За последнее время меня уже несколько раз спросили по поводу категории людей, именуемых учёными "ахлюль-Фатра". Я уже как-то отвечал на этот вопрос, но по причине того, что некоторые братья не могут усвоить этот вопрос, постараюсь ответить би изни-Ллях ещё раз.
Аль-Фатра (الفترة) именуется период или промежуток времени, в котором не было пророков и Божественного писания. И когда учёные говорят об аяте про аль-Фатра:
﴿يَاأَهْلَ الْكِتَابِ قَدْ جَاءَكُمْ رَسُولُنَا يُبَيِّنُ لَكُمْ عَلَى فَتْرَةٍ مِنَ الرُّسُلِ﴾
«О люди Писания! После периода, когда не было посланников, к вам явился Наш Посланник, давая вам разъяснения» (аль-Маида, 19), то ученые говорят, что речь идёт о шести веках между пророками Исой и Мухаммадом (мир им).
Но следует понимать, что ученые не ограничивают понятие "аль-Фатра" только этим промежутком времени, они включают в это понятие любой период времени или места, когда и где не было пророческого знания, куда не дошёл призыв и т.п.
И люди Фатры существовали до ислама, существуют в наше время и будут существовать до Судного Дня, и об этом говорили такие шейхи, как Альбани, Абдуль-Азиз Раджихи, Ибн Джибрин, Абдуль-Карим аль-Худейр и др.
Также следует отметить, что под термином "ахлюль-Фатра" ученые часто имеют в виду людей периода доисламской джахилийи.
И после этого краткого вступления важно усвоить важный момент: Когда речь идёт о людях, умерших в период Фатры, когда не было ни посланников, ни писаний или же пророчество уже было, однако оно не дошло до каких-то земель или народов, то если эти люди в основе были неверными и язычниками, тогда мы говорим о них, что они умерли неверными, а вопрос их испытания и оправдания будет зависеть от решения Аллаха в Судный День и того, как они пройдут испытание, о чем говорится в достоверных хадисах.
И когда я отвечал и говорил, что ахлюль-Фатра в основе не мусульмане, а кафиры, то именно о таких категориях людей я и говорю, которые умерли в джахилии или умерли в иные периоды времени не на религии ислам.
А когда я говорил в своих записях про невежественных мусульман, до которых не дошло пророческое знание и довод, что они также же относятся к ахлюль-Фатрах, то это констатация факта, что среди невежественных и несведущих мусульман есть те, кто имеет отношение к этой группе, ибо до них не дошло пророческое знание. Термин "ахлюль-Фатра" – это не термин, обозначающий нечто вроде "неверные", "язычники", и т.д. Нет, это выражение используется на указание периода времени или людей, до которых не дошел пророк, призыв, послание, пророческое знание и т.д. И я никогда не говорил, что ахлюль-Фатра – это в основе мусульмане, однако я сказал, что мусульмане могут быть из числа людей Фатры, а это совершенно разные вещи. И несмотря на то, что в основе к людям Фатры относятся именно кафиры и мушрики, это не препятствует тому, что среди тех, до кого не дошло пророческое знание, кроме как поверхностно, могут быть и мусульмане. Вспомните хадис Хузайфы, который передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам будет исчезать подобно тому, как исчезают ворсинки с одежды, до тех пор, пока люди перестанут знать о посте, молитве, паломничестве и о подаянии. И будет поднята в небеса Книга Аллаха Всемогущего и Великого за одну ночь и не останется из нее ни одного аята. И останутся разные группы людей, из них старик и старуха которые говорят: “Мы застали своих отцов говорящих: «Ля иляха илля Ллах», и мы говорим это”». А когда Сыля ибн Зуфар спросил Хузайфу, передавшего этот хадис: “Чем поможет им это «Ля иляха илля Ллах», если они не знают о намазе, посте, паломничестве и о подаянии?!” Хузайфа сказал трижды: “Это спасет их от Огня!” Ибн Маджах 4049, аль-Хаким 4/473. Хадис сахих. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 87, “ас-Сахих аль-муснад” 1/241.
Как мы видим наглядно, эти люди в основе причисляли себя к исламу, говорили ля иляха илля-Ллах, не зная ничего о положениях ислама, но, тем не менее, они были мусульманами, которых спасли слова ля иляха илля-Ллах от Ада, как на это указал Хузайфа.
Поэтому имам Ибн Теймийя в своей книге "ас-Сафадийя" (1\232) включал в число периода Фатра и тех, кто причислял себя к мусульманам, как фатимиты, а также татаро-монголы, принявшие ислам, но совершавшие и произносившие слова явного неверия по незнанию. Он сказал: “Из числа таковых есть такие, чьим намерением не является желание ереси или лицемерия, однако они, может быть, не знают о положении посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и того, с чем он пришел, однако они возвеличивают его общим возвеличиванием. Они полагают, что люди (заявляющие, что пророчество приобретается не путём откровения) обсуждали вопросы пророчества и её положение на основании своих выводов, и будучи неспособными познать истинное положение в данном вопросе, имеют сами такое убеждение о пророчестве. Таких людей много в местах Фатры, где стало слабым наследие пророчества, так как нет в этих местах тех, кто занимался бы разъяснением истины. Такие люди бывают в странах джахилии, как страна Бану Убайда, как страна татаро-монгол и им подобные, и из их числа есть такие, кого Аллах простит. Воистину, если такой человек проявит усердие в познании веры в отношении посланника, не имея иной возможности приобрести свыше той веры, которую он уже приобрёл, то Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу. И это несмотря на то, что слова такого человека после предоставления ему довода будут неверием. Это подобно тому, кто сказал членам своей семьи: «Когда я умру, то сожгите меня и развейте мой прах, ибо клянусь Аллахом, если Он сможет воскресить меня, то накажет так, как не наказывал никого из миров!» Этот хадис приводится в двух сборниках «ас-Сахих» с разных сторон. Этот человек не знал о всемогуществе Аллаха, способного воскресить его, считая по своему невежеству, что Аллах не сможет его воскресить, если с ним поступить так. Но вместе с этим, по той причине, что он был верующим в Аллаха, в Его веления, запреты, заповеди и угрозы, страшась Его наказания, в то время, как на счёт его незнания о всемогуществе Аллаха ему не был предоставлен довод, который делал бы человека неверным за такие слова, тем не менее, Аллах простил ему. И подобное часто бывает среди мусульман”.
Также шейхуль-Ислам Ибн Теймийя говорит: “Тот, кто убежден, что его шейх посылает ему пропитание, или помогает ему или ведет его прямым путем, или кто поклоняется своему шейху, взывает к нему и делает саджда ему, или же предпочитает своего шейха над пророком полным предпочтением или же частичным, или же считает, что он и его шейх не обязаны следовать за посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то все такие люди являются неверными, если открыто проявят это, и являются лицемерами, если даже не проявят всего этого открыто! И подобных людей стало много в наше время по причине малочисленности призывающих к знанию и иману и по причине исчезновения пророческого знания во многих городах. У большинства таких людей нет знания о послании пророка (да благословит его Аллах и приветствует), посредством которого познается прямой путь, и до большинства из них это не дошло. Однако во времена Фатры или в местах Фатры человек получит награду за тот небольшой иман, что у него есть и Аллах простит ему то, о чём не дошел до него довод, что Аллах не простит тому, до кого довод дошел. И об этом упоминается в известном хадисе: «Настанет для людей такое время, когда они не будут знать о молитве, посте, Хадже и умре. И старик со старухой будут говорить: “Мы застали наших отцов, которые говорили «ля иляха илля-Ллах»”. Спросили Хузайфу: «Разве поможет им «ля иляха илля-Ллах»?!» На что он ответил: «Это спасет их от Огня!»” См. “Маджму’а ар-расаиль уаль-масаиль” 1/65.
Весьма надеюсь, что до этого момента всё ясно и понятно. И нам становится очевидным, что великий имам Ибн Теймийя включает в понятие "ахлюль-Фатра" тех, кто в основе является мусульманином.
Также хотел бы привести слова шейха Ибн Усеймина, который отвечая на вопрос про оправдание по незнанию в вопросах таухида, сказал: “Незнание, по причине которого оправдывается человек, так как не знает об истине и ему не говорили о ней, оно снимает с человека грех, а суждение о таком человеке истекает из его поступков, и если он причисляет себя к мусульманам, свидетельствуя «ля иляха илля-Ллах, Мухаммад расулю-Ллах», то он из числа мусульман. Если же он не причисляет себя к мусульманам, то его положение – это положение религии, к которой он себя причисляет в мире этом. А что касается Судного Дня, то его положение – это положение людей Фатры, чья судьба будет зависеть от Всевышнего Аллаха. И самое правильное мнение по поводу них в том, что они будут испытаны”. См. “Маджму’ аль-фатава Ибн Усеймин” (2\128-129).
Что же касается слов шейха Исхака бин Абдуррахмана Али-Шшейха, которые мне скидывали некоторые братья: «Люди фатры, до которых не дошло послание и Коран и умерли в джахилии не называются мусульманами по Иджма` и не просится для них прощения». См. Такфир аль Муайан: (9 стр), то с этим никто не спорит и никто в этом не сомневается. Шейх говорит о тех, кто умер мушриками во времена джахилийи, и естественно они в мире этом для нас все кафиры, и только некоторые заблудшие секты считали, что язычники, умершие в промежуток до прихода посланников имеют оправдание и даже не называются кафирами.
Шейх Альбани сказал: “Всякий, до кого не дошёл призыв – он из числа людей Фатры, будь это до послания нашего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) или же после его послания. Суть в том, чтобы был предоставлен довод. И я убеждён, что многие люди сегодня являются ахлюль-Фатра, даже многие из исламских земель”. Сл. “аль-Худа уа-ннур” # 100.
Шейх Альбани переселился в Иорданию в 1976 г., и записи его цикла "Сильсиля аль-худа", которых насчитывается более тысячу кассет, начались в Иордании. Эти слова шейх произнёс в 80-х годах, когда не было ни интернета, ни соцсетей. Конечно же, положение мусульман в мире в 2020 году отличается от положения мусульман в 80-х годах. Но даже в наше время в том же Египте среди Са’идийюн имеются мусульмане, в частности старушки, которые не знают самых элементарных вещей о религии, они носят хиджаб и никаб, совершают молитву, а на вопрос: "Как зовут пророка ислама?", - умудряются ответить: "Не знаю… Иса или Муса".
Такое же невежество и даже большее царит и в некоторых мусульманских странах Африки.
В общем, в упомянутых словах, шейх Альбани ясно говорит о том, что к ахлюль-Фатра могут иметь отношение как неверные в основе, так и мусульмане. А задолго до него это сказал в своих трудах и имам Ибн Теймийя.
Надеюсь, что братья наши усвоят этот вопрос и перестанут меня отвлекать подобными вещами.
Барака-Ллаху фикум.
Ринат Абу Мухаммад
15.09.2020
Источники:
1) https://vk.com/toislam2017?w=wall281299690_5673 2) https://asar-forum.uk/viewtopic.php?f=48&t=22254&sid=b7a7b238b752ef565532af72e988171d&p=99699#p99699
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев