заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётным испытаниям, единственная женщина, удостоенная двух высших званий (Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда).
Валентина Степановна родилась 14 (27) апреля 1909 года* в городе Харьков (ныне областной центр Украины) в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Украинка.
В 1927 году окончил 2 курса Харьковского технологического института. В 1929 году окончила Пензенскую лётную школу Осоавиахима. В 1930-1934 годах работала планеристом-инструктором и лётчиком-инструктором в Тульской и Московской лётных школах Осоавиахима. В 1934-1939 годах – лётчик агитэскадрильи имени М.Горького на Центральном аэродроме в Москве.
В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.
24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37 «Родина» (второй пилот – П.Д.Осипенко, штурман – М.М.Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6.450 километров).
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 2 ноября 1938 года Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей вручена медаль «Золотая Звезда» №104.
С 1939 года – начальник Управления международных воздушных линий СССР. В 1940-1941 годах одновременно училась в Академии ГВФ. В армии с июня 1941 года.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – апреле 1942 – командир корабля Московской авиагруппы особого назначения ГВФ, в мае 1942 – мае 1944 – командир 101-го транспортного авиационного полка (с июля 1942 года – 101-го авиационного полка дальнего действия). За время войны совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночью) на самолёте Ли-2 на бомбардировку противника, выброску парашютистов в тылу врага, а также для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и к партизанам Украины.
С июля 1946 года полковник В.С.Гризодубова – в запасе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев