Большой проект Космачева, сделанный им до отъезда из СССР, — вантовая скульптура «Конструкта» в Ашхабаде. В 1974 году скульптора пригласил главный архитектор Ашхабада Абдула Ахмедов (последователь идей Ле Корбюзье и Кензо Танге), чтобы тот создал масштабный монумент перед Государственной республиканской библиотекой Туркменской ССР имени Карла Маркса.
«Абдулла Ахмедов искал художника, который сможет создать доминанту на площади у библиотеки, но художника не с литературно-иллюстративным образом мышления. Видимо, ему кто-то сказал, что есть молодой художник, который пластически думает по-другому. Он пришел ко мне поговорить, и мы сразу друг друга поняли. Он предложил мне приехать в Ашхабад поэкспериментировать, сказал, город все оплатит».
Несмотря на такое приглашение, средства для воплощения замысла у Космачева были довольно ограничены. «Абдула меня выбрал, но где произвести и выполнить работу? Где взять металл и рабочих? На комбинатах художественного фонда невозможно — нужно ждать дес...ЕщёБольшой проект Космачева, сделанный им до отъезда из СССР, — вантовая скульптура «Конструкта» в Ашхабаде. В 1974 году скульптора пригласил главный архитектор Ашхабада Абдула Ахмедов (последователь идей Ле Корбюзье и Кензо Танге), чтобы тот создал масштабный монумент перед Государственной республиканской библиотекой Туркменской ССР имени Карла Маркса.
«Абдулла Ахмедов искал художника, который сможет создать доминанту на площади у библиотеки, но художника не с литературно-иллюстративным образом мышления. Видимо, ему кто-то сказал, что есть молодой художник, который пластически думает по-другому. Он пришел ко мне поговорить, и мы сразу друг друга поняли. Он предложил мне приехать в Ашхабад поэкспериментировать, сказал, город все оплатит».
Несмотря на такое приглашение, средства для воплощения замысла у Космачева были довольно ограничены. «Абдула меня выбрал, но где произвести и выполнить работу? Где взять металл и рабочих? На комбинатах художественного фонда невозможно — нужно ждать десять лет: там пекут одного за другим — то солдата, то Ильича, то Дзержинского.
Без очереди влезть невозможно. И, чтобы эту систему не колыхать, Абдула нашел выход и благодаря своим связям поместил меня в промышленное производство зоны строгого режима, в лагерь. В первый день мне дали трех заключенных-сварщиков, и они сваривали скульптуру восемь месяцев».
В 1975 году «Конструкта» — 12 тонн стальных труб и листового металла — была установлена. Предсказуемо ситуация вышла скандальная из-за своего нонкомформизма: по логике партийных начальников того времени, у библиотеки имени Карла Маркса должен был стоять памятник Карлу Марксу, а не абстрактная 20-метровая вантовая композиция.
Ахмедову пришлось защищать работу Космачева, и для экспертизы пригласили московских архитекторов Феликса Новикова и Юрия Гнедовского, сказавших, будто эта скульптура — изображение древа жизни. Партийных работников такое объяснение устроило, а «Конструкта» и сегодня стоит в центре Ашхабада, но тогда перспективы продолжать работать в СССР со своим видением у Космачева почти не было.
На фото: Леонид Соков, Эрнст Неизвестный и Вадим Космачев Ашхабад, 1975
https://lunalife.ru/glavnoe-o-skulptore-vadime-kosmacheve/
Для художника Вадима Космачёва скульптура, названная «Конструктой» и возведенная перед комплексом национальной библиотеки в Ашхабаде, стала во многом поворотной. Эта доминанта, слитая из застывших динамичных форм, буквально открыла список о...
Комментарии 4
«Абдулла Ахмедов искал художника, который сможет создать доминанту на площади у библиотеки, но художника не с литературно-иллюстративным образом мышления. Видимо, ему кто-то сказал, что есть молодой художник, который пластически думает по-другому. Он пришел ко мне поговорить, и мы сразу друг друга поняли. Он предложил мне приехать в Ашхабад поэкспериментировать, сказал, город все оплатит».
Несмотря на такое приглашение, средства для воплощения замысла у Космачева были довольно ограничены. «Абдула меня выбрал, но где произвести и выполнить работу? Где взять металл и рабочих? На комбинатах художественного фонда невозможно — нужно ждать дес...ЕщёБольшой проект Космачева, сделанный им до отъезда из СССР, — вантовая скульптура «Конструкта» в Ашхабаде. В 1974 году скульптора пригласил главный архитектор Ашхабада Абдула Ахмедов (последователь идей Ле Корбюзье и Кензо Танге), чтобы тот создал масштабный монумент перед Государственной республиканской библиотекой Туркменской ССР имени Карла Маркса.
«Абдулла Ахмедов искал художника, который сможет создать доминанту на площади у библиотеки, но художника не с литературно-иллюстративным образом мышления. Видимо, ему кто-то сказал, что есть молодой художник, который пластически думает по-другому. Он пришел ко мне поговорить, и мы сразу друг друга поняли. Он предложил мне приехать в Ашхабад поэкспериментировать, сказал, город все оплатит».
Несмотря на такое приглашение, средства для воплощения замысла у Космачева были довольно ограничены. «Абдула меня выбрал, но где произвести и выполнить работу? Где взять металл и рабочих? На комбинатах художественного фонда невозможно — нужно ждать десять лет: там пекут одного за другим — то солдата, то Ильича, то Дзержинского.
Без очереди влезть невозможно. И, чтобы эту систему не колыхать, Абдула нашел выход и благодаря своим связям поместил меня в промышленное производство зоны строгого режима, в лагерь. В первый день мне дали трех заключенных-сварщиков, и они сваривали скульптуру восемь месяцев».
В 1975 году «Конструкта» — 12 тонн стальных труб и листового металла — была установлена. Предсказуемо ситуация вышла скандальная из-за своего нонкомформизма: по логике партийных начальников того времени, у библиотеки имени Карла Маркса должен был стоять памятник Карлу Марксу, а не абстрактная 20-метровая вантовая композиция.
Ахмедову пришлось защищать работу Космачева, и для экспертизы пригласили московских архитекторов Феликса Новикова и Юрия Гнедовского, сказавших, будто эта скульптура — изображение древа жизни. Партийных работников такое объяснение устроило, а «Конструкта» и сегодня стоит в центре Ашхабада, но тогда перспективы продолжать работать в СССР со своим видением у Космачева почти не было.
На фото: Леонид Соков, Эрнст Неизвестный и Вадим Космачев
Ашхабад, 1975
https://lunalife.ru/glavnoe-o-skulptore-vadime-kosmacheve/