Представляем вашему вниманию интервью батюшки, данное им журналу «Свет Православия в Казахстане» около 15 лет назад.
- Батюшка, расскажите, пожалуйста о предыстории создания храма.
До «перестройки» в Караганде было всего два православных храма: Богородице-Рождественский, воздвигнутый трудами преподобного Севастиана, и Михаило-Архангельский собор. Верующих было много и нам приходилось ездить в города-«спутники», где мы причащали людей, совершали погребения и другие требы. Я начал служить в 1974 году и хорошо помню, как на первой седмице Великого поста 1975 года в субботу в нашем храме причастилось 650 человек, нас было три священника, и, конечно, это было сложно, но, с Божией помощью, мы справлялись. На Пасху было так много народа, что крестный ход провести было невозможно, только входили в притвор и там начинали Светлую заутреню.
- Делались ли в те годы в Караганде попытки открыть еще один храм?
- В 1957 году пытались. Но не было разрешено. Нашли архитектора, он сделал проект, но когда узнали власть имущие, то сразу запретили, и архитектору не поздоровилось. Даже когда мы попытались немного расширить крестильную, то сразу пришли из школы: вы, что, здесь церковь строите? Так что, постепенно перенося стеночки, расширяли храм. Там же только землянка была, где сейчас храм. Перенесли стенку, расширили, поставили столбик, а в 1961 году, так как власти не разрешали поднять потолок, мы, будучи жителями Караганды – городе шахтеров, углубили пол, так в церкви появилась солея.
- А кто работал в церкви? Была ли возможность нанять профессионалов?
- Работали сами прихожане, дедушки, нанять нельзя было никого. Однажды вследствие шахтной подработки на стене появилась трещина. Что делать? Решили укреплять стены кирпичом изнутри. Службы идут. По окончании службы кто за лопаты, кто за кирки, старую гнилую стенку разбираем. А за ночь четверо дедушек стену выложили. Так за месяц все стены переложили кирпичом. Все это делалось, когда начинались холода, видимо, летом больше глаз было, и поэтому преподобный благословлял проводить работы осенью и в начале зимы.
- Как преподобный Севастиан относился к красоте, особенно красоте храма? Давал ли он личные указания сделать что-то в храме или руководствовался чужими советами и полагался на чужой вкус?
- Нет, конечно, сам решал и очень скрупулезно относился к этому. Иконы писала мать Агния, конечно, это прекрасные иконы, а все остальное было простеньким. И нельзя это было как-то особенно украсить. Поэтому все украшалось ленточками, делались украшения на иконы к каждому празднику разных цветов. Помню, был свидетелем, как батюшка так сердито сказал одному человеку: тебе ни до чего дела нет, а тут к празднику не те ленточки повесили! Он даже об этом заботился.
- Правда ли то, что о строительстве нового Свято-Введенского в Караганде храма было пророчество преподобного Севастиана?
- Недавно одна женщина, живущая в Караганде, Стрелкова Зоя Васильевна передала мне воспоминания своего деда Герасима Егоровича Жукова, который был прихожанином храма в Михайловке и чадом преподобного Севастиана. Однажды, глядя в сторону юго-востока, батюшка Севастиан, как вспоминал Герасим Егорович, сказал: «Я вижу большой, красивый город, а на бугре храм, в котором будут лежать мои мощи». На это ему возразили: «Батюшка, да нет там никакого города, там аэропорт, а за ним наделяют участки, где мы садим картошку». «Нет, нет, - сказал на это преподобный, - я вижу там очень красивый город». Таких воспоминаний много.
Однажды, когда мы уже строили Введенский собор, ко мне подходит Ольга Федоровна
Орлова врач, которая лечила батюшку и дает мне деньги: «Вот Вам деньги на строительство храма от батюшки Севастиана». Видя мое недоумение, объясняет. Оказывается, ее родителям преподобный давал деньги и при этом сказал, что в Караганде будет строится храм и эти деньги нужно будет отдать настоятелю.
- Почему собор в Караганде стал именно Введенским?
- Когда наступили «перестроечные» времена правящий архиерей, тогда это был владыка Евсевий, сказал нам, что нужно строить новый храм. Но мы не сразу приступили к этому. Но так сложились обстоятельства, что под старым Богородице-Рождественским храмом прошла шахта, был снят один пласт угля и готовились снять второй, тогда на месте храма было бы болото. Поэтому стали выбирать место под строительство нового храма. Было предложено несколько мест, но все они по каким-то причинам не подходили. И в конце-концов, остановились на том, где сейчас стоит храм, на бугре, в районе Юго-восток.
Сначала предполагалось, что храм будет, как и старый, называться в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, один придел в честь Иоанна Предтечи, а второй в честь мученика Севастиана – небесного покровителя старца. Но в это время началось разрушение экономики, и разработка угля под Богородице-Рождественским храмом остановилась. Поэтому храм сохранился. И архиепископ Алексий, правивший тогда нашей епархией, посчитал, что не нужно в одном городе иметь два одноименных храма. А так как преподобный был пострижеником Свято-Введенской Оптиной пустыни, то в этой связи храм назвали в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
- Расскажите, чувствовали ли Вы явную помощь преподобного Севастиана при строительстве храма, может быть, совершались какие-нибудь чудеса?
- В 1991 году мы закладывали первый камень в основание храма. В 1994 году, когда стены храма были уже воздвигнуты, в Караганду с архипастырским визитом приехал архиепископ Алексий и во время служения водосвятного молебна, первой службы в храме, я вспомнил, что именно в этот день три года назад мы закладывали первый камень. И этот день был днем памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Риме посрадавших. В честь именно этих святых был храм в селе Козмодемьяновском, где родился преподобный Севастиан. Это, конечно, промыслительное совпадение. Позже левый придел собора был освящен в честь этих святых.
А помощь преподобного чувствовалась всегда. Не раз бывало, что не было того или иного материала для строительства. И вдруг приходит какой-нибудь человек и предлагает именно то, что нам нужно.
Какие были сложности во время строительства?
Можно вспомнить наши непростые отношения с архитекторами. В.Г.Сергеев, ныне почивший, талантливый, хороший, но очень принципиальный человек. Он осуществлял авторский надзор, и каждую неделю я его и других проектировщиков привозил на стройку. Не раз у нас были споры. Он, например, хотел поставить колокольню отдельно от храма, над крестильной, это удалось отстоять. Были и другие несогласия. Все осложнялось тем, что проект был сделан для нас безвозмездно, а, как говорится, кто заказывает музыку, тот и деньги платит. А так как мы деньги не платили, то они и чувствовали себя хозяевами положения. Но по молитвам преподобного все устроилось.
- На что в жизни прихода в первую очередь должно быть обращено внимание настоятеля храма, да и вообще священника?
- В Священном Писании написано, что человек – храм Божий. И вот на этот храм, живой, человек должен более всего обращать внимание.
- Существует традиция в праздники делать добрые пожелания. Что бы Вы могли пожелать читателям «Света Православия в Казахстане» в день Введения во храм Пресвятой Богородицы?
- Сразу так и не найдешься, что сказать. Чтобы родители имели попечение о своих детях. В народе говорят: «Маленькие дети спать не дают, а выросли – сам не уснешь». Внушать детям с малых лет любовь к Господу. Еще в студенческие годы я писал реферат на тему нравственного воспитания детей. И тогда в одной книге я прочитал о том, как к одному мудрому человеку пришли родители с вопросом, когда им начать воспитание своего ребенка. Он спросил у них, сколько лет ребенку, и когда те ответили, что всего один год, то мудрец сказал им, что на год они уже опоздали. И учить нужно ребенка не столько словом, сколько своим добрым примером.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев