Если до этого вы не слышали это непонятное слово - изафет, то пусть оно вас не пугает.
Во- первых, оно красиво звучит, и, во- вторых , сегодня оно нам поможет лучше понимать турецкий язык и строить грамотные, красивые предложения. Давайте приступим.
Если по- простому, то изафет - это, когда вам не хватает одного слова для раскрытия его значения, и вы используете два слова.
В русском языке мы сильно не акцентируемся на этом, но в турецком языке соединение слов может происходить по-разному. При этом аффиксы могут добавляться к обоим словам, ко второму слову или ни к одному из слов.
Поэтому мы рассмотрим три варианта изафета: конкретный (двухаффиксный), не конкретный (одноаффиксный) и безаффиксный.
1️⃣ Конкретный изафет
На самом деле, мы изучили эту тему на прошлом уроке, когда изучали родительный падеж. Только я не говорил, что она так называется, чтобы вас не запутать. Теперь, когда вы эту тему прошли, можно расширить ваши знания. Тогда с этой темой все будет легко.
✏️Сначала приведу примеры:
Aynur'-un saat-i (часы Айнура)
Öğretme-nin defter-i (тетрадь, какого-то конкретного учителя).
Kapı-nın kol-u (ручка, какой-то конкретной двери).
Здесь мы видим явную принадлежность чего-то конкретно кому-то или к чему-то. Поэтому начальное слово всегда стоит именно в родительном падеже, а конечное слово принимает аффикс принадлежности 3-го лица. Здесь все конкретно и понятно.
⏺️ Еще раз напомню:
🔻если в первом слове чье-то имя, то это уже 100 % конкретно, поэтому всегда ставим аффикс.
🔻если перед первым словом стоят указательные местоимения или какой-то конкретизатор (цвет, размер, количество, bu, şu, o..), то также ставим аффикс.
🔻если по смыслу вы хотите придать конкретность, то добавляете аффикс.
2️⃣ Не конкретный изафет
✏️Сразу смотрим на пример:
•• Öğretmen defter-i (учительская тетрадь)
Допустим, вы зашли в магазин и вам нужно купить учительскую тетрадь. Тут не важно для какого учителя. Это тетрадь для любого учителя.
•• Göz doktor-u (глазной врач). Да, это не врач конкретного какого-то глаза, а глазной врач, который лечит глаза многих людей.
Начальное слово остается как есть (потому что он не конкретный), а второе слово будет принимать аффикс принадлежности 3-го лица.
⚠️Важный момент
В этих двух изафетах, когда к конечному слову, который имеет аффикс принадлежности 3-го лица, добавляются падежные аффиксы, то между ним и падежным аффиксом добавляется прокладка -n-.
Это тему обязательно отдельно проработать, потому что вначале многие путаются.
✏️Смотрим на примеры ниже:
🔻М е с т н ы й падеж
•• Okul bahçe-si-n-de bugün kimse yok. (В школьном саду сегодня никого нет).
•• Öğretmen-in defter-i-n-de hiçbir yazı yok (В тетради учителя нет никаких записей).
🔻И с х о д н ы й падеж
•• Çocuklar hayvanat bahçe-si-n-den çok geç geldiler. (Дети с зоопарка пришли поздно).
•• Benim kedim yatak oda-sı-n-dan çıkmak istemiyor. (Моя кошка не хочет выйти из спальной комнаты).
🔻Н а п р а в и т е л ь н ы й падеж
•• Bugün iş yer-i-n-e taksiyle gittim. (Сегодня на работу поехал на такси).
•• Kocam iş gezi-si-n-e uçakla gitti. (Мой муж в командировку полетел на самолете)
🔻В и н и т е л ь н ы й падеж
•• Cihangir kapı kolu-n-u kırdı. (Джахангир сломал ручку двери).
•• Bugünkü futbol maçı-n-ı hiç beğenmedim. (Сегодняшний футбольный матч мне совсем не понравился).
3️⃣ Безаффиксный изафет
Тут нет необходимости добавлять аффиксы. ✏️Например:
•• Altın yüzük (золотое кольцо)
•• Çelik kapı (железная дверь)
•• Kara sevda (черная любовь)
•• Kız kardeş (сестра)
Думаю тут уже все понятно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4