Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за 322 боевых вылета, 78 воздушных боёв, 16 лично и в группе 11 сбитых самолётов противника гвардии младшему лейтенанту Владимиру Дмитриевичу Лавриненкову присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 957). 23 августа 1943 года по приказу командующего 8-й воздушной армии генерала-майора Т.Т.Хрюкина вылетел на перехват «FW-189» во главе четвёрки истребителей. В.Д.Лавриненков обнаружил немецкого разведчика в районе села Александровка Матвеево-Курганского района Ростовской области и атаковал его. Немец стал уходить, снижаясь по спирали. Затем в атаку пошёл ведомый, но промахнулся. После этого "раму" атаковала вторая пара, но та, круто поворачивая под атакующего, выходила из зоны обстрела. Тогда В.Д.Лавриненков стал на предельной скорости преследовать корректировщик, повторяя его траекторию. Огнём удалось подавить огневую точку "фокке-вульфа", но сбить самолёт всё не удавалось. Т.Т.Хрюкин по радио передал В.Д.Лавриненкову: "Сокол-17, не узнаю Вас!" В.Д.Лавриненков ответил: "Я - Сокол-17! Надеюсь, что через несколько минут Вы меня узнаете," - и пошёл на таран. Крылом своей "Аэрокобры" он ударил по хвостовому оперению "рамы". Оба самолёта понеслись к земле. В.Д.Лавриненков приземлился на парашюте на территории врага и был схвачен фашистами. Его отправили в Берлин для допроса, но в пути он вместе с другим лётчиком выпрыгнул ночью из идущего на полной скорости поезда и скрылся. В течение трёх месяцев воевал в партизанском отряде имени В.И.Чапаева под командованием А.В.Тканко. Потом вернулся в свой полк, получил звание гвардии капитана и одержал свою 28-ю личную победу, сбив Ю-88 над днепровскими плавнями. С октября 1943 по май 1944 года воевал в небе Крыма. Чтобы более активно "искать и уничтожать врага", 9-й Гвардейский полк выдвинул свой аванпост к самому Чёрному морю, разместив в засаде эскадрилью на Кулигейских хуторах и действуя по коммуникациям противника Николаев — Одесса — Крым. Первой с этого аэродрома действовала эскадрилья А.В.Алелюхина, затем её сменили лётчики В.Д.Лавриненкова. Выполняя полёты с искусно замаскированного взлётно-посадочного поля, В.Д.Лавриненков и его ведомые уничтожали автомашины и цистерны, взрывали паровозы и истребляли фашистских солдат и офицеров. 30 января 1944 года три самолёта "Аэрокобра", во главе с В.Д.Лавриненковым, вылетели на свободную охоту в район Николаев — Одесса с задачей уничтожить самолёты транспортной авиации противника. В районе Владимировки лётчики заметили с высоты 1200 метров Ю-52, который шёл на бреющим полёте. После первой атаки наших лётчиков сверху и сзади "Юнкерс" продолжал идти прежним курсом. Тогда В.Д.Лавриненков зашёл на повторную атаку и с короткой дистанции зажёг вражеский самолёт, который сразу же пошёл на посадку. Наши лётчики преследовали его, и, когда из севшей на поле горящей машины стали выбегать немцы, они открыли огонь. В один из тех дней эскадрилья В.Д.Лавриненкова барражировала в заданном районе, рассредоточившись на высоте. Сам командир занял место в верхней группе. Через некоторое время на горизонте появились едва заметные точки. Они все увеличивались в размерах, и вскоре В.Д.Лавриненков определил, что приближается группа "Юнкерсов". Бомбардировщики шли плотным строем. Командир эскадрильи нацелил на них свою ударную группу, а сам стал высматривать, не появятся ли «Ме-109» прикрытия. В их появлении он не сомневался. И действительно, вскоре увидел три пары вражеских истребителей, которые шли значительно ниже и, видимо, намеревались атаковать нашу ударную группу. "Атакую! Прикрой!" - дал В.Д.Лавриненков команду ведомому и свалил самолёт в крутое пике. В тот момент, когда он выходил из пикирования, ему удалось взять в прицел ведущий "Мессер". Не мешкая, ударил очередью из пушки и зажёг вражеский самолёт. Но тут же услышал предупреждение ведомого: "Сзади "Мессеры"! Внимание!" В.Д.Лавриненков оглянулся и увидел позади себя ещё две пары вражеских истребителей. Скольжением он изменил направление полёта, и огненные трассы противника пронеслись мимо. Выйдя из-под удара, В.Д.Лавриненков завязал ожесточённый бой с группой «Ме-109», не давая им возможности атаковать нашу группу, действовавшую против "Юнкерсов". В этом бою он уничтожил ещё один "Мессер". В конце концов бомбардировщики противника покинули район боя, не сумев выполнить свою задачу. Вслед за ними убрались и "Мессеры". В апреле 1944 года 9-й Одесский гвардейский Краснознамённый полк истребителей вёл непрерывные бои на Одесском и Крымском направлениях, поддерживая войска 4-го Украинского фронта. 10 апреля 1944 года, в день освобождения Одессы от немецких и румынских войск, выполняя задание по отсечению противника в районе Бочанко, группа, ведомая В.Д.Лавриненковым, встретила истребителей противника типа «FW-190». В завязавшемся бою В.Д.Лавриненков, зайдя в хвост "Фоккеру", сбил его с первой атаки. В тот же день, прикрывая наших штурмовиков в районе Мясниково, В.Д.Лавриненков заметил два «FW-190», которые намеревались с высоты атаковать наши истребители. Он бросился сверху в атаку и, зайдя строго в хвост, прошил истребители противника пулемётной очередью. Начав преследование отступившего противника по всему фронту, 12 апреля 1944 года, наши войска уже на следующий день освободили Симферополь и Евпаторию. Затем были освобождены Бахчисарай и Судак. 15 апреля лётчики полка поддерживали уже подвижные части наших войск в районе Севастополя. В один из тех дней эскадрилья В.Д.Лавриненкова барражировала в заданном районе, ожидая встретить самолёты противника и предотвратить массированный налёт вражеской авиации на город. Ждать пришлось недолго. Вражеские бомбардировщики появились с северо-запада. Шли плотным строем, прикрытые "Мессерами". В.Д.Лавриненков приказал лётчикам атаковать врагов, а сам с ведомым набрал высоту, чтобы связать боем вражеские истребители сопровождения. Они увидели три пары «Ме-109», которые шли ниже, высматривая наши истребители. В.Д.Лавриненков сделал заход со стороны солнца и врезался и строй "Мессеров", связав их боем. Тем временем лётчики его эскадрильи набросились на "Юнксрсы", сбили три, а остальные обратили в бегство, не допустив их к Севастополю. В этом бою В.Д.Лавриненков сбил два истребителя противника. Спустя несколько дней В.Д.Лавриненков повёл эскадрилью на штурмовку Херсонесского аэродрома, где базировалась вражеская авиация. Всё было рассчитано и предусмотрено так, чтобы одна группа истребителей, приняв на себя огонь зениток, дала возможность остальным нашим самолётам несколькими эшелонами и с разных направлений наносить удары по аэродрому. Принять огонь на себя выпало эскадрилье В.Д.Лавриненкова. В назначенный день и час группа под его командой направилась, как было задумано, в сторону моря. Пройдя километров 30-40 над морем, истребители развернулись и, снизившись почти до самой воды, скрытно подошли к аэродрому. Лишь километров за 10 до цели набрали высоту и сразу увидели на аэродроме выстроенные в ряды самолёты и позиции вражеских зенитных батарей, тут же открывших по ним огонь. Первый шквал огня гвардейцы прошли и, когда зенитные батареи оказались далеко внизу, поняли, что "пронесло". Теперь заговорили пушки и пулемёты "Аэрокобр", поливая позиции фашистских зенитчиков огнём и свинцом. Лётчиков охватил боевой азарт. Развернувшись, В.Д.Лавриненков подал команду повторить атаку. И снова свинцовый ливень обрушился на стоянки вражеских самолётов. Выйдя из атаки, гвардейцы увидели, как на аэродром ринулись ударные группы наших истребителей. До 20 самолётов было уничтожено на аэродроме Херсонес. Когда на Сапун-горе был воздвигнут обелиск в честь освободителей Крыма, то имя Владимира Дмитриевича Лавриненкова было начертано на нём одним из первых.
Комментарии 1