Казимир Мсциховский: жизнь длиной в 3000 верст.
Так называется статья Сергея Лычаного, опубликованная в газете "Народная трибуна" от 9 января 2020 года.
В ней автор, в частности, сообщает, что в 1900 году Мсциховский заложил две большие капитальные шахты № 1 и № 2 за четыре—пять километров от села Селезневки. "Тут же возникает рабочий посёлок, который получил название Селезневский рудник. В 1902 году, в этих шахтах началась угледобыча. Чтобы увеличить вывоз угля предприниматели Мсциховский, Квятковский и Афенин строят железную дорогу от станции Кипучая и Овраги к угольным предприятиям".
Из этого текста остаётся неясен маршрут железной дороги. Станции Кипучая и Овраги - это две разные станции, и если от них строить дорогу к угольным предприятиям, то получится две дороги, а не одна. Неясно также, обе станции к началу строительства дороги уже существовали? И как называлась в таком случае станция отправления на угольных предприятиях? Но зато из этого текста можно сделать вывод, что дорога построена после того, как на шахтах началась угледобыча. То есть в 1902 году или позже.
Ольга Курашова в своей исследовтельской работе "Артемовск вчера и сегодня" сообщает: "В 1906 году, чтобы увеличить вывоз угля, в центре Селезневских рудников акционерное общество, возглавляемое Казимиром Людвиговичем Мсциховским, строит железнодорожную станцию Овраги (ныне Воровского в Перевальске) и прокладывает железную дорогу к станции Кипучая". Таким образом, трассировку дороги автор указывает "Овраги-Кипучая", а год постройки - 1906. Из текста также следует вывод, что станция Овраги была вновь построенной станцией отправления, находившейся в центре рудников, и от нее была построена железная дорога с выходом на магистраль (Кипучая - станция уже на магистрали).
Ольга Папулина, Протоиерей Алексей (Михайлюк) и Александр Папулин в своей историко-биографической книге "Казимир Людвигович Мсциховский: жизнь длиною в 3000 вёрст" (2015) пишут: "Мсциховский обратился в МПС и Министерство финансов с просьбой разрешить построить ширококолейную железнодорожную ветвь от станции Юрьевка, Юго-Восточных железных дорог, до имения Селезневка, протяженностью 10 верст. Вопрос решился очень быстро... Так на территории Селезневского рудника появилась железнодорожная станция Овраги".
В этой связи возникают вопросы:
1) Кто инициировал строительство дороги? Трое предпринимателей, включая Мсциховского, акционерное общество или лично Мсциховский?
2) За чей счет строилась дорога?
3) Каков был маршрут дороги, её начальный и конечный пункт?
4) Кто руководил строительством?
5) Когда эта дорога была построена и открыта для движения?
Ответить на эти вопросы помогут документы.
В издании "Собрание узаконений и распоряжений правительства" за 1900 год, статья 1259, опубликовано положение "О сооружении железнодорожной ветви от станции Юрьевка, Юго-Восточных железных дорог, до имения Селезневка":
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев