В далекие времена великая река северных удмуртов соединяла их с остальным миром, то есть предшествовала Сибирскому тракту...
Много веков назад, когда просторы удмуртской земли были заняты необозримой тайгой, единственной дорогой, связывающей племена, была Река. Она была и торговым путем, и кормилицей, и служила последней дорогой, по которой - по поверьям наших предков - души умерших уходили в мир иной.Подобное значение придавалось рекам у многих народов в их историческом прошлом. Вспомним древних египтян, обожествлявших Нил, вспомним Индию, где до сих пор поклоняются Гангу. Для северных удмуртов такой священной рекой стала Чупчи-Чепца.
По своей природе и происхождению Чепца уникальна. Многие российские реки текут с севера на юг или наоборот. Чепца же упрямо продвигается с востока на запад. Местами она задерживается у небольших порогов, а затем вновь устремляется дальше,
словно нагоняя упущенное.
Благодатные берега Чепцы с бескрайними лесами, обилие непуганого зверя, птицы, рыбы, сочные пойменные луга, наполненные гулом диких пчёл, привлекли сюда людей племени чудь. С приходом к берегам реки других финно-язычных племен её назвали Чудьчи, то есть река, принадлежащая чуди. Со временем Чудьчи стало произноситься как Чупчи, а после появления русских поселенцев появилось современное название - Чепца.
Для людей, поселившихся на берегах Чепцы, река играла такую же роль, что и Сибирский тракт в более поздний период. По Чепце от Вятки к верховьям подымались на деревянных суденышках, где на веслах, где на бечеве, а где под парусами торговые люди, охотники, рыбаки, бортники и просто удалые люди в поисках лихой удачи. Так в первой половине первого тысячелетия нашей эры началось заселение предками удмуртов бассейна реки Чепца. Во втором тысячелетии, по данным долголетних археологических исследований, на эти земли пришли волжские булгары, а позднее и русские переселенцы - выходцы из новгородских земель и с берегов реки Вятки.
Колонизация бассейна Чепцы шла с низовьев по направлению к истоку еще и по религиозным причинам. Древние удмурты верили, что у истоков Чепцы (Гора Байгурезь) живут боги - родоначальники их племен, а в низовьях обитают души умерших предков. С этим поверьем связан культ водоплавающих птиц (лебедя, утки, гуся). Во время исполнения молитвенных обрядов удмурты пускали в Чепцу уток, гусей, лебедей: если птица поплывёт вверх по течению, то боги будут милостивы. Птицы считались посредниками между людьми и богами, и одновременно играли роль проводников для человеческих душ на их пути в удмуртский рай, расположенный в верховьях реки. Расселение по направлению к истоку реки со временем утратило сакральную мотивацию, но приобрело оттенки духовно-генетической связи с предками, энергетической привязанности к своим истокам.
Языческая космогония древних удмуртов основывалась на том, что река - это зримая нить, которая на земле соединяет мир богов (исток) с миром мёртвых (устье). Зеркальным небесным отражением земной нити-реки был Млечный Путь, который во всех финно-угорских языках назывался «дорогой водоплавающих перелетных птиц».
Древние финно-угры верили, что их Река впадает в студёное Северное море. Но мы знаем, что современная Чепца является притоком Вятки. Однако так было не всегда...
В далёком геологическом прошлом, более 200 тысяч лет назад, все реки Удмуртии несли свои воды в Северный Ледовитый океан. Река Чепца тогда была верховой частью древней Северной Двины, впадавшей в полярный морской бассейн. Такое интересное предположение сделал ещё в конце XIX века один из первых учёных Удмуртии, профессор Казанского университета, геолог и географ П.И.Кротов - уроженец с.Елово (ныне Ярский р-н Удмуртской Республики). Согласно его гипотезе древние Вятка и Кама были притоками праЧепцы. Наступление массивного ледника (толщина до трёх километров) с Кольского полуострова и Карелии создало преграду для текущих ему навстречу рек. Реки изменили направление своего течения в сторону уклона земной поверхности. Так, сделав петлю, Кама и Вятка повернули на юг, а Чепца стала впадать в Вятку.
Происхождение культа Реки связано с очеловечиванием древними племенами окружающего природного ландшафта. Древние удмурты брали от природы ровно столько, сколько им было необходимо для поддержания жизни и продолжения своего рода. Экологическое равновесие было основой равновесия душевного. Природа и человек взаимодополняли друг друга. И.С. Тургенев писал: «Тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанность ощущений и сил, равновесие здоровья в каждом отдельном существе (в том числе и в человеке) - вот сама её основа, её неизменный закон, вот на чём она (природа) стоит и держится». Такое положение помогало нашим предкам найти комфортное место обитания, опираясь на природные интуицию и биоэнергетику.
Согласно современным научным представлениям речные русла и многие древние торные пути проходят по тектоническим разломам земной коры. Энергетика земных недр оказывает сильное влияние на психическое состояние людей. Возможны и отрицательные последствия: слабоумие, физическое уродство, онкологические заболевания. Другая сторона этого воздействия - это появление разных колдовских культов и знахарство.
Древние удмурты благодаря энергетическому равновесию с природой имели мощную биоэнергетическую и психологическую защиту. Расселение вдоль рек формировало экологические ниши, в которых наши предки ощущали себя комфортно и счастливо.
Заселив берега Чепцы и Кильмези, финно-угорские племена подготовили почву для того, чтобы в будущем именно по этим ойкуменическим осям прошли южная (Кильмезь) и северная (Чепца) ветки Сибирского тракта. Соединение южной и северной веток в Дебёсах обусловлено тем, что село расположено в точке пересечения тектонических разломов, в своеобразном энергетическом центре. Выбор наших предков был неслучайным...
По древним поверьям, где-то в этих краях находился «верхний мир» (Рай) - обитель богов чепецких удмуртов (Гора Байгурезь). Со временем, утратив веру предков, мы потеряли свой Рай. Осталась лишь надежда на возрождение духа и духовности, экологического и энергетического равновесия всех живущих на удмуртской земле. Сопричастность с природой, возрождение чистоты Чепцы и родников, которые её питают, особая аура Сибирского тракта - вот рецепт духовного возрождения, который оставили нам наши далёкие предки.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев