне Нового Года; но от Зюзи зависит, причинить или не причинить вред этим морозом. Чтоб как-нибудь умилостивить Зюзю, белорусцы накануне Нового Года, приготовляя, по принятому обыкновению, кутью, откладывают часть ее в особую тарелку (или, лучше, - миску) и оставляют ее на ночь на особом столе : кутья остается цела, но общее поверье говорит, что ее съедает Зюзя. Довольно любопытно белорусцы объясняют для чего Зюзя носит булаву в руке. Говорят, будто Зюзя, рассердившись на людей, обыкновенно ударяет своею булавою в какой-нибудь пень и этим сильным ударом производит такой переворот, такую ломку по всей земле, что земля, а иногда и дома, трескаются. Случалось, говорят, иногда быть в лесу в это время и спрашивать : хто эта там стукиняе (стучит)? На этот вопрос был ответ : сам Зюзя стукиняе, людзей ущувае (сам Зюзя стучит, людей стращает, собственно - образумляет).
О Зюзе белорусцы отзываются с каким-то особенным уважением. Поговорки : Зюзя у хаце, а тут уже ни снопа на палаце - Зюзя (т.е. зима) у дверей (в комнате), а тут уж ни снопа (ржи) на палатках (в гумне); Зюзя стукиняе - Зюзя (мороз) трещит, стучит; Зюзя на дваре, куцья на столе - Зюзя на двор - кутья на стол..."
Нет комментариев