В.В.Башканков "К истокам"
.
...История этого населенного пункта насчитывает уже почти 300 лет. В конце XVII века поселилась близ речки Ближняя Сурена семья однодворца Туровского, отсюда и пошла Туровка…
В 1719 году во время проведения первой ревизской сказки, там имелось лишь пять домов, в которых проживали однодворцы Илья Туровский, Петр Туровский и братья Мещеряковы. А селение называлось «деревня Туровка, что на реке Ближняя Сурена» .
Постепенно деревня разрасталась, пополнялась новыми переселенцами-однодворцами. Уже к концу XVIII века в Туровке проживало 299 человек. Среди жителей в большинстве преобладали фамилии Туровские и Юрьевы. К этому времени здесь поселяются и помещики Терские – Аркадий Иванович и его сестра Елизавета Ивановна. Несколько позднее туровские земли приобрел титулярный советник Александр Александрович Волконский. Но, несмотря на это, туровцы смогли избежать крепостной зависимости.
Трудолюбивые, смекалистые, к тому же народ торговый, промышленный – жители Туровки в большинстве своем были люди зажиточные. И это обстоятельство, конечно же, оказывало определенное влияние на их желание построить в своей деревне храм. Но все же одной из основных причин, побудивших туровских крестьян осуществить данный замысел, была невозможность вместить всех верующих в церковь села Богородицкая Сурена (ныне Летуновка), в приход которой входила Туровка.
С 1875 года начался сбор средств на строительство. Строителем храма крестьяне избрали Александра Ивановича Туровского. В то время он состоял волостным старшиной и являлся гласным при Козловской земской управе.
Зажиточные крестьяне внесли из личных средств пожертвования. Но так как бедные жители не имели запасного капитала, был положен, кроме всего прочего, душевой оклад в 600 руб., к которому присоединялись 200 руб., получаемых за сдачу в аренду общественной земли.
На эти средства с 1876 года началось возведение трехпрестольного храма. Прототипом для сельской церкви послужила одна из богатейших церквей города Тамбова – Христорождественская. В народе ее называли еще Пятницкой, и находилась она на базарной площади губернского центра.
Однако история строительства храма в Туровке была непростой. В 1878 году сильный пожар уничтожил три четверти деревни, оставив многих жителей почти нищими. Туровцы долго не могли оправиться от этого бедствия, и даже спустя 20 лет после данного происшествия с грустью вспоминали о прежнем благополучии, как о давно минувшем и уже недостижимом.
Положение было практически безвыходным. Но несчастье сказалось только на темпах строительства. Туровцы не отказались от намерения построить в своем селении храм. Пожертвования собирались постепенно, по крохам, каких-либо крупных поступлений не было. И наружную отделку храма удалось закончить лишь в 1888 году. Выражаясь современным языком, данное строительство вошло в разряд долгостроя, которому не было видно ни конца, ни края.
Но желание туровцев иметь свой храм было настолько велико, что они еще в 1882 году обратились к епархиальному начальству с просьбой об открытии прихода, и в Туровку из села Летуновка был переведен священник Василий Владимиров. Свою посильную помощь в постройке дома для батюшки, а позже и для диакона оказывали крестьяне.
С энтузиазмом взялся о. Василий за обустройство нового прихода. Тем более в этом всякое содействие оказывали ему жители села, люди весьма религиозные и довольно усердные к Богослужению.
О. Василий не только воодушевил прихожан, придал им моральные силы для осуществления их благородного начинания, но и отыскивал благотворителей, которые оказывали помощь туровским крестьянам.
И храм в селе появился несколько раньше, чем ожидалось. В 1885 году скончался полицмейстер г. Козлова В. И. Майсов. Его сестра Елизавета Можарова решила увековечить память брата. Ей стало известно, что в селе Туровка возводится храм, но из-за скудности средств вряд ли будет закончен. Для того чтобы совершать Богослужение, пока церковь отстраивается, нужен был хотя бы иконостас для одного из престолов. И Е. Можарова пожертвовала средства на его приобретение.
Иконостас нашелся в одном из ближайших сел в закрытом деревянном храме. Туда отправился Александр Туровский, который позже рассказывал священнику: «Увидев всюду пыль и запустение, встрепенулось сердце мое, и тут же, в храме, появилось желание купить не иконостас, а всю церковь» .
Покупка состоялась. Оставалось только перевезти церковь. Но туровские крестьяне выразили несогласие с этим решением, ссылаясь на то, что, поставив деревянный храм, каменный не скоро будет закончен. И сход, собранный для того, чтобы попросить крестьян предоставить свои подводы для перевозки храма, закончился ничем. Убедить их не смогли ни священник, ни волостной старшина.
Но утром того дня, на который была назначена перевозка, крестьяне с подводами были у дома священника. И 6 августа 1885 года состоялось освящение церкви.
Несмотря на опасения крестьян, благодаря стараниям В. Владимирова в привлечении средств благотворителей, трудов и попечительства Александра Туровского и всех жителей села, строительство каменного храма не было приостановлено.
Церковь сооружалась пятиглавой с тремя престолами: главный – Казанской иконы Божией Матери, северный – святителя Николая Чудотворца и южный – преподобного Сергия Радонежского (храмовый праздник в Туровке).
25 сентября (7 октября) 1890 года местным благочинным были освящены главный и южный престолы в обширном, прочно и благолепно устроенном храме. Обедню пел хор певчих из соборной церкви г. Козлова. И с этого времени в Казанском храме с. Туровка началось совершаться Богослужение.
Но до этого дня не дожил строитель церкви Александр Туровский. Он умер в 1888 году и был похоронен в северной стороне храма.
Церковная летопись Туровки сохранила интересную легенду, которую записал В. Владимиров. В одной из крестьянских изб он обратил внимание на икону Богоматери. Хозяйка дома рассказала историю ее явления. Случилось это, когда в селе еще не было храма, а на том месте находилась рига. Выйдя в храмовый праздник на гумно, она увидела свет, исходивший с того места, где впоследствии был построен деревянный храм. Подойдя ближе, увидела икону Божией Матери «Нечаянная Радость» и, перекрестившись, взяла и понесла ее в избу. После этого по совету священника отнесла икону в храм, где ее освятили.
В октябре 1893 года священник В. Владимиров был переведен в церковь одного из сел Борисоглебского уезда. По всей видимости, это было сделано согласно его желанию. Несмотря на добросовестное выполнение своих обязанностей, на уважение к прихожанам, вероятно, не слюбилась его душа с сей местностью. Сохранилась запись, сделанная о. Василием, в которой звучит грусть и печаль: «Село Туровка лежит при речке Сурене, которая так скудна водой, что скорее похожа на плохой ручей и уж ни в коем случае не заслуживает названия речки. Местоположение села немного возвышенное, но весьма однообразно: ни горы, ни курганов, никакой вообще растительности. Одним словом место сие пустынное, скучное, наводящее грусть весной, когда кругом видны поля, вспаханные сохой, а зимой необозримая равнина покрыта снегом, как саваном. Лишь красное лето изменяет на время это однообразие местности, когда нивы зазеленеют… и несколько оживят Туровскую пустыню» .
О. Василий, будучи одинаково обходителен со всеми, приобрел уважение прихожан благодаря своей простоте, незлобию, чистосердечию. И туровцы приложили немало усилий, чтобы возвратить его обратно и успокоились только тогда, когда он решительно отказался возвращаться.
С 14 декабря 1893 года к своим обязанностям приступил новый священник Иоанн Золотов. Об экономическом положении причта Казанской церкви в это время сказано, что по штату в ней положены священник, диакон и псаломщик; они имеют 24 саж. усадебной и 33 дес. пахотной земли, содержание посредственное, домов церковь не имеет.
В 1910 году священно- и церковнослужители проживали в собственных домах, имели 39 саж. усадебной земли, а 33 дес. пахотной сдавалось в аренду от 10 до 15 руб. за дес. В приходе находилась деревня Новая (Балочки), винокуренный завод. В селе в 330 домах проживало 2000 жителей, имелась министерская двухклассная школа, в которой священник выполнял обязанности законоучителя и за эти труды получал 150 руб. в год.
В 1893 году И. Золотов, вступив в должность священника, продолжает начатую В. Владимировым работу по благоустройству прихода. Через год после этого начинается сбор добровольных пожертвований на устройство иконостаса в приделе во имя свт. Николая Чудотворца. В мае 1899 года он был установлен и 26 сентября того же года освящен.
По ходатайству священника в сельской школе в 1896 году открываются народные чтения.
3 июня 1901 года закладывается каменная церковная ограда. Ее строительство было закончено через год.
В 1903 г. разбирается деревянная церковь и продается в одно из соседних деревень. На вырученные деньги перекрывается крыша у каменного храма. Вместе с тем, ведется роспись внутренних стен церкви.
Казанский храм села Туровка служил верующим вплоть до начала тридцатых годов. В 1934 году он закрывается. Величайшее сооружение стало использоваться для хранения зерна. А в 1941 году Юрловский райфинотдел продает здание Казанского храма за 30 тыс. руб. Сергиевскому спиртзаводу (как напоминает это 30 сребреников!). В нем размещается зернохранилище. Завод взял из церкви все оборудование парового отопления. Снят был им для собственных нужд и иконостас.
Как могли смотреть на все это очевидцы освящения храма? Ведь они еще хранили в своей памяти рассказы родителей о пожаре, о том, как собирались средства, строился храм! Это не так уж трудно представить. Конечно, обливались кровью сердца, болели души. Но что они могли сделать?!
В 1942 году жители Туровки пишут в газету «Известия» письмо – заявление об открытии в их селе православного храма. Оно публикуется в январе 1943 года. Возможно, в конечном итоге это обстоятельство сыграло не последнюю роль в том, что церковь стала действующей.
Но тогда ответа из тех инстанций, которые должны заниматься этим вопросом, не поступает. Спустя год, направляется письмо в Совет по делам религий при Совмине СССР, а копии в Тамбовский облисполком. Отсылаются заявления и в Президиум Верховного Совета СССР. Ходоки не раз посещают уполномоченного по делам религии при Тамбовском облисполкоме.
Только после этого дается соответствующий ход данному делу, и уполномоченный приступает к сбору необходимых материалов. Группой верующих было, согласно действующему законодательству, оформлено заявление, составлен список всех ходатайствующих об открытии храма. Но на пути благородного и справедливого желания туровцев встает упорство и равнодушие районных чиновников.
Только после неоднократных требований уполномоченного, Юрловский райсовет высылает справку. Она по своей сути является ни чем иным, как простой отпиской: церковь «не годна, и в таком состоянии, в котором она находится, открывать ее нельзя… кроме того при проверке лиц, подавших заявление, выяснилось, что большинство из них не давали согласия и не подписывались под заявлением» .
Для расследования этого вопиющего «факта» фальсификации со стороны верующих на место выезжает представитель уполномоченного. Он установил: утверждение о том, что «подписи не являются подлинными неверно, активность верующих и подлинность подписей проверена» .
А работы по восстановлению храма действительно предстояло немало. Так, в акте, составленном в апреле 1945 года, сказано, что кровля на 68% сгнила до основания, пол требует замены, необходимы ремонт фундамента, остекление окон, установка дверей.
Предстояло произвести ремонт полов (заменить их), остеклить часть окон (другую часть забить тесом), установить двери, отремонтировать кровлю, но прежде всего очистить Божий дом от мусора. После чего восстановить внутреннее убранство храма.
Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Тамбовском облисполкоме нашел возможным передать церковь верующим. Основания для этого им были названы: незаконность продажи данного здания спиртзаводу, т. к. по этому вопросу не принимались решения ни облисполкома, ни даже райисполкома; церковь официально не закрывалась; группа верующих проявила в данном вопросе большую активность и обязалась произвести ремонт собственными силами; ближайшая действующая церковь находится на расстоянии 25 км от Туровки в Мичуринске.
В августе 1946 года Тамбовский облисполком принимает решение о передаче верующим здания Казанской церкви и не препятствует в проведении ремонта. 6 ноября 1946 года данное решение облисполкома утверждает Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР.
Спустя время, в село прибыл священник. С тех пор Казанский храм служит людям по своему прямому назначению, ради чего он и воздвигался более 100 лет назад.
Казанская церковь с. Туровка никогда не относилась к числу памятников архитектурного зодчества. Но без сомнения она является памятником истории не только самого села, но и всего Никифоровского района. А главное – памятником нескольким поколениям туровцев, которые, невзирая ни на какие трудности, построили и сохранили эту православную святыню.
.
В.В.Башканков, книга "К истокам" : https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/tambovskaya-guberniya1/naselennye-mesta-tambovskoj-gubernii-po-uezdam-i-volostyam/населенные-места-тамбовской-губернии/iz-istorii-pravoslavnyh-hramov-i-naselennyh-punktov-nikiforovskogo-rajona-tambovskoj-oblasti.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3