Парусные корабли имели тогда полукруглое днище, и когда такой парусник попадал на мель, а пески с отливом высыхали, он ложился на борт. С наступлением прилива банка заливалась пятиметровым слоем воды, которая наполняло судно прежде, чем оно успевало вернуть себе нормальное положение.
Участь пароходов была не лучше. Имея плоское днище, они, попав на мель, во время отлива не валились, зато во время прилива течение вымывало из-под одного борта песок, намывая его на другой. Если судно попадало на банку носом или кормой по направлению к течению, то песок вымывался из-под этих точек, корпус судна провисал и, в конце концов, разламывался пополам.
Скорбный мартиролог
Одна из самых страшных трагедий произошла в ночь с 26 на 27 ноября 1703 года, во время шторма, обрушившегося на эскадру адмирала Бьюмонта. Вот что написал «отцу» «Робинзона Крузо» Даниэлю Дефо командир уцелевшего корабля «Шрюсбари» Норхилл:
«Здесь страшный шторм, который, по всей вероятности, еще продолжится. Рядом с нами стоял корабль контр-адмирала Бьюмонта "Мэри". Это судно погибло вместе с адмиралом и 300 моряками. Почти со всей командой погиб и "Ристорейшн". Те немногие, кому удалось спастись, попали на наш корабль.
Шторм имел ужасную силу -наш корабль сорвало с якорей и пронесло в 60-80 ярдах от мелей, где мы насчитали около 40 торговых кораблей - покалеченных или полузатопленных. Мы с ужасом смотрели, как их моряки карабкались на мачты, взывая о помощи...»
Попытка предотвратить крушения с помощью стационарного маяка в 1807 году окончилась провалом. Единственное, на что приходилось уповать, так это на размещение плавучих маяков. Так в 1805 году появился маяк «Северный Гудвин». Однако это положения не спасло. В 1814 году пески проглотили британский линкор «Куин» и бельгийский почтово-пассажирский пакетбот. Не изменилась ситуация и после установки еще двух плавучих маяков.
Единственной действенной мерой стала проводка судов с помощью лоцманов, однако капитаны судов - отчасти из-за экономии денег, отчасти из-за стремления быстрее добраться до порта назначения, - часто игнорировали эту услугу. Так что не случайно жертвой песков стал пароход «Виолетта» с несколькими сотнями пассажиров на борту. А следом погибли «Маккарта», «Соренто»...
Комментарии 5