В Иерусалим на Пасху с Сергием - присоединяйтесь!
Главная / ---Великий ПОСТ / 6 неделя Великого поста
Воскрешение Лазаря
27 апреля 2024 (обновлено 26 апреля 2024) · На чтение: 9 минКомментарии: 0
Воскрешение Лазаря
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Шестая суббота Великого поста − Лазарева суббота. События Лазаревой субботы предваряют события Входа Господня в Иерусалим.
Воскрешение Лазаря
“Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”. Сёстры Лазаря, Марфа и Мария, являются прообразами двух добродетелей христианского служения. Мария олицетворяет собой добродетель созерцательного служения Богу, а Марфа − деятельного служения Богу. Редко бывает так, что в жизни одного человека совмещается созерцательное и деятельное. Чаще человек выражает одну из этих добродетелей в своей жизни.
“Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”. Существует устоявшаяся точка зрения, что болезнь может быть за грехи, болезнь может быть к смерти, болезнь может быть к славе Божией. Болезнь за грехи − форма очищения заболевшего, потому что в Писании сказано, что страдающий плотью перестает грешить. Именно в момент болезни люди произносят особенно горячие, покаянные молитвы перед Богом. Бывает болезнь за грехи родителей.Болезнь к смерти, когда человеку надлежит умереть, но Господь не хочет, чтобы это произошло неожиданно для самого человека, и он посылает недуг, болезнь. У больного человека ослабевают все связи плотского характера, и душа приготовляется к встрече с Господом. Болезнь к славе Божией, когда человек в своих недугах переживает высоту духовного подъема. Верующие люди воспринимают любой недуг, любую болезнь как нечто, что они получают от самого Бога, и они духовно возрастают в таком состоянии.
Семья Лазаря и его сестер Марфы и Марии в Вифании − это был дом, в котором Христос любил останавливаться. Эти люди особенным образом были преданы ему.
“Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его”. Христос есть Свет. И Он есть тот Свет, о Котором сказано: “Во тьме светит, и тьма не может объять его”. Но Христос есть Свет и в том смысле, что Он проницает тьму неведения будущего. Он знает, зачем Он возвращается в Иудею, для чего, и что его там ожидает. Такими словами Он утешает своих учеников и посвящает их в предстоящую тайну воскресения Лазаря.
“Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном”. Иисус говорит здесь о смерти, как о сне и это вполне правомочно. Смерть не является чем-то окончательным в жизни человека. По смерти человека ожидает воскресение как некое пробуждение от Бога.
“Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему”. Для учеников было важно увидеть воскрешение Лазаря, ведь на грядущей седмице предстояла смерть Самого Спасителя. Став свидетелями воскрешения Лазаря, они понимали, что Христос есть Начало и Конец, Альфа и Омега. Первый и последний подлинный смысл человеческой истории в целом и жизни каждого человека в отдельности. И Христос хочет ввести их в эту радость чудесного воскресения Лазаря, чтобы когда они увидят Самого Христа, умершем на Кресте, они бы с надеждой ожидали Его воскресения.
“Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним”.
Фома так говорит, потому что была угроза, что при возвращении в Иудею, что на Христа и на Его учеников могут напасть.
“Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их”. В Писании сказано, что лучше дом плача, чем дом веселья. И в иудаизме три основных добродетелей: заниматься сватовством, навещать больных и хоронить умерших, − всё это можно было делать в субботу. Обычно, когда начинались траурные мероприятия, прежде всего переворачивали кровать покойника, потом читали книгу Иова и собирались на общественную молитву, чтобы от 10 человек читали молитвы в память об усопшем и утешали бы его родных и близких. Но человеческое утешение, что оно может дать нам? Когда смерть необратимой реальностью становится перед каждым из нас. “Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома”. Марфа спешит к Иисусу. Иисус уже воскрешал мёртвых и творил другие чудеса. ” Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”. У неё есть полная уверенность, что Христос мог бы исцелить её брата Лазаря. И добавляет: ” Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.Иисус говорит ей: воскреснет брат твой”. Сам Христос является Источником жизни, Он Жизнодавец, Сын Божий, Бог, одно из имен Которого Сущий, то есть Самодостаточный. Отличие Сущего Бога от всех существующих тварей − всё существующее существует относительно чего-то, то есть человек, например, не может без воздуха, воды, еды. В Библии сказано, что мы живем, движемся Богом, который есть Самодостаточный. “Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день”. Марфа обращает внимание Христа, что она верит в общее воскресение, которое произойдет в последний день Господень, который начнётся и никогда не прекратиться. “Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?” Для верующего человека смерть не является чем-то трагическим, абсолютно безысходным. И когда для верующего человека гаснет сияние этой жизни, он входит во свет Христов. Марфа говорит: “так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир”. Когда подобное исповедание произносит апостол Пётр, Христос говорит ему: “Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах”. Это значит, что и к сердцу Марфы прикоснулся Бог Отец своей благодатью, и открыл ей свою тайну о богочеловечестве Своего Сына Христа Иисуса.
Воскрешение праведного Лазаря
“Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб − плакать там”. Плакать близ гроба − это одна из мицвот в иудаизме. В те времена даже эти слезы собирали в некий стеклянный сосуд и клали в гроб умершего или зарывали при входе в гроб-пещеру.
“Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его?” Христос восскорбел духом не потому, что он не может остановить смерть. Он восскорбел духом о нашей человеческой неспособности преодолеть и даже принять факт смерти наших ближних.
“Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился”. Христос оплакивает нашу беспомощность перед лицом смерти. Он переживает за нас. Ещё в Ветхом завете сказано, что Бог не хочет смерти грешного. И более того в Ветхом завете сказано, что Бог не хочет смерти умирающего. С одной стороны, это исполнение принципа, что надо оплакивать усопшего, а Христос исполнял закон во всех тонкостях и деталях. С другой стороны, это скорбь за нашу беспомощность. Как падение ребёнка на улице может умилить нас до слёз, потому что он еле ходит, неспособен к самостоятельным действиям, и мы переживаем и волнуемся за него.
” Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень”. По понятиям того времени камень можно было отнять от гроба только через год. В жарком климате тело целиком разлагалось и оставались только кости. Их обтирали маслом и вином и складывали в специальный ассесуарий. А тут только четвертый день.
“Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший”. Можно себе представить, как они, отвалив камень, быстро отбегают, опасаясь зловония мёртвого тела.
“Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон”. Это говорит Тот, Который сказал: “Да будет свет − стал свет. Да будет твердь − и стала твердь…”
“И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком”. Здесь всё непостижимо, всё необъяснимо. Как может выйти мёртвый, обвязанный по рукам и ногам с закрытым лицом? Это чудо воскрешения Лазаря, которое вдыхает надежду в наши сердца. И ученики Христа были свидетелями этого чуда, и когда на следующей седмице увидят Его умершего на кресте, будут думать о том: “А Тот Кто Сам воскрешал умерших, может ли Он силою ипостасного Божества, по воле Отца Небесного, действием Святого Духа восстать из гроба”.
“Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него”. Это ещё раз подтверждает чудо. Событие Лазаревой субботы предваряет Вход Господень в Иерусалим. Молва об этом чуде воскрешения четырехдневного покойника разнесется быстро, ибо Вифания рядом с Иерусалимом, и толпы людей выйдут встречать Христа с пальмовыми ветвями в руках, будут постилать одежды, приветствовать Его как пророка и как царя, Который преодолел смерть своего друга, воскресив его.
Протоиерей Олег Стеняев
Семья и Вера
Нет комментариев